Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности, это касается всех видов труда.
Мы, мастера производственного обучения, сегодня вынуждены изменить процесс подготовки рабочих кадров. Сейчас востребован молодой специалист, который способен овладевать современными технологиями и новейшей техникой. Уровень начального овладения специальностью – удел прошлого. Жизнь диктует изменения в подготовке квалифицированных кадров. Подготовка квалифицированных рабочих всегда была серьезной задачей, а сейчас, когда во главу угла ставится деятельность, связанная с предпринимательской активностью, с возможностями творческого приложения сил, она еще и сложная задача. Многие привычные производственные процессы уходят в небытие или кардинально меняются, поэтому мастер должен быть готовым мобильно приспосабливаться к быстроменяющимся технологическим процессам, появлению новейшего оборудования и инструментов, успешно овладевать ими. Молодые должны осознать, что никакой, даже высокий уровень знаний сегодня не гарантирует им в будущем соответствия требованиям избранной специальности. Если хочешь остаться востребованным, то необходимо свыкнуться с мыслью, что учиться придется всю жизнь! Поэтому важнейшей задачей для мастеров производственного обучения становится осмысление новых подходов к профессиональному обучению. Сказанное не означает отказа от формирования у обучаемого базовых качеств, необходимых во все времена и учитывающих перспективные требования производства, таковыми всегда были соблюдение производственной и технологической дисциплины, бережное отношение к оборудованию и инвентарю, умение применять на практике полученные теоретические знания, глубокие и прочные знания основ техники и технологии производства, организации труда в объеме, необходимом для овладения профессией и дальнейшего роста квалификации.На современном этапе от будущего специалиста ждут проявления качеств личности – творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к изменяющимся условиям производства. Следовательно, основными направлениями подготовки квалифицированных специалистов становится не просто обучение молодежи, а реализация приоритетов, обозначенных самой жизнью. Это приоритеты международного образования.Приобретение знаний: тут главное – понять, насколько важно каждому желание, а также умение познавать новое, в том числе путем самообразования.Обучение работе: тут важно усвоить деятельностный подход к любому порученному делу – уметь оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность для достижения наилучшего результата.Обучение науке жить: тут необходимо научиться адаптироваться к условиям быстроменяющегося мира, стать способным творчески реализовать себя в профессиональной деятельности, в личной жизни.Обучение коллективной деятельности: тут нужно научиться жить вместе – формировать в себе устойчивую систему ценностного отношения к миру, к людям.Я думаю, в оценке качества профессионального образования на этапе учебно-производственной деятельности должны быть учтены такие критерии: в какой степени обучаемый усвоил нормы и правила профессии; стремится ли он проявить в ней свою самобытность, развивать себя в профессии; имеет ли и ищет ли студент перспективы роста, готов ли к принятию профессионального опыта других; умеет и готов ли обучаемый к количественной и качественной оценке своих успехов, может ли он их объективно оценивать.На нашем факультете ресторанного бизнеса мастер-класс стал одной из форм повышения профессионального мастерства и внутренней оценки качества образования. Мастер золотые руки – наивысшая оценка. На мастер-классах студенты получают информацию о новейших технологиях и методиках будущей профессии. Мы совместно отрабатываем технологические подходы и приемы решений поставленной проблемы, передаем свой опыт путем прямого комментированного показа последовательности действий в приготовлении, создании и декорировании блюд.«Будущее начинается здесь, в колледже» – так мы говорим своим студентам, поэтому и сами должны соответствовать этому. Мастер со старыми технологиями не создаст настоящего и не построит будущего. Главное – вдохновить студента на стремление к успеху.Формула успеха мастера производственного обучения проста – успех ученика на производстве!Галина АНИСИМОВА, мастер производственного обучения факультета ресторанного бизнеса технологического колледжа №14
Комментарии