Невозможно представить себе современного педагога, не обладающего компьютерной грамотностью, креативностью, нестандартным и свободным от клише мышлением. Особенно это относится к новобранцам школьной жизни – молодым специалистам.
Молодой специалист, даже обладая теми или иными качествами, не в состоянии добиться полного профессионального успеха без определенных шагов. Формула есть нечто универсальное: подставь математическую формулу в пример, и получишь точный результат. Подставь формулу в задачу по физике, и ты найдешь неизвестное. А можно ли говорить об универсальной формуле успеха? То есть о тех универсальных шагах, проделав которые молодой педагог достигнет успеха. Я считаю, что можно, и объясню почему.То, что все люди на нашей земле разные, – факт неоспоримый. У каждого свой темперамент, свой взгляд на окружающую действительность, свое представление об успехе. Для одних успех – семейное благополучие, для других – высокое материальное положение, для третьих – признание коллег на профессиональном поприще. Тем, что каждый из нас представляет для себя в слове «успех», и будут отличаться шаги достижения, собственно, этого успеха. Если взять идеальную модель становления человека, то ясно – он стремится ко всем ипостасям успеха, но, только заявив это, мы можем говорить о тех шагах, которые предстоит пройти молодым педагогам для осуществления своих желаний.Один из важнейших шагов, по моему мнению, личностное развитие и стремление к овладению педагогическими навыками. Да, все мы учились профессии «учитель», и все мы получили базовые знания по этому направлению. Но, признаемся себе, достаточно ли было нам педагогического образования для того, чтобы, придя в школу, стать классными педагогами? Я думаю, многие из вас ответят: «Нет!» Так было и со мной. Изменять себя, приобретать достоинства, быть на одной волне с учениками, в постоянном поиске, доверять детям и поддерживать их – вот что ведет нас к достижению профессионального успеха. Ты не можешь применять годами наработанную методику к каждому ребенку. Каждый ребенок индивидуальность, а потому универсальные формулы не действуют. Каждый педагог ищет свои, те необходимые ему в работе с каждым ребенком формулы. В этом состоит первый шаг на пути к успеху – учись, ищи, пробуй. Молодой педагог представляет собой смесь знаний, амбиций и неопытности «зеленого» работника. Лишь спустя определенное время работы в учебном заведении можно будет говорить о том, состоялся ли молодой специалист как полноправный член педагогического коллектива или нет. А кто поддержит молодого педагога в его стремлении к становлению, как не окружающие его коллеги и администрация учебного заведения? Я считаю это немаловажным фактором успеха молодого педагога. Обязательно должны быть в коллективе те люди, к которым можно подойти и спросить: «А как бы вы со своим опытом действовали в этой ситуации и почему?» Помощь и поддержка коллег станут большой составляющей общего успеха молодого специалиста.Следующий важный шаг – умение молодого педагога заинтересовать учеников своим предметом. Именно заинтересовать, завлечь в свой предмет, а не заставлять его изучать. Если ученик сам желает учиться, умеет это делать, если ему психологически комфортно на уроке, то результатом его обучения будут глубокие и прочные знания, собственно, именно тот результат, на который и нацелена деятельность учителя.Давайте зададим себе еще один вопрос: в чем может выражаться уровень развития молодого специалиста? Может быть, в признании коллег, признании родителей учеников, но, как мне кажется, уровень развития педагога выражается в успехах его подопечных, тех, собственно, ради которых мы все и трудимся. Первая победа в олимпиаде, первое красноречивое выступление перед аудиторией, первые взрослые поступки… Каждая победа ученика – отчасти победа самого учителя. Именно учитель через собственное саморазвитие развивает в учениках те незыблемые качества, от которых зависит дальнейшее становление успешного гражданина своей страны.Разные ипостаси успеха позволяют говорить о разных путях их достижения, но бесспорным остается то, что лишь трудолюбием, любовью к профессии и детям, креативностью и полной самоотдачей можно достичь высоты в столь нелегкой профессии, как педагог.Александр ШАШКОВ, учитель истории и обществознания ЦО №1491
Комментарии