Основная задача профессионального образования – выпуск специалистов, чьи умения и компетенции соответствуют реальным требованиям рынка труда. Кроме того, профессиональное образование – это одна из важнейших составляющих социализации ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также важное условие для их интеграции в жизнь большого города. В колледже сферы услуг №10, где готовят специалистов в области индустрии гостеприимства, сферы услуг и общественного питания, эти две задачи решают с помощью социального сотрудничества с будущими потенциальными работодателями, а также масштабной профориентационной работы. Тут стараются адаптировать образовательные программы к требованиям времени и общества, стараясь избежать проблем с невостребованностью подготовленных специалистов. Здесь стремятся к тому, чтобы подарить каждому выпускнику надежду на успех.
Никто не будет отрицать, что каждый педагог мечтает видеть своего воспитанника успешным в самостоятельной жизни. Так же как каждый выпускник надеется, что за порогом учебного заведения он сможет реализовать все, чему его выучили. Для этого в колледже сферы услуг №10 создали условия для присутствия представителей предприятий на всех этапах образовательного процесса. Они принимают непосредственное участие в корректировке рабочих программ производственной практики и профессиональных модулей, являются экспертами при проведении демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации. Будущие потенциальные работодатели участвуют в профориентационной работе и днях открытых дверей, в круглых столах и тематических конференциях.
Тема социального сотрудничества не только не теряет, а лишь набирает актуальность с течением времени. Она как бы находится на пересечении интересов профессионального образования и бизнеса. С одной стороны, в основе подготовки специалиста федеральный государственный образовательный стандарт, с другой – требования и пожелания работодателя. И их нужно учитывать при составлении основной профессиональной образовательной программы и учебного плана. Но ведь проходит два, три, а то и четыре года, прежде чем на рынок труда выйдет специалист, условия для подготовки которого обсуждались и утверждались еще до начала его обучения, в то время как общество и экономика уже диктуют новые требования к выпускникам. Социальные партнеры все чаще выступают с предложениями о формировании новых компетенций, которыми должны владеть выпускники колледжа. По словам общественного уполномоченного по защите прав предпринимателей гостиничного бизнеса Игоря Лаврика, это такие компетенции, как умение решать проблемы, коммуникативные навыки, самоорганизация и самоконтроль, стрессоустойчивость, владение двумя иностранными языками, сервисо-ориентированность. Кроме того, речь идет об участии работодателей в ранней профилизации будущих специалистов, проведении мастер-классов и экскурсий для абитуриентов, формировании компетенций future skills, организации профильных стажировок для преподавателей и мастеров производственного обучения, предоставлении мест практики для студентов.
В 2020 году одной из приоритетных задач колледжа стала совместная с нашими социальными партнерами разработка эффективного учебного плана (ЭУП), который отвечал бы всем требованиям подготовки конкурентоспособного специалиста, современным и будущим социально-экономическим условиям московского рынка труда. В этом учебном плане мы делаем ставку на ускоренное за счет эффективного распределения учебной нагрузки обучение, организацию дуального образования, внедрение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и ведение проектной деятельности.
Пандемия Covid-19 вызвала спад мировой экономики. Не стала исключением и сфера услуг. Колледж, учитывая отраслевые социально-экономические изменения, с 1 сентября 2020 года предлагает для студентов нового набора возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Они смогут углубленно изучать два иностранных языка, а также научиться работать с профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. У студентов появится возможность освоить навыки планирования предпринимательской деятельности в сфере услуг и компетенции future skill. А также пройти учебную программу на один год раньше и получить возможность заключения отсроченного трудового договора.
Уже сейчас мы вносим изменения в содержание программ профессиональных модулей ЭУП ради профессий будущего и формирования у наших выпускников новых компетенций. К примеру, экодиетолог. Он разрабатывает сбалансированное, вкусное, полезное и безопасное для человека и природы меню и связан с экологическими профессиями будущего (совместный проект WWF России и Атласа новых профессий).
Мы надеемся, что внедрение эффективного учебного плана позволит в более короткие сроки подготовить будущих специалистов, которые бы полностью отвечали запросам работодателей здесь и сейчас, у которых не возникнет проблем при прохождении практики и дальнейшем трудоустройстве.
Наталья МОРКОВИНА,
заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ колледжа сферы услуг №10
Комментарии