search
main
0

Успех – это ключевое слово. Майя ПИЛЬДЕС, директор гимназии №56 Санкт-Петербурга

Интересна, трудна, увлекательна, ответственна работа директора школы. Сколько нужно знать, уметь, учиться для того, чтобы эта работа приносила радость и была успешной. Успех – это ключевое слово, вокруг которого мы ведем наш разговор. Будем честными: успеха хотим мы все. К нему идем. Обеспечиваем его. Иначе зачем все? Вот и в проекте «Наша новая школа» я вижу, читаю, понимаю: все, что нам нужно сделать, и все, что мы уже делаем, требует от нас успешной деятельности и успешной жизни. Это единственный ориентир, который обеспечит всей нашей школе развитие.

Судите сами.

Первое. Конкурентоспособный ученик, обязанный найти свое место в конкурентном мире, – это успешный ученик, человек, гражданин. Чтобы привести его к успеху, к новым стандартам жизни, нужны новые стандарты образования.

Второе. Поиск талантливых детей, работа с теми, кто способен модернизировать страну, – это обеспечение успешной жизни и для этих детей, и для этой страны.

Третье. Успешного ученика может воспитать только успешный учитель. Сегодня мы уже не раз обращались к этой формуле: счастливого – только счастливый, умного – только умный, интеллигентного – только интеллигентный. Высокопрофессиональный учитель, оставшийся в школе, не ушедший на другую работу, – это успешный учитель и успешный человек.

Четвертое. Для успешного ученика и для успешного учителя необходима не ветхая, а современная, красивая, высокотехнологичная школа, основанная на высоких правилах нравственности, педагогики и организации.

И наконец, пятое. Это здоровье – и для ученика, и для учителя. Мы должны достигать успеха не за счет собственного и детского здоровья. А вот это и есть самое сложное, потому что зависит не только от нас. Но об этом чуть позже.

«Наша новая школа» –

это наша успешная школа

Мне очень по душе этот проект, как, впрочем, и приоритетный национальный проект «Образование», который впервые был обращен к лидерам, который работал и работает на поддержку лучших, а значит, успешных.

В проекте «Наша новая школа» конкретно не сказано, кто эту школу сделает, но мы все прекрасно понимаем, что сделают ее директор и его команда, которые обязаны уметь быть и новыми, и успешными.

Я возьму на себя смелость утверждать, что перед вами сегодня именно такой директор и такая команда. Коллеги и друзья меня понимают, а других в этом зале нет.

Я уверена, что все понимают и другое: проблем и нерешенных задач у нас, как и в любой школе, много. У нас трудная работа. Время тяжелое, задачи серьезные, работа с людьми, детьми и взрослыми – это непростая работа. Так было всегда и, наверное, будет, но сила в том, что мы способны не только видеть проблемы, но и находить пути их разрешения. Именно в азартном преодолении проблем кроется наш успех.

Я благодарна за самое высокое признание моих заслуг и заслуг моих сотоварищей (обожаю слова с приставкой «со»: сотрудники, соавторы, сотоварищи; очень педагогическая приставка), и мне хочется поделиться с вами теми простыми правилами успешного управления, которые за эти годы выработаны нами и не нами, но которых мы придерживаемся всегда – изо дня в день, что и приводит нас к успеху.

Коль директор – капитан,

навигатор – это план

Настоящий директор думает о том, что будет сегодня. Хороший директор знает о том, что будет завтра. Очень хороший директор задумывается над тем, что будет послезавтра. Успешным может быть только очень хороший директор, перед которым стоит главная задача – сделать вверенное ему образовательное учреждение тоже успешным.

Всего одна задача, в основе которой понимание, что успешная школа – это развивающаяся школа.

Директорский дар в том, чтобы видеть перспективы развития. В этом видении и есть необходимое условие достижения успеха.

Есть еще одно условие. Успешный директор должен быть мудрым. Мудрость такого директора в оптимальном сочетании инноваций со здравым консерватизмом.

К здравому консерватизму мы относим наличие всевозможных планов – от больших до маленьких. От перспективного плана развития до плана конкретного дела. Мы твердо знаем, что план – это не атавизм советской эпохи. План – это траектория движения, развития. А значит, успешное планирование – залог успешного развития. Мы живем по таким планам вот уже 20 лет. И развиваемся успешно.

Первый перспективный план (программа развития) был принят нами в 1991 году. Теперь таких выполненных программ уже шесть. В работе седьмая. А еще множество планов: на год, на два месяца, на сегодняшний день, на каждый урок. Выполнение плана – обязательное условие ежедневной жизни.

Хочешь управлять на «пять» –

сумей команду подобрать

Всем хорошо известно, что учитель – главная фигура в школе. А мы уверены еще и в том, что завуч – самая главная. Известна управленческая мудрость, гласящая, что «не боги горшки обжигают, а их заместители». Вот о чем должен всегда помнить директор, стремящийся к успеху.

Что такое управленческая команда? Это эффективно работающая команда заместителей. Самый успешный заместитель – это заместитель, умеющий не только доносить до коллектива ведущие идеи директора, но и воплощать их в жизнь своим каждодневным трудом.

Директору же следует помнить о том, что полномочия следует делегировать. А это значит, что у каждого заместителя обязательно должен быть пусть даже самый немногочисленный коллектив людей, которым он, заместитель, может и должен руководить (управлять). Только тогда, когда это условие обеспечено, и создается управленческая команда.

Если директор хочет получить от своего заместителя полную отдачу в работе, избегая внутренних конфликтов, он обязан организовать для своего заместителя поле его личного влияния, его личной свободы, личной реализации.

Завуч должен стараниями директора быть счастливым человеком. Похвалы, награды, одобрения и создание дружественной обстановки, основанной на взаимном уважении, взаимной поддержке и взаимном понимании места каждого в организации общего успеха, – это задача директора и его обязанность.

Директор только вдохновитель,

главный здесь всегда учитель

Если заместителей успешные директора подбирают, то учителей успешные директора выращивают.

Создание условий для процветания и самореализации учителя – вектор направления усилий всей администрации школы.

Что понимается под условиями?

Во-первых, собственно сами условия: расписание, кабинеты, любимые курсы, любимые возрастные группы детей.

Во-вторых, создание условий для профессионального роста: профессиональная учеба, аспирантура, конкурсы.

В-третьих, создание ситуаций и праздников педагогического успеха.

Учитель в аплодисментах нуждается при жизни! И в наградах тоже. И в праздниках. Нужно предоставить подиум для учителей, чтобы они могли себя продемонстрировать, свое педагогическое умение и методическую виртуозность.

Создание и сохранение высокопрофессионального педагогического коллектива – сложнейшая задача, решение которой возможно лишь одним способом. Любовью. Учителей нужно любить, тогда они будут любить детей и свое дело, которое как раз и заключается в умении любить и учить.

Подбор учителей – первостепенное дело директора.

И еще. Плохих учителей бесполезно обучать, воспитывать, посещать. Их надо менять. На хороших. А из хороших выращивать очень хороших. Только так.

Школа – общий дом детей,

а директор не злодей

Директор, как правило, не управляет детьми. Успешный директор управляет теми, кто управляет детьми.

Для того чтобы это управление было эффективным и педагогически оправданным, следует установить правила поведения детей и правила отношения к детям.

Директор не только устанавливает правила, но и обеспечивает условия для их исполнения. Вот именно обеспечение условий и есть главная забота директора.

Успех работы с детьми в школе определяется простотой правил и несложностью их исполнения. Мы любим повторять простую фразу: «Выгодно быть хорошим и невыгодно быть плохим».

Именно в работе с учениками важнейшим становится одно из положений педагогики успеха: «Не надо бороться с недостатками, надо развивать достоинства».

В успешной школе все работающие с детьми должны знать и понимать, что кабинет директора – это не плаха для нерадивых учеников и не комната для проведения педагогических расследований.

Предоставление самых широких возможностей детям для проявления их способностей, талантов в творчестве, спорте, учении и исследовательской работе, в олимпиадах и конкурсах при постоянном внимании и уважении к личности в условиях педагогической комфортности – вот и все, что нужно обеспечить для успешного развития ребенка в школе.

А еще традиции. Нет ничего более важного в жизни школы, ее учителей и учеников, чем традиции – яркие, запоминающиеся, глубокие.

Чтоб от жизни не отстать,

менеджером нужно стать

Хороший директор обязательно хороший менеджер. Однако успешный директор еще обязательно и самый главный педагог. При всей значимости школьного менеджмента работа успешного директора – это педагогическая работа.

Подавляющее большинство из нас имеют педагогическое образование. Нас учили в институтах предмету и методике его преподавания. Быть директорами нас учит жизнь.

Финансово-хозяйственные вопросы для директора – всегда непростые вопросы, но их решение не должно занимать большую часть рабочего времени. Успешный директор всегда найдет тех людей, которые будут профессионально решать эти самые финансово-хозяйственные вопросы.

Как и во всем, в хозяйственной работе необходимо установить понятные для всех правила. «Чисто, красиво, технологично, лаконично и вкусно пахнет».

Успешная школа – такой оскароносный фильм, в котором даже роли второго плана, даже роли второстепенных персонажей исполнены так же блистательно, как и главные. А раз так, то обслуживающий персонал, или, как у нас принято говорить, служба обеспечения, заслуживает особого к себе отношения. С особым вниманием мы к этой службе и относимся.

Теперь о самом сложном, о «здоровьепотребляющей» части директорской работы. «Объем школьного бюджета обратно пропорционален приличному состоянию здоровья директора». К сожалению, это справедливо и для самого успешного директора.

Давно считаю, что успешное образовательное учреждение – это достояние государства. Пора бы каждую нашу школу удостоить таблички «Охраняется государством». Добиться этого сложно. Борьба против бытующего мнения о том, что успешный директор все добудет сам, – это постоянная борьба. Она требует более эффективных приемов и способов, которых я пока не нашла, хотя для этого, как мне кажется, делаю все – постоянно атакую своими просьбами, пытаюсь заряжать своими идеями, активно участвую в общественной деятельности, всегда готова «принять, послать и устроить». В большинстве случаев меня поддерживают, помогают, но все равно я борюсь. Иногда побеждаю я. Иногда меня.

И зазвучит Великая музыка!

В одном из своих открытых писем педагогическому коллективу (есть у нас такой особый способ общения) я позволила себе такое сравнение: «Коллектив – это оркестр».

Сложившийся в школе коллектив, в том числе и коллектив заместителей (в нашей гимназии – 91 класс, несколько подразделений и служб, поэтому и заместителей целый коллектив), – это не просто оркестр исполнителей. Это великий оркестр. Это оркестр виртуозов, где каждый может быть солистом, а кто-то даже дирижером.

Но сейчас все оркестранты заняли места в этом оркестре, и перед ними этот дирижер, которому должен верить и внимать оркестр. Только при этом условии он способен играть Великую музыку.

Для ее исполнения есть все – высокая миссия, сама музыка и хорошо прописанная партитура. Выучи свою партию, исполняй ее с душой и ответственностью. Прислушивайся к соседу. И иди за дирижером. Следи за его жестами, выполняй его посылы, поймай те акценты и оттенки, которые он, дирижер, привносит в эту Великую музыку. И играй, наслаждаясь стройностью и мощностью чистого звучания. Ни одной фальшивой ноты, ни одного неверного вступления. Все идут за дирижером, потому что все оркестранты любят музыку и свой оркестр. И вот тогда звучит Великая музыка, которая приносит ее исполнителям и наслаждение, и аплодисменты, и успех. А слушатели становятся выше, добрее и умнее, потому что Великая музыка творит чудеса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте