Губернаторский лицей №100 был открыт в ноябре 2018 года, но для одного человека открытие школы состоялось задолго до праздника. Этим человеком был директор губернаторского лицея №100, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2010 Владимир ОБЛАСОВ. Да-да, никакой ошибки нет, заботу о современном образовательном центре Владимир Викторович взял на себя, когда тот существовал лишь в проектной документации. Как это отразилось на судьбе образовательной организации и почему в ранней опеке есть свои преимущества, рассказывает Владимир Обласов.
– Когда я выиграл в конкурсе на должность директора лицея, то начал заниматься вопросами строительства школы практически с фундамента. Не скажу, что это было легко, поскольку я выполнял еще функции директора многопрофильного лицея №11. Но тому, что представилась возможность взаимодействовать со строителями при обсуждении и доработке проекта здания лицея, я очень рад. Удалось усовершенствовать, продумать многое: от внутренней архитектуры до сантехники. Я просматривал проектную документацию, прикидывал, насколько это возможно представить по чертежу, как это будет применимо в школе, и мы вносили изменения в проект. Например, по проекту было задумано книгохранилище на 500 квадратных метров, но поскольку мы уже ушли от этой потребности, то, оставив часть пространства для книг, на остальной площади разместили планетарий и малый кинозал на 30 мест. Теперь в кинозале проходят уроки английского языка, уроки МХК и т. д. Здесь огромный экран, объемный звук, здесь можно полностью погрузиться в киноатмосферу. Для планетария мы закупили определенный контент, благодаря которому имеем возможность изучать не только звездное небо, но и происхождение жизни на Земле.
Еще одно помещение мы переделали под современную телерадиостудию. Также вместо помещения, где должен был расположиться читальный зал, у нас появились три лаборатории: химии, физики, биологии. Сегодня дети в них проводят настоящие эксперименты и исследования. Например, вместе с учителем биологии изучают влияние энергетических напитков на разные виды животных и растительных тканей. Это уникальные опыты, потому что ребята своими глазами видят, что, к примеру, происходит с белком, когда он попадает в данную смесь. Наблюдая увлеченные лица детей, понимаешь, что время, когда пропадал на стройке, прошло не зря.
– Совмещать работу в лицее и заботу о строительстве нового лицея, безусловно, сложно. Что вдохновляло?
– Команда, с которой я работал в лицее №11. Коллеги очень поддерживали меня, да мы и сейчас тесно общаемся, все-таки прошли вместе путь длиной в 8 лет. Без этой опоры мне было бы в разы труднее. А вдохновляло меня само строительство лицея и то, что получается в результате наших совместных усилий. Я ведь посетил порядка 15 школ-новостроек нашей страны, был в Москве, Саратове, Саранске, Казани и т. д. Присматривался к новым решениям, к находкам коллег. Что-то брал на заметку, думал о внедрении, хотел посмотреть, как это все работает. Планов было много, и это подогревало интерес и энтузиазм.
– Лицей №100 работает всего полгода, но, может, и у вас уже есть какие-то свои изюминки, которыми можете гордиться?
– А знаете, есть. Дело в том, что я ведь не калькировал на 100 процентов то, что видел. Я все просматривал через призму того, как это применить в наших условиях, чтобы сработало и дало результат. К тому же часто то, что нам показывали, было нельзя осуществить в силу разных финансовых возможностей. Я старался брать опыт других школ-новостроек, для того чтобы с минимальными вложениями его можно было адаптировать у нас. И в то же время оригинальные решения сами приходили на ум. Например, тот же малый кинозал является уникальным, потому что для него мы приобрели мощный световой проектор. Есть у нас концертный зал с «плавающим» потолком. Мы также нашли другое решение для школьной столовой, которая у нас называется «Школьное кафе», и ее дизайн выдержан в данной стилистике. Наши три лаборатории тоже можно считать оригинальной находкой. Есть еще масса других, пусть небольших, но нестандартных решений, которые делают жизнь в лицее интересной. А сколько еще задумок, ждущих реализации! Мы ведь только в начале пути.
– Владимир Викторович, мы знаем, что не стены красят школу, а ее педагоги. Ваша сегодняшняя команда из лицея №11?
– Нет, я пригласил с собой только часть команды, и это обдуманное решение. Мне бы очень не хотелось, чтобы мой любимый лицей №11, в который вложено много душевных сил, пережил какие-то катаклизмы, провалы, связанные со сменой руководителя. Я, наоборот, хочу, чтобы школа, из которой я ушел, развивалась и становилась только лучше.
Нужно понимать еще такой момент. Наш губернаторский лицей №100 – это первая школа, построенная в городе за последние 20 лет. Мы снабжены самым современным оборудованием, готовы внедрять инновационные программы, но если мы будем это делать одни, без здоровой конкуренции, то получится, что будем вариться в собственном соку. Если у других школ не будет полноценного развития, то проиграют все. Поэтому я за то, чтобы команды всех школ города находились в постоянном поиске и росте. В каждой школе должен быть сильный педагогический коллектив.
– Но если вы ушли с минимальным командным составом, то тогда пришлось набирать новые кадры?
– Верно, и тут у меня был свой подход. По опыту участия в конкурсе на должность директора лицея я проводил своеобразный тест для соискателя. По сути, это были многоуровневые собеседования. Мне они нужны были для того, чтобы четко понимать, кто будет со мной, сможет ли человек, на мой субъективный взгляд, выполнить те задачи, которые я буду ставить. В основном собеседования проводились для людей, с которыми я встречался впервые. Почему приходилось беседовать несколько раз? Потому что появлялись сомнения, так ли я понял человека в первый раз или нет. Ко мне пришел коллектив, и хотелось, чтобы мои основные взгляды люди разделяли, а мне это не всегда было понятно. Дело не в том, чтобы люди подстраивались под меня, а в том, чтобы мы с ними смотрели в одну сторону. Увы, с некоторыми соискателями мы распрощались по итогам второй встречи.
– Новая школа, как правило, строится под какую-то идею.
– Я реалистично смотрю на жизнь и понимаю, где построилась наша школа, каково наше окружение. Наши дети – это обычные дети многонаселенного микрорайона. Они очень разные. Им в этом меняющемся мире тоже непросто. Поэтому мы решили, что будем помогать ребенку достичь того результата, на который он способен, и соотносимо с этим ориентировать на те направления, в которых он будет чувствовать себя успешным. Условно говоря, наша идея – это ориентир на успех для каждого. И должен заметить, что нам в плане детского контингента повезло. Я часто слышу от коллег из других городов, что обычно в школы-новостройки приходят сложные дети. У нас в целом достаточно стабильный детский коллектив.
На мой взгляд, главная идея школы, и не только нашей, заключается в том, чтобы дети сюда приходили с удовольствием, они должны хотеть здесь учиться. Когда я набирал коллектив, то тоже думал об этом. Готов ли будет педагог работать с детьми, у которых разный уровень воспитания, учебной подготовки, культуры. То, что уровень очень разный, видно невооруженным глазом. Сейчас мы пытаемся помочь ребятам, «причесать» всех, привести к единому знаменателю. А для этого нужно что-то объединяющее. Мы, например, сразу придумали эмблему лицея, ввели единую форму, на ней есть шеврон, где изображен наш герб. Создали совет ученического самоуправления, выбрали председателя, проводим дебаты. Планируем создать общественный совет, попечительский совет, чтобы было взаимодействие с родителями, с общественностью микрорайона. Так получилось, что мы являемся культурным, образовательным и социальным центром территории, поэтому нам всем необходимо работать в тесной связке.
Когда я формировал коллектив, то также смотрел, чтобы люди были готовы работать на качество, чтобы то современное оборудование, которое есть у нас, не простаивало. Важно, чтобы человек готов был познавать новое. Человеческий капитал – это фундамент для развития школы. Считайте это тоже идеей.
– Когда вы упомянули о «причесывании», то кто в этом деле ваш первый помощник?
– Конечно, это совместная работа, но основной упор все-таки на классного руководителя. Я часто слышу стенания о том, что в школе трудно работать. Да, трудно, но трудно работать не с детьми, а с родителями. И тут без классного руководителя не обойтись. От того, как отработал классный руководитель, зависит количество проблем в том или ином классе. Ведь откуда берутся проблемы? От нехватки информации. Если классный руководитель не донес информацию или донес ее неправильно, то начинаются домыслы, пересуды и т. д. Чтобы «причесать» детей, нужно прежде всего найти единомышленников среди родителей, направить их на решение общих вопросов. Для этого нужно с родителями много раз проговаривать разные моменты, отвечать на все их вопросы, повторяться, растолковывать, убеждать. Сложность школ-новостроек в том, что нас все время с чем-то сравнивают. У людей в школе было по-другому, и они несут этот прошлый опыт в новые стены, не понимая, что на этой почве те всходы могут завянуть. Дети перестраиваются быстрее, а взрослым трудно. Отсюда основные проблемы. Задача классного руководителя – доходчиво объяснить, почему мы считаем, что так будет лучше, и тогда не возникнет вопросов.
– Владимир Викторович, спустя полгода работы лицея не жалеете, что руководите школой-новостройкой?
– Нет, ни в коем случае. Это всегда новый интересный опыт. Путь становления редко бывает гладким и ровным, но тем он и ценен, что позволяет многое осмыслить, понять, открыть в себе и в коллегах резервы и возможности, о каких и не подозревал.
На сегодняшний день в губернаторском лицее №100 обучаются свыше 1100 детей. Ожидается, что в следующем году их число увеличится до 1500. В Ульяновске строятся еще две новые школы.
Комментарии