С 5 по 7 октября в Международном детском центре «Артек» состоялся Всероссийский форум «Детский лагерь – новое образовательное пространство». Это уже второе подобное мероприятие, о его возросшей популярности говорит число участников, которых в этом году было почти три тысячи человек, что в два раза больше, чем в прошлом.
Повод для первого форума, прошедшего в 2016 году, оказался печальный: после трагедии на Сямозере стала очевидной необходимость серьезного, продуманного и ответственного подхода к организации детского отдыха в стране. Потребовались общие стандарты, новое законодательство и определенная политика в отношении детского отдыха. Но без привлечения людей, занимающихся практической организацией работы детских лагерей – пришкольных, загородных, туристических и так далее, – решать назревшие проблемы было бессмысленно. Требовалось обсуждение. Для этого в прошлом году МДЦ «Артек» провел первый форум. О том, что изменилось за год и как теперь решаются проблемы, шла речь на втором форуме в октябре этого года.Сразу скажем, что значительные изменения уже есть: с начала 2017 года все мы живем по новому законодательству о детском отдыхе, а главным ответственным за все происходящее в этой сфере в масштабах страны стало Минобрнауки России. Этим в первую очередь объясняются присутствие министерских сотрудников и их активное участие в работе и ведении форума, который, к слову сказать, оказался очень насыщенным: 39 выступлений в Большом павильоне, 99 мастер-классов, 34 круглых стола, вожатские вечера и мероприятия, образовательные сессии в школе «Артека», детские шоу-программы и множество других мероприятий. Несомненно, одним из самых серьезных и значимых стало большое обсуждение «Круглый стол по вопросам обеспечения безопасности в организациях отдыха детей и их оздоровления», подготовленное Минобрнауки, а основным ведущим был заместитель министра Павел Зенькович. По его словам, проводить такой форум необходимо ежегодно, это подведение итогов летней оздоровительной кампании, возможность «сверить часы» и обозначить новые задачи.В этом году на территории России работали 46544 организации отдыха и оздоровления детей. В их числе 2355 стационарных лагерей, 609 санаторно-оздоровительных, 36853 лагеря с дневным пребыванием, 4667 лагерей труда и отдыха и чуть более 2000 лагерей палаточного типа. За всю летнюю оздоровительную кампанию отдохнули 5 млн 291 тысяча детей, по словам замминистра, цифра немалая, но потенциал намного больше. Среди этих детей 1 млн 444 тысячи – это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и дети-сироты, для их оздоровления и отдыха средства предоставлялись из региональных и муниципальных бюджетов.По данным Роструда, работы по приемке лагерей начались в марте 2017 года, в первую очередь обращали внимание на туристические и палаточные, затем на круглосуточные и пришкольные. Из 46 тысяч лагерей по стране проверили 2761 лагерь. Больше всего нарушений в организациях частной формы собственности. В числе основных нарушений – не провели инструктаж или обучение персонала, допуск к работе без прохождения медицинских осмотров, прием на работу без документального подтверждения отсутствия судимости, заключение гражданско-правовых договоров вместо трудовых. По количеству нарушений на одну проверку в этом году лидировали Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные округа, наименьшее число нарушений в Центральном федеральном округе. Радует то, что в целом по сравнению с 2016 годом число нарушений уменьшилось.По сообщению представителя Роспотребнадзора, в 2017 году зафиксировано 15 вспышек отравлений в лагерях, 272 ребенка пострадали. За пять лет количество летних оздоровительных учреждений уменьшилось на семь процентов, а за последний год их стало меньше на полторы тысячи. Основная причина – ужесточение контроля и требований к работе детских лагерей. Тем не менее учреждения, которые продолжают работать с детьми, но не позиционируют себя как детские лагеря, со следующего года не будут получать санитарно-эпидемиологическое разрешение на право работы. Задача – пресечь деятельность незаконных лагерей, в этом году таких по стране было 16.По данным представителя МВД, они тоже выявляли несанкционированные лагеря. В прошлом году закрыли 48, в этом – 27. Также в этом году раскрыты три преступления, и к ответу привлечены виновные в причинении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Кроме того, задержаны и привлечены к ответственности трое сотрудников лагерей за нанесение побоев несовершеннолетним.Со временем число ребят, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, уменьшается, но и самих лагерей, занимающихся трудными подростками, становится меньше: в прошлом году 32 региона страны не имели таких профильных лагерей, а в этом году число регионов выросло до 37. Получается, что почти в 44 процентах регионов нашей страны полиция и МВД не уделяют должного внимания воспитанию сложных подростков. Как положительный пример такой работы был назван Пермский край, в котором действует профильная смена для несовершеннолетних, стоящих на учете, и работает проект «На пути к героям». Уже более 500 подростков, бывших участниками данного проекта, стали на путь исправления.После выступлений началось обсуждение, посыпались вопросы из зала. Вопросы зал задавал острые и актуальные для всех. Например, проблема кадров. По действующему профстандарту сегодня нельзя брать на должность вожатого студентов, потому что от вожатого требуется полное высшее образование. С другой стороны, в докладе замминистра прозвучали цифры: из 80 тысяч вожатых, работавших в лагерях в этом году, 50 тысяч были студенты. Так можно им работать или нет и на каких условиях? По словам Павла Зеньковича, вожатых сегодня не хватает не только в лагерях, но и в школах, и в допобразовании. В этом году в 20 педагогических вузах страны запущены модульные программы подготовки вожатых на базе этих вузов из числа студентов 2‑4‑х курсов. После обучения на этих курсах студенты будут получать сертификат, который даст им возможность работать в лагерях и школах.Еще одним вопросом, вызвавшим бурное обсуждение в зале, стало обязательное проведение психиатрической экспертизы для каждого педагогического работника лагеря. Эта норма одна из последних, соблюдать ее обязаны все, а заодно и платить – по две тысячи рублей за одного человека. Оплачивать за весь педсостав должен лагерь, где брать дополнительные немалые средства, непонятно. Как непонятно и само требование, дублирующее санитарные книжки, которые есть у каждого вожатого и воспитателя.Настроение многих из присутствовавших директоров выразила в своем выступлении Наталья Данилкова, соруководитель центра детского и молодежного отдыха «Магистр» города Новосибирска, кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского педагогического университета. Она была в прошлом году на первом форуме, приехала и в этот раз. 27 лет занимается детским отдыхом «во всех возможных его вариациях». Начала свое выступление с провокационного заявления о том, что руководящим чиновникам никогда не узнать правдивой статистики о количестве отдыхающих детей. Потому что в субъектах должен быть один единый орган, который собирает данные, а в Новосибирске, например, ежедневно статистику собирают пять различных органов управления и контроля.- Последние 20 лет все наши предложения, которые могли бы решить много проблем, так и не были услышаны. В прошлом году этот вопрос подняли и спросили, могут ли услышать организаторов детского отдыха. Им пообещали, но за год практически ничего не изменилось! Только усилилось давление, стало тяжелее работать. Многие лагеря закрылись или перепрофилировались под детский, семейный отдых и ушли от сложностей, которые несут проверки детских оздоровительных или туристических лагерей. По поводу трудовой инспекции. В Новосибирске очень качественно работают все надзорные органы, и с точки зрения соблюдения всех правил у нас все очень хорошо. Реестр лагерей ведется с 2011 года. С мая по сентябрь нас только одна трудовая инспекция проверяла дважды! На фоне этого вы понимаете (обращение к сидящим на сцене организаторам круглого стола и его главным докладчикам. – Т.М.), что мы никогда не сможем выполнить все нормативные требования в условиях детского лагеря? И поэтому нужно срочно, к лету будущего года, чтобы нас не поубивать совсем, решить вопрос не как подстроиться под нормативную базу, а как ее поменять под систему детского отдыха!Зал поддержал выступавшую бурными аплодисментами.Заметным событием форума стал приезд заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец. Под ее кураторством состоялось подписание договора между «Артеком» и центром, который занимается заболеваниями эндокринной системы в Минздраве России. По словам вице-премьера, это важнейшая тема, потому что Минздрав уже издал приказ, изменяющий порядок пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в лагерях.- Наша задача – сделать детские лагеря доступными для таких ребят, – отметила Ольга Голодец. – И сегодня было подписано официальное соглашение, в рамках которого будут отработаны механизмы, каким образом ребята с тяжелейшим заболеванием сахарный диабет смогут беспрепятственно находиться в лагере со своими сверстниками, проводить с ними лето, участвовать во всех праздниках и конкурсах.Еще одной ведущей темой форума стали содержание и качество образовательных программ в летних лагерях. По словам Павла Зеньковича, опыт таких детских центров, как «Артек», «Сириус», «Океан», «Орленок», должен быть распространен на всю Россию. На фоне уже существующих наработанных подходов к образовательным программам в летних лагерях программы этих центров, безусловно, самые яркие.- Летний отдых – уникальная ситуация, когда ребенок может познавать и образовываться, постоянно находясь в движении, гуляя на свежем воздухе, – продолжила Ольга Голодец. – Очень много активностей, которые предлагаются в разных сферах деятельности, и занятий. Есть программа «Здоровье», когда ребята серьезно изучают основы оказания медицинской помощи. Популярны программы, по которым работают юные археологи, юные биологи и ботаники. В целом программы летней образовательно-оздоровительной кампании сегодня являются во многом локомотивом для образования ребенка, потому что очень часто именно во время летних образовательных смен ребенок находит то занятие, которое в будущем станет для него главным делом жизни.
Комментарии