О том, как привлечь общество к управлению системой образования, сегодня говорят на всех уровнях. Традиционно эту роль брал на себя профсоюз. В последнее время учреждены такие общественные организации, как «Всероссийское педагогическое собрание», «Творческий союз учителей», Лига образования. А есть еще попечительские и управляющие советы школ, всевозможные ассоциации учителей и родителей. Как должны распределяться их роли? Каким образом они должны строить диалог друг с другом и с властью, чтобы успешно решать стоящие перед ними задачи? Ответы на эти вопросы искали участники «круглого стола» «Взаимодействие институтов гражданского общества в системе общего образования», который прошел 18 сентября на базе Красноярской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
«Судьба российской демократии зависит теперь уже не столько от преобразований внутри системы власти, сколько от появления в России влиятельных институтов гражданского общества».Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию
Публичный диалог на столь актуальную тему вызвал повышенный интерес. В дискуссии приняли участие не только профсоюзные лидеры Красноярского края, но и представители Центрального комитета профсоюза, председатели территориальных организаций Сибирского, Приволжского и Уральского федеральных округов, представители власти и общественных организаций.
Заместитель руководителя Агентства образования администрации Красноярского края Андрей Лученков считает, что важнейшие аспекты в развитии общего образования – это открытость, профессионализм и экспертиза. Именно здесь важно участие гражданских институтов. И сегодня край является лидером по созданию общественных структур в образовании. В данных условиях администрации важно правильно выстроить свои отношения с ними. Нельзя «загонять их под определенный стандарт».
Одной из моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях являются управляющие советы школ. Так, Александр Седельников, исполнительный директор Попечительского фонда образования Советского района Красноярска, отметил, что с приходом управляющих советов в школу она перестает быть государственной, общество меняет ее, ведь управляющий совет – это не общественная организация, а орган управления школой. Это, по мнению Владимира Минова, начальника отдела Агентства образования администрации Красноярского края, ставит еще один очень важный вопрос: «Где кончается государство и начинается гражданское общество?» На понятийном уровне определить это почти невозможно. Сегодня важно уже то, что подобная тема обсуждается, вызывает интерес.
Исторически сложившийся институт гражданского общества – это, безусловно, профсоюз, который аккумулирует и отражает общественные настроения, выявляет реакцию общества на проводимую государством социально-экономическую политику, помогает ее корректировать, представляет и защищает интересы своих членов на всех этапах их взаимодействия с работодателем, в различных комиссиях, суде, бесплатно консультирует и оказывает необходимую юридическую помощь. По словам Галины Вычужаниной, председателя Красноярского регионального отделения «Всероссийского педагогического собрания», профсоюз – не единственная организация, способная «влиять» на становление гражданского общества в России. Но у профсоюза есть важное преимущество – он закреплен законодательно, и нормативно-правовая база сформирована как раз под влиянием деятельности профсоюзов. Поэтому законодательство отражает сильные и слабые стороны процесса воздействия общественных организаций на образовательный процесс. «Для нас профсоюз не социальный, а стратегический партнер, который должен не только одобрять стратегию, но и поддерживать ее – то есть либо брать на себя ответственность, либо нет», – отметила Галина Александровна.
«Профсоюз образования – самая многочисленная организация в составе Федерации профсоюзов Красноярского края. Без его участия не обходится ни одно важное событие», – отметил председатель Федерации Олег Исянов. Советник губернатора Марк Денисов подчеркнул, что учителя в России всегда были «креативным сословием», но, к сожалению, богатое содержание не всегда оформляется в общественных институтах. В крае есть 8 общественных палат, но этого, по его мнению, недостаточно.
Живейший интерес участников «круглого стола» вызвало выступление заместителя председателя Законодательного Собрания Красноярского края Алексея Клешко, который озвучил свою позицию по отношению к школе и управляющим советам в частности. С его точки зрения, педагогическое сообщество четко отделило себя от других институтов гражданского общества, учительство оказалось отрезано от внешнего мира. Управляющие советы же вообще не выросли в долгосрочную политику, так как родительское сообщество – это «лукавство». Родители, по его мнению, – это зависимые краткосрочные партнеры. И что особенно важно, отметил депутат, «нельзя создавать влиятельные институты гражданского общества, если они не ориентированы на моральные авторитеты». Выращивание авторитетов – вот ключевая задача, с точки зрения Алексея Клешко.
Участники «круглого стола» пришли к выводу, что школа должна меняться. Живя в условиях перманентных реформ в сфере образования, гражданские институты должны развивать систему общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития образования, активно содействовать консолидации общества в его интересах.
«Процесс создания гражданских институтов робко, но все-таки идет, – подвела итоги «круглого стола» Людмила Васильевна Косарынцева, председатель Красноярской краевой организации профсоюза. – Поэтому очень важно слышать и понимать друг друга, совместно нарабатывать подходы к реформированию образования. Наш небольшой опыт взаимодействия с такими гражданскими институтами, как «Всероссийское педагогическое собрание», «Творческий союз учителей», позволяет надеяться, что эта совместная работа будет оказывать содействие становлению общественно-гражданских форм управления, формированию гражданского заказа на образование. Считаю, что и созданная Лига образования будет реально этому способствовать. У профсоюза много направлений работы, но стоять в стороне, «особнячком», мы не можем».
Прошедший «круглый стол» еще раз подтвердил, что профсоюзы – за укрепление диалога между существующими институтами гражданского общества, за создание условий для равноправного развития социального партнерства со всеми заинтересованными сторонами. Итоги состоявшегося обсуждения будут рассмотрены на заседании Президиума ЦК Профсоюза в октябре.
Наталья ГРИЦ, ведущий специалист по информационной работе аппарата Красноярского крайкома
Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии