Так повелось, что все предметы в школе делятся на главные и… остальные. К главным, без сомнения, относятся русский язык, математика, иностранные языки. Далее – по ситуации, от специфики конкретной школы зависящей. Но чаще всего это деление предметов по важности зависит от личности учителя. Наверное, не понимая степени «главности», но, чувствуя настоящее, увлеченное отношение учителя к своей работе, дети предмет признают и выделяют.
Скажите, а когда музыка в общеобразовательной школе считалась предметом главным? Раньше это был урок пения. А для учеников – отдых, возможность расслабиться, повеселиться. Часто в долгой моей школьной жизни музыку вели случайные люди. Если человек немного играл на баяне, считалось – специалист. Редко попадающие в школу преподаватели музыкальных школ – молоденькие, восторженные и очень деликатные девушки – больше месяца не выдерживали непочтительного отношения к музыке. Они исчезали, не оставляя о себе никакой памяти и укрепляя в горластых учениках веру в несерьезность этого школьного урока.
Мы учились в 7-м классе. Это был последний год, когда ученики знакомятся с предметом «Музыка». Надо сказать, у нас, семиклассников, желания тратить на нее целый урок не было. Учительница пришла неизвестная, по нашим меркам немолодая, замужняя, с двумя детьми. Короче, для нас никакого интереса не представляла. Не помню подробности первого урока. Помню только недовольное недоумение. Учительница ломала все стереотипы известных нам уроков пения. Она заставляла работать! И где – на уроке музыки! И весь класс! Все 20 мальчиков и 20 девочек очень неспокойного переходного возраста сопротивлялись. Правда, не очень долго. Нас увлекла учеба! До сих пор удивляюсь, как много на уроке мы успевали. И повторить музыкальный звукоряд, и выучить длительность нот, и узнать о композиторе, и послушать музыку, и выучить песню, и спеть ее на два голоса. И завороженно притихали все, когда наша Валентина Прокопьевна играла на стареньком пианино. Маленькая, энергичная, она не ходила – порхала. Сначала было чувство неловкости. Не знаю за что. За живость, наполненность, одухотворенность урока? За учительницу, которая через наше сопротивление упорно приобщала к музыке? За себя ли, нажимающую робко клавиши пианино, напевающую тихо мелодии Брамса или отвечающую на вопросы по опере Бородина «Князь Игорь»? Но все это прошло! Нравилось, что по нотам мы могли спеть несложную мелодию, нравилось дирижировать, нравилось слушать, чувствовать и понимать музыку. Именно оттуда, из 7-го класса обыкновенной общеобразовательной школы, у меня идет теплое чувство к опере и оперетте, к симфонической и народной музыке.
Как учат малышей грамоте или простым арифметическим действиям, учила Валентина Прокопьевна азам искусства. Учила: «Нельзя говорить: эта музыка плохая. Надо говорить: она мне непонятна».
Я и сейчас спою без запинки начало арии князя Игоря, и сейчас не могу спокойно сидеть, слушая «Танец с саблями» Хачатуряна.
А однажды учительница сказала, знакомя нас с очередным музыкальным произведением: «Представьте, что этот вальс вы танцуете с самым дорогим вам человеком, с самым любимым…» И зазвучал вальс Арама Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». Когда закончилась пластинка, класс загомонил, зашумел и попросил поставить ее еще раз. И опять слушали напряженно, еще не знакомые с лермонтовским произведением. Часто история и литература начинались здесь, на уроках музыки. И про Ивана Сусанина, и про судьбу Лермонтова, и про Могучую кучку мы узнали от нашей Валентины Прокопьевны.
В 8-м классе Валентина Прокопьевна вела у нас черчение. Хорошо и добросовестно вела, она не умела по-другому. И с тонкостями шрифтов и проекций мы тоже хорошо разобрались. Когда надо было работать самостоятельно, мы упрашивали Валентину Прокопьевну поставить на проигрыватель пластинку. Она не соглашалась сначала. Утверждала, что музыку нельзя совмещать с каким-то занятием. Потом сдавалась. Класс вычерчивал «вид сверху», и тихонько звучал наш любимый хачатуряновский вальс. 35 лет прошло с тех пор. Четверть века я отработала в школе: учила и учу детей «неглавной» географии. И всегда помню нашу Валентину Прокопьевну Шуракову и ее уроки. Нет неглавного в работе. Как нет неглавного в жизни.
Елена ЧЕПАИНОВА, учитель географии, Салаир, Кемеровская область
Комментарии