search
main
0

Услышать каждого. Жить и работать на родной земле может лишь тот, кто ее любит, считает педагог Татьяна Грабовская

В небольшой школе поселка Тесово-Нетыльский Новгородского района Новгородской области уже второй год в пятых классах учителя работают по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Эксперимент по введению ФГОС в среднем звене в Новгородском районе начался с трех пилотных учреждений. Как это получилось в Тесово-Нетыльском, мы расскажем на примере опыта работы учителя географии Татьяны Грабовской.

Татьяна Викторовна разработала программу «Краеведение», которая была утверждена на школьном педсовете. Задача программы вполне согласуется с общей идеей новых ФГОС – с помощью внеурочной деятельности помогать воспитанию и социализации детей.Из-за небольшой численности детей в Тесово-Нетыльской школе классов здесь по одному в параллели. Все пятиклассники объединились в созданную Татьяной Грабовской краеведческую группу «Родничок». Если говорить об организационной стороне – курс «Краеведение» рассчитан на 52 часа. Программа предполагает широкое привлечение местных ресурсов: в поселке есть краеведческий музей, библиотека, другие учреждения и организации, исторические места. На практике же получается так.- С чего начинается изучение малой родины? – рассуждает Татьяна Грабовская. – Самое эффективное и интересное – изучение судеб односельчан, тех, кого хорошо знаешь, кто живет с тобой рядом, ведь история каждого конкретного человека связана с историей края. Поэтому темой первых исследований пятиклассников стал сбор материала о педагогических династиях. Две такие династии есть в школе, хотя пока обе они и немногочисленные. Учительница начальных классов Ольга Ширшикова пришла работать в Тесово-Нетыльскую школу вслед за мамой Ираидой Виноградовой. Юлия Трофимова тоже выбрала профессию учителя по примеру мамы – Татьяны Рыжковой. «Ребята разбились на две группы, – рассказывает Татьяна Грабовская. – Кропотливо собирали фотоматериалы, документы, организовали встречи с представителями педагогических династий». Фотографии, нужно отметить, – непременное условие и результат исследований. В рамках работы кружка «Родничок» дети несколько раз ездили на экскурсии в Великий Новгород, чтобы увидеть старинные церкви, архитектурные и исторические памятники. К каждой поездке дети готовятся как к очень важному событию. Все увиденное фиксируют на фотоаппараты. А после экскурсии приносят Татьяне Викторовне мини-эссе, в которых рассказывают о своих впечатлениях. – На занятиях кружка дети зачитывают свои эссе и сравнивают с рассказами товарищей, – объясняет Татьяна Грабовская. – Таким образом у каждого ребенка собирается портфолио и одновременно пополняется общая методическая копилка нашего кружка.Изучение истории поселка Тесово-Нетыльский для Татьяны Грабовской тем более интересно, что сама учительница родом из Казахстана. Она переехала на Новгородчину в 1993 году. Вначале работала учителем начальных классов, затем, заочно окончив Новгородский государственный университет, стала преподавателем географии в Тесово-Нетыльской школе. – Новым для меня вначале стал учебный предмет. А потом пришлось перестраиваться, для того чтобы обучать детей по новым ФГОС, – вспоминает Татьяна Грабовская. – Школьников нужно было научить находить самостоятельно информацию, обрабатывать ее по заданному плану. Мы, педагоги, только корректируем работу учеников, направляем ее. А дети изыскивают нужную информацию сами. В этом, бесспорно, заключается трудность – ведь в любом классе есть ребята достаточно сильные, есть середнячки, есть и слабые ребята. Последним больше приходится помогать. Это не только краеведения касается, любых предметов – математики, русского языка, географии, биологии. – Легче ли работать по новым ФГОС в сельской школе, где наполняемость класса невелика? – спрашиваю Татьяну Викторовну. – В нашем пятом классе 18 детей. Это достаточно большой коллектив, потому что у нас в школе есть классы со значительно меньшей наполняемостью. По опыту скажу, что с 18 ребятами одновременно вести работу так же трудно, как с классами численностью в 25-30 ребят в крупных школах. Как правило, при выполнении заданий я разбиваю учеников на группы по 6 человек. Образуются маленькие творческие коллективы, в которые входят ученики с разными способностями. Сильный помогает слабому. И такая наполняемость групп дает возможность услышать каждого. Программа по краеведению, которую разработала Татьяна Грабовская, помогает детям лучше узнать предприятия, которые есть в поселке, а это самая успешная профориентация. Самых крупных организаций здесь две – предприятие по заготовке торфа и электрическая подстанция. Учительница заранее договаривается с начальниками предприятий об экскурсии и… интервью. Ведь главное в работе краеведческого кружка – интерактивность. Нужно видеть, с каким волнением ребятишки, зажав в руке листочек с записанным на память дома сочиненным вопросом, стараясь говорить погромче, обращаются к солидным руководителям. А те отвечают им подробно и уважительно – рассказывают о работе своих организаций. Эти трогательные кадры лично я смогла увидеть опять-таки благодаря архиву фото- и видеоматериалов, собранному группой «Родничок». Увидела я, и как начальник подстанции Николай Тимофеев предложил школьникам, когда они вырастут, приходить работать к ним в организацию – только, добавил Николай Андрееевич, нужно хорошо учиться по физике и математике… Изучение родного края невозможно представить без посещения краеведческого музея. Он создан в поселке Тесово-Нетыльский на базе местного клуба. Вместе с музейными работниками школьники проводят встречи с интересными людьми, старожилами поселка.- Для наших учеников слово «родина» не абстрактное понятие, – уверена Татьяна Грабовская. – В одном из сочинений участники кружка «Родничок» как-то попытались дать определение понятию, что такое родина. Дети написали так: «Родина – это моя земля, это кормилица, это моя семья, папа и мама, это Отчизна». А кто-то считает, что родина – это родной двор, это улица, на которой ты живешь, и твои друзья. Что же, разве это не так? До начала работы краеведческой группы большинство пятиклассников не знали происхождения названия улиц, на которых они живут. Сведения об истории их родных улиц ребята получили благодаря интересной и кропотливой работе в краеведческой библиотеке. Среди других интересных занятий, которые придумала для своих учеников Татьяна Грабовская, создание герба и флага поселка Тесово-Нетыльский. Сбор материалов об археологических исследованиях на территории поселка. Сочинение на тему «Что бы я изменил, если бы был… главой поселка?». Экскурсия в поселковый совет. Изучение численности населения и национального состава населения Тесово-Нетыльского. Исследования на тему «История моей семьи. Составление генеалогического древа. Профессии наших родителей». Сочинение «Мой любимый уголок поселка». Опыт Татьяны Грабовской признан на уровне района. Завучи всех школ Новгородского района специально приезжали на открытые уроки в Тесово-Нетыльскую школу, чтобы перенять опыт работы по новым ФГОС. На занятии кружка «Родничок» ребята при гостях создавали проект «Поселок Тесово-Нетыльский глазами ребенка». На мини-эскизах ребята нарисовали те объекты, которые они в будущем хотели бы видеть на территории поселка. Так появились на листах бумаги парки, новые столовые и вокзалы, а еще… новая школа. Потом поместили все рисунки на общий плакат и увидели, каким он может стать в будущем – поселок, который создадут нынешние ученики Тесово-Нетыльской школы.

Светлана ПОТАПОВА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте