search
main
0

Услышал – записал

А вы знаете, как рождаются статьи?

На самом деле они вовсе не пишутся, ибо этот глагол предполагает, что статья волшебным образом сама себя напишет. Хотя некоторые считают, что все происходит именно так. Сел человек за стол, а потом – р-р-раз! – и что-то произошло, а он даже и не знает, что именно. Такой вариант давайте вынесем за скобки, в нем нет ничего интересного и, главное, практически значимого для всех остальных. Потому что статьи именно пишут, и делают это простые смертные люди, такие же, как мы с вами.

Да, знаю, вы тут же вспомните про Микеланджело, который творил, руководствуясь очень простым принципом – брал кусок мрамора, отсекал все ненужное и получал шедевр. Вот эта схема меня совсем не устраивает, потому что она рассчитана на гениев, а потому ее только гении и могут реализовать. Притом что им никакие чужие схемы и не нужны вовсе.

Меня всегда сильно огорчали сюжетные повороты, которые присутствуют в очень многих фильмах, причем вовсе не обязательно про школу. Например, есть положительный персонаж – какой-нибудь мальчик, который делает добрые и благородные дела, а есть некий хулиган-оболтус, который ведет ярко асоциальный образ жизни. И вот они однажды встречаются, плохой, разумеется, хочет хорошего поколотить, парочка удаляется для выяснения отношений… А потом оба парня возвращаются, и мы поражаемся – они друг с другом о чем-то горячо и увлеченно спорят, причем хулиган вовсе не выглядит таким уж злодеем, наоборот, он искренне заинтересован в том, что ему рассказывает добродей. Налицо моральное преображение. Вот только мы так никогда и не узнаем, что именно сделал один, чтобы изменить к себе отношение другого. Хотя как раз это и есть самое важное с педагогической точки зрения.

А вот еще точно такой же штамп: в школе есть класс, с которым никто не может справиться, все учителя плачут, многие просто не хотят с ним работать. И вот приходит новый учитель, которому как раз его и дают. Педагог входит в кабинет, за дверями которого слышатся дикие крики и шум… А потом все стихает, пораженный директор заглядывает туда и удивляется – дети открыли тетради, что-то молча и увлеченно пишут и совсем не выглядят исчадиями ада. «Чудо!» – хочется воскликнуть. Действительно чудо, но было бы куда интереснее и полезнее узнать, каким же способом учителю удалось в момент навести порядок, мотивировать учеников на работу и остаться в живых. А этого, к сожалению, нам и не показывают.

Так вот, все это, повторяю, напоминает слова некоторых моих коллег, мол, как я пишу статьи. Да очень просто, сажусь и пишу! И толку от этих слов ноль. Примерно как если бы человек спросил у сварщика, как он варит тонкий металл толстым электродом, а тот бы пожал плечами и ответил: «Да очень просто – беру и варю!»

Кстати, тут не грех вспомнить слова Маяковского, который сравнивал поэзию с добычей радия: «…В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Хотя мог бы с высоты своей гениальности сказать что-нибудь типа: «Сочинять стихи легко: они сами в нужный момент приходят ко мне, а я их просто записываю!»

Итак, предположим, что вы никогда не писали никаких статей. И хотите этим искусством (или ремеслом, как угодно) овладеть. Либо приспичило: директор сказал, что нужна публикация в СМИ на такую-то тему, и добровольцем назначил вас, либо настал момент, когда наболело, хочется поделиться с другими, рассказать о ком-то или о чем-то миру, но страшно, потому что первый раз всегда так.

Если честно, когда-то давно я сам думал, что статьи в газетах и журналах, равно как и книги, пишут этакие небожители, до которых большинству из нас как до звезд. Для подобных убеждений были все основания, ибо в те времена, когда я так думал, абы кто опубликоваться просто не мог, существовал очень жесткий отбор, корявые и сумбурные тексты редакторы либо не принимали вовсе, либо доводили до ума, превращая эти куски стекла в кристаллы Сваровски.

Но потом подходы к этому делу стали проще, демократичнее, и качество публикаций закономерно снизилось. Вроде бы это однозначно плохо, но, странное дело, понижение планки требований с заоблачных до более-менее доступных высот позволило огромному количеству людей набраться смелости и начать писать. Пусть и не у всех получалось, однако в итоге оказалось, что людям есть что сказать, есть чем поделиться, и читать их тоже очень интересно. Хотя раньше их бы никто и никогда не опубликовал по причине наличия ошибок, озорных оборотов или радикальных взглядов.

А теперь представьте, что у вас в школе работает человек, которым вы искренне восхищаетесь и хотите о нем рассказать. Административный стереотип, к сожалению, подсказывает самый простой вариант: надо просто изложить его биографию в стиле «родился такого-то числа в таком-то году, с такого-то по такое проходил обучение в такой-то школе…». Но это сухо и уныло, а если и радует глаз, то, пожалуй, лишь следователей или прокуроров. Нет, попробуйте просто поговорить с человеком по душам. И запишите все, что он скажет, на пленку, пардон, на диктофон (в большинстве мобильных телефонов такая опция существует).

Главное в интервью – это, конечно, вопросы. Что спросите, то и получите. Поэтому они должны помочь собеседнику раскрыться, высказать свою собственную точку зрения на ту или иную тему. Читателя ведь именно это и цепляет, когда он видит не того, кто говорит дежурные фразы и придерживается такой же позиции, что и все, а личность, способную высказать нечто оригинальное, любопытное. И если ваши вопросы будут стандартными, как кусок мыла (любите ли вы детей, как пришли в профессию, каковы ваши планы на будущее и пр.), ответы будут соответствующими.

У любого интервью всегда (или почти всегда) есть некая подводка. То есть вам нужно в самом начале написать небольшой фрагмент, в котором вы бы объяснили читателям, почему хотите рассказать именно об этом человеке, чем он вам показался интересным, словом, намекнуть, почему им надо обязательно прочесть этот материал. А в конце можно, хотя и не обязательно, сделать вывод по итогам вашего разговора, какую самую главную мысль вы из него вынесли.

После разговора «под запись» вы садитесь и расшифровываете все, что есть на диктофоне, – вопросы и ответы. На этом этапе можно уже начать редактирование, то есть пропускать какие-то ничего не значащие фразы, убирать повторы и, наоборот, добавлять недостающую информацию о том, чего собеседник коснулся вскользь.

Тут многие сразу спросят: «А разве нет таких компьютерных программ, которые бы записанный на диктофон разговор автоматически превращали в текст? Есть же на смартфонах всякие там Сири, Алисы, Окей-Гуглы и пр., они ведь распознают ваши вопросы, значит, могут и за вас написать все про все». К сожалению, пока уровень технологий не позволяет создать такую программу, которая записывала бы без ошибок то, что говорят люди. Ибо говорят они далеко не так чисто и гладко, как хотелось бы, мешают посторонние шумы, низкое качество записи, а еще искусственный интеллект, подобный пресловутому сервису Т9 в мобильнике, очень часто додумывает за вас те или иные слова и извращает их по своему усмотрению.

Поэтому лучше все-таки самому. Раньше, когда диктофонов не было, корреспонденты лихорадочно строчили в блокнот, за что их и называли борзописцами. Сейчас примерно то же самое делают те, кто обладает достаточной скоростью печати на клавиатуре (привет товарищу Шахиджаняну с его «Соло на клавиатуре»), они слушают чье-либо выступление и тут же переносят его в файл, пальчиками. Вот только если вы сядете беседовать с человеком по душам и будете при нем стремительно клацать по клавишам, вряд ли вы сумеете расположить его к себе.

У вас в руках есть расшифровка – текстовая версия вашего разговора. Следующий этап – превращение этого полуфабриката в связный текст. Крайне редко, но все-таки случается, что почти ничего не нужно делать – есть внятный и понятный вопрос, есть логически выстроенный и грамотный (во всех смыслах этого слова) ответ. Увы, об этом приходится только мечтать. Потому что диктофон порой вскрывает невероятную истину: можно слушать человека с упоением, но если абсолютно все, сказанное им, переложить на бумагу и прочесть, поразишься – не за что зацепиться, минимум содержания. Или просто набор красивых и дежурных фраз. Поэтому желательно взять за основу то, что человек сказал, выбросить оттуда несущественные обороты, переставить слова, чтобы они стилистически были на нужном месте, и все должно получиться. Главное – не извращать смысл, не перевирать суть, иначе человек благодаря вам скажет совсем не то, что хотел. И сильно обидится.

Если за дело берется человек опытный, благодаря его стараниям даже бессвязная и сумбурная речь превращается в гладко отполированные, отлитые в золоте абзацы, причем собеседник не только не заметит редактуру, но и будет поражен, как же он, оказывается, хорошо говорит. Но бывает и так, что люди крайне внимательно относятся к своим словам, поэтому могут возмутиться, если их длинную и коряво выстроенную фразу превратили в три-четыре законченных по смыслу предложения, и будут настаивать на исходном варианте, мол, «я такого не говорил». К этому надо быть готовым, хотя слова «клиент всегда прав» в данном случае справедливы далеко не всегда. Вы не поверите, но редактировать приходится выступления даже первых лиц. И как бы хорошо вы ни относились к своему обожаемому человеку, о котором хотите рассказать людям, все-таки на первом месте должна стоять любовь к русскому языку, слову. Даже если этот человек – ваш начальник.

Подобный подход (услышал – записал – расшифровал – отредактировал) вполне применим и к описанию массовых мероприятий. Скажем, пришли вы на выставку, конференцию, семинар и должны сделать об этом статью-отчет. Запомните: самое главное – это то, что вы здесь услышите и увидите, а не то, что вы обо всем этом подумаете (оно тоже важно, но все-таки вторично). Поэтому слушайте выступления и записывайте. Если доклад очень важный, лучше его записать на диктофон. Правда, о том, что он важный, часто узнаешь, лишь прослушав его, поэтому лучше записывать все, но отдельными файлами, чтобы потом оставить только нужные. Можно просто сидеть в зале и конспектировать выступления, оставляя лишь интересное, основные мысли. Из них потом можно составить статью (вспомните, как вас учили писать в школе сочинения, это ненамного сложнее). Важно избегать одних и тех же оборотов, типа «имярек А сказал… Имярек Б сказал…»

А еще можно просто поговорить с людьми, задав им те или иные вопросы в контексте данного мероприятия. Например, если оно посвящено повышению качества обучения, спросите человек пять-шесть, что они думают по этому поводу, реально ли повысить качество за короткое время, если нет, то почему, если да, то что для этого нужно сделать. Слова этих людей можно изложить в виде цитат («по мнению такого-то…», «а вот такой-то считает…») или разыграть это как мини-интервью. А можно, не пугайтесь, пересказать их по-своему и от своего имени. Скажете, плагиат? Нет, компиляция и переосмысливание!

Важная деталь: если человек говорит что-либо специально для вас, хорошо бы потом дать ему возможность посмотреть, что из этого получилось. Разумеется, до того как материал будет опубликован. Это убережет вас и его от многих разочарований. А вот если это выступление предназначено для всех, тогда никто вас не вправе обязать так поступать.

В общем, пишите, не бойтесь. Не боги горшки обжигают. Социальные сети давно подтвердили: количество тех, кто способен внятно излагать свои мысли, огромно. Правда, количество тех, кто на это не способен и тем не менее все равно пишет, во много раз больше, но когда есть выбор, это всегда хорошо. А плохо как раз то, что вы не пишете нам, хотя могли бы, лишь по одной банальной причине – вам кажется, будто авторами газеты являются какие-то совершенно уникальные и невероятно одаренные люди. Нет, они такие же, как и все, только, может, более смелые и опытные в этом деле.

А ведь откуда берется опыт? Почитайте лондоновского «Мартина Идена», вот у кого стоит поучиться упорству и настойчивости. Так разве же вы хуже?

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте