search
main
0

Усложним жизнь к лучшему Играем в написание работы по предложенной тематике

На создание игровых ситуаций подталкивает логика развития образования в целом и переход на концентрическую систему преподавания истории в частности. Разумеется, методика преподавания, рассчитанная на старые подходы, не годится – нужна творческая переработка старых, внедрение и разработка новых методик. На основе древних, как развалины Карфагена, заданий по написанию докладов, рефератов и проч. мною разработаны деловые игры по истории, экономике и др.

Внешней целью игры (условное написание “Пишем историю Родины╩) является возможно более полное изложение событий эпохи Петра I и создание “фундаментального╩ коллективного труда по данной проблеме.
Внутренняя, более важная цель – научить детей пользоваться литературой, выбирать из нескольких источников необходимую информацию, перерабатывать ее, уметь излагать материал на бумаге и по возможности научиться обобщениям и самостоятельным выводам, а не просто механически списывать текст.
В ходе игры был решен ряд промежуточных задач: умение правильно оформлять работу, делать сноски, составлять план и список использованной литературы, эстетического решения работ и др.
Допускаемая возможность творить коллективно позволяет детям расширить круг и спектр общения. А рецензирование работ самими детьми приучало их корректно и в то же время твердо отстаивать свою точку зрения и почувствовать ответственность за судьбу ближнего.

Сам ход игры выглядит следующим образом:
1) Учитель предлагает заняться изучением темы нестандартным путем – написанием работы по предложенной тематике на выбор. Тем самым как бы избавляет учеников от занудной зубрежки и отрицательных отметок и оценок.
2) Предлагается ряд тем, скомпонованных в блоки: экономика, культура, политика, личность и др. У каждого учителя свои приоритеты и симпатии, поэтому и выбор тем различен, и приводить его, пожалуй, нет смысла.
3) Затем объясняются общие принципы написания работы: выбор главной мысли, составление плана и т.д.
4) Опыт показал, что необходимо отдельно объяснять правила оформления работы: титульного листа, полей, нумерации страниц, сносок, ремарок, списка литературы и внешнего дизайна.
5) После этого определяются сроки написания, правила проведения конкурса внутри класса и между параллелями, разъясняется принцип определения победителей и т.п.
6) В каждом классе учениками выбирается редакционный совет, который сам выбирает председателя, представляющего интересы класса. Совет председателей избирает главного редактора.
7) Объясняется принцип написания рецензий, заносящийся в тетрадь в виде памятки, ибо в следующий раз в редсовет попадут другие люди. Таким образом, рано или поздно все должны побывать в роли судей и убедиться, что занятие это не из приятных.
8) Практика показывает, что процесс написания работ неравномерен, поэтому проверка черновых работ для учителя не очень утомительна. Пик, как всегда, приходится на окончание срока, но подгонять не стоит. Творчество – штука тонкая, а вдохновение приходит, “когда начинает распространяться запах жареного╩.
9) Проверка “чистовых╩ вариантов возлагается на редсовет, задача которого определена заранее (п.7), она лишь усложняется тем, что получаются однотипные работы, из которых необходимо выбрать лучшие.
10) И вот работы проверены, отрецензированы, победители в классе попадают в финал, на общий конкурс работ-претендентов. Теперь очередь межклассного главного редсовета. Его задача сложнее – необходимо познакомиться с целым рядом работ, как однотипных, так и оригинальных по тематике.
11) Наконец победители, а следовательно, и авторы сборника определены, наступает момент представления его общественности. Готовится праздничный сценарий проведения “презентации╩ книги. Победители пока не оглашаются.
12) Параллельно, пока редакционный совет не вынес решения, предлагается конкурс на лучшее название книги, лучшее оформление обложки и т.д. Готовится окончательное издание книги.
13) Когда все готово, проводится собственно сам праздник с плясками, песнями, стихами, хохмами, приколами, награждением победителей и, наконец, передачей заветного тома, например школьному музею или кабинету истории.
14) Праздник можно провести объединенными целями историков, филологов, музыкантов, художников и прочих школьных гениев, которых много в любой школе.
15) В процессе всей игры идет аналитическая деятельность учителя, его корректирующая функция – главная, а вмешательство в сам процесс минимально. Разработка игровой ситуации, ее “обкатка╩ и “доводка╩, конечно, сильно усложняют жизнь учителя, но очень скоро затраты окупятся: дети научатся получать не “рыбу╩, но искусство “ловить╩ эту “рыбу╩.
16) Если подключить к этому делу школьный ВЦ, то можно сделать и вовсе настоящую книгу, отпечатав ее на принтере и размножив на ксероксе. Конечно, это полуфантастическая идея, но “плох тот солдат…╩
17) Для наведения порядка с русским языком можно бы ввести еще и должности корректоров, из наиболее грамотно пишущих учеников.
Перепланировка материала в условиях игры идет за счет сокращения времени на изучение второстепенных вопросов и проведения приемных уроков по узловым вопросам, выяснение структурно-логических связей между различными отраслями человеческой деятельности (например: экономика – государство – общество – сознание – культура). Это впоследствии позволяет создать некий алгоритм при изучении любой проблемы с опорой на самостоятельное мышление учеников. Конечно, жизнь учеников усложняется, равно как и учителя. Но, простите, кто сказал, что жизнь – сплошное удовольствие? А вот лишить обучение серости и стереотипности, тоски и занудства вполне возможно.
Игра универсальна, поэтому она вполне применима ко всем без исключения предметам. Более того, она является переходом, мостиком к другим предметам, являясь основой межпредметного подхода.
Анализ вышеприведенной игры показывает и высвечивает проблемы, которые есть на данный момент у каждого из участников (кто-то с русским не в ладах, кто-то неаккуратен, кто-то не может принародно выступать и т.д.).
Конечно, не следует забывать и о тех приблизительно 15-20% учеников, “не желающих╩ по разным причинам принимать участие в игре. Ну, во-первых, таковых нет. Желают все. У отказывающихся, как правило, большие проблемы с внутренними барьерами и комплексами. Вот ими-то учитель и должен заняться в первую очередь: помочь преодолеть себя, дать другое дело (но в рамках игры), предложить отдельную тему. В крайнем случае составить для них индивидуальный план изучения материала, определить заранее время, сроки, форму отчетности (зачет, собеседование).
Александр КУРИЛЕНКО,
учитель истории школы N 1
с.Залесово,
Алтайский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте