search
main
0

Условные предложения

Секрет Натальи Карауловой - быть настоящей леди

Наталье Карауловой очень идет ее предмет. Еще до того, как я встретилась с ней, фотопортрет Натальи Евгеньевны в галерее учителей года-2022 чертами и выражением лица немного напомнил мне известную британскую принцессу Диану. Когда же я посетила урок учителя года Севастополя Карауловой в школе «Экотех+», заочное впечатление усилилось. Сама она смеется: нет, раньше ей не говорили о сходстве с леди Ди. А между тем не только ее внешний вид, но и манера поведения, сдержанная и харизматичная одновременно, напоминает об авторитете и влиянии, которое оказывала на окружающих любимая миллионами «народная» принцесса Соединенного Королевства. Неудивительно, что ученики Натальи Карауловой слушают ее очень внимательно, на уроке царят деловая атмосфера и рабочая дисциплина, сама же учительница никогда не повышает голос, говорит негромко. А может быть, секрет еще и в том, что педагог правильно распределяет время на занятии, ни одна секунда не пропадает даром для ребят, им интересно, поэтому шуметь просто некогда?

 

Наталья Евгеньевна преподает немецкий и английский языки. Я решила попроситься к ней на урок английского для пятиклассников. Немецкого я совсем не знаю, а английский в школе и вузе сдавала на пятерки и рассчитывала, что урок для меня окажется легким. Но на деле… еле успевала за детьми! Если в советское время в программу по английскому языку для средней школы, как я помню, были включены только основные, самые простые времена глаголов, то пятиклас­сники Натальи Карауловой на уроке, который я посетила, изучали такую сложную тему, как conditional sentences – условные предложения.

Маленький ликбез по английскому. Первый тип условных предложений используется, когда вы говорите о вещах, которые могут произойти в будущем. В таких предложениях индикатором служит слово «если», указывающее на какое-то условие. Например: «Если будет дождь, я не пойду в парк». Или: «Если у меня будет достаточно денег, то я куплю себе телефон». То есть что-то в жизни может произойти, а может, и нет. Имеет шанс случиться, но есть вероятность, что не сбудется…

Могло ли случиться так, что Наталья Караулова не стала бы учителем?

В профессии Наталья Евгеньевна с 2013 года. Признается, что в семье педагогов не было, а у нее самой вначале появилась любовь к языкам, а потом уже к учительству. Любопытное совпадение: наша героиня училась в севастопольской школе №45 с углубленным изучением испанского языка, именно там преподает учитель года Севастополя-2020 Валерия Антоненкова, очерк о которой я писала для «Учительской газеты» в позапрошлом году. Мое впечатление: обе школы – испанская и «Экотех+» – поразительно схожи. И там и там вежливые интересные дети, красивый интерьер, прекрасные педагоги, опытные директора и атмосфера позитива и творчества. Так можно ли было Наталье Карауловой, если она училась в такой школе, выбрать иную дорогу, чем языки и учительство? Наверное, нет.

В детстве Наталья учила испанский и английский языки, в университете к этим языкам добавился немецкий. А школа, где она сейчас работает, также специализируется на преподавании этих трех языков и еще предлагает для изучения китайский. Со второго класса ребята изучают один иностранный язык, с пятого выбирают второй, при этом, отмечает Наталья Евгеньевна, в четвертых классах устраивается праздник второго иностранного языка – большое интересное мероприятие, на котором можно узнать о стране языка и ее людях. С десятого класса начинается профильное изучение английского и второго иностранного языка по выбору. Занятия ведутся по углубленной программе.

Мой вопрос к Наталье Карауловой тоже является условным предложением:

– Если бы ЕГЭ по английскому языку не был таким сложным (а это отмечаемый многими факт), его выбирали бы больше выпускников?

– Пока это ЕГЭ по выбору, поэтому уровень сложности, на мой взгляд, достаточный для тех, кто изучает язык углубленно, – отвечает педагог. – За два-три месяца до экзамена, безусловно, к нему не подготовишься. Наблюдается и такая тенденция: учителя хорошо готовят тех, кто выбирает этот ЕГЭ, подготовка с каждым годом все лучше и лучше, поэтому составители заданий постоянно усложняют экзамен. К сожалению, таковы реалии, круг постоянно сужают, поскольку ЕГЭ – это погоня за баллами, это будущее поступление в вузы…

Если цель – углубленное изучение и экзамен, будет ли урок английского скучным? На это вопросительное условное предложение я имею возможность ответить сама вместе с пятиклассниками, внимательно слушающими Наталью Евгеньевну.

Урок начинается с забавной скороговорки, в которой ненавязчиво демонстрируется грамматический материал, а после проработки условных предложений и новой лексики учительница использует один из своих любимых приемов – песню. Звучит произведение рок-музыки, у детей на партах лежат листочки с текстом песни, также подходящим по грамматике.

– Песня – это лирика, то, что близко ребятам этого возраста. И я очень хочу, чтобы изучение языка не было абстрактным, чтобы, когда дети слышали в жизни английский язык, они его понимали, – подчеркивает в беседе со мной после занятия педагог.

В ходе работы класс не только уверенно исполнил хором всю песню, но и самостоятельно вставил в ней пропущенные слова, а в конце урока каждый ученик сочинил письменный ответ на один из вопросов, являющихся выводами из текста песни: «Что такое настоящая дружба?» и «Кто такой настоящий друг?».

– Получившиеся мини-высказывания не только подводят итог темы, но и являются основой для будущих расширенных сочинений, – поясняет учительница. – Наш традиционный подход: сначала дети пишут текст на определенную тему, а потом начинается устное проговаривание по нему. Форма – работа в парах. Я очень люблю подход, который называю «четыре – три – два». Сначала четыре минуты дети в паре общаются по теме, молчать нельзя. Потом пары меняются, и в общении уже с другим человеком повторяется то же самое, ребенок вторично проговаривает свой текст увереннее, поэтому дается три минуты. При следующей перемене пар процесс ускоряется до двух минут. Это, к слову, хорошая тренировка и для будущего ЕГЭ, поскольку на экзамене даются считаные минуты на ответ и надо уметь сконцентрироваться.

В таких вот приемах, на мой взгляд, и кроется высокое мастерство педагога, умение сделать урок и интересным, и полезным детям. Не случайно Наталья Караулова называет своим главным увлечением постоянное изучение различных методик. А вне школы ее хобби связаны с двумя собственными детьми. В круг этих общих интересов входят, например, лепка, бисероплетение, игра на гитаре, выпекание тортов и путешествия по Крыму. Умение быть мамой, родительский опыт также помогают ей быть ближе к своим ученикам.

Если бы не конкурс «Учитель года», с нашей героиней не произошло бы одно удивительное происшествие. И это еще одно «если» в составе еще одного условного предложения. Случилось то, у чего практически не было никаких шансов случиться…

Финал конкурса проходил в Тюмени. Новинкой стало конкурсное испытание, введенное в 2022 году, – «Воспитательное событие».

– Я долго думала, что могу рассказать детям Тюмени о моем родном городе Севастополе, мне хотелось, чтобы они больше узнали о месте, где я живу, – делится воспоминаниями Наталья Евгеньевна. – И тут пришел на ум один удивительный факт. Ведь Тюменская область взяла шефство над одним из кораблей Черноморского флота! Я знаю об этом, потому что именно на этом корабле служил мой муж, военный моряк. Муж даже бывал в Тюмени по приглашению шефов, привез оттуда много впечатлений, рассказов и непривычных для нас сибирских угощений. И каково же было мое удивление, когда судьба преподнесла и мне поездку в Тюмень! Если бы не конкурс, я бы наверняка никогда в жизни туда не попала! Тогда я подумала, что немного детей из Тюмени посещали Крым. И решила, что это очень ценно – рассказать им о южных границах нашей Родины, чтобы они узнали, что в далеком Севастополе на корабле, шефами которого являются тюменцы, служат в том числе и их земляки. И я придумала игру для ребят, основанную на реальном событии. Команда того самого кораб­ля, на котором впоследствии служил мой муж, в начале 2000‑х годов совершила настоящий подвиг – спасение сухогруза с российским экипажем от пиратов близ Африки. Об этом широко писали в прессе. Игра для тюменских школьников также была нацелена на то, чтобы они проявили себя сплоченной командой и, выполнив задания, «спасли сухогруз от пиратов». Ребята вязали морские узлы, закидывали якоря-кошки, разбирались с компасом, разгадывали логические задачи и параллельно знакомились с историей Военно-морского флота.

Из этой поездки Наталья Караулова привезла подарки для своих севастопольских учеников. На финальном конкурсном уроке английского языка ей досталась тема «Моя любимая книга». Наталья Евгеньевна использовала свой любимый принцип: тема должна быть близка ученикам, их реальной жизни. Дети рассказали про свои любимые книги, и оказалось, что многие любят классику, в лидеры вышли, например, «Алые паруса» Александра Грина, «Белый клык» и «Мартин Иден» Джека Лондона. Из современной литературы юные тюменцы отметили книги о Гарри Поттере Джоан Роулинг. В конце урока учительница попросила ребят написать свои рекомендации, названия любимых книг на книжных закладках, которые потом привезла своим ученикам в Севастополь. Урок был построен таким образом, что, проделав ряд упражнений, к концу занятия дети узнали и о любимой книге самой учительницы.

– Одна из моих любимых книг – это «Трое с площади Карронад» Владислава Крапивина, – признается Наталья Караулова. – И тут опять совпадение: знаменитый детский писатель родом из Тюмени, а события в этой книге происходят в Севастополе! Владислав Крапивин часто бывал в Севастополе, очень любил море и корабли.

Конкурсный урок Наталья Караулова давала… в день своего рождения. Так как у нее был с собой экземпляр той самой книги Влади­слава Крапивина, после занятия она попросила членов жюри оставить свои пожелания на ней.

– Жюри пошло мне навстречу, и у меня теперь есть памятная любимая книга с добрыми словами от выдающихся педагогов! – делится радостью Наталья Евгеньевна.

В конце интервью я задала Наталье Карауловой вопрос, которым всегда озадачиваю героев очерков об учителях года. Звучит он так:

– Почему вы победили? Понятно, что есть элемент везения, этот конкурс собирает для соревнования равных по силам. Но все же, если отбросить скромность и посмотреть на саму себя со стороны, почему вы лучшая? Повлияли какие-то изюминки преподавания, методы, приемы?

– Мне кажется, особого секрета нет. Я просто люблю детей, – ответила Наталья Евгеньевна. – Стремлюсь быть к ним ближе и стараюсь, чтобы преподаваемый мной предмет пригодился им в жизни.

Если прибавить к этому методики, изучением которых, как было сказано выше, увлечена наша героиня, то… А может быть, это последнее условное предложение прозвучит иначе? Если любить свою профессию, в жизни обязательно ждет много радостных чудес и открытий!

Светлана ПОТАПОВА, Севастополь, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте