На Всероссийской конференции «Опыт и перспективы реализации Национальной стратегии действий в интересах детей», организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом, каждому из направлений стратегии было уделено внимание. Но, пожалуй, наиболее остро обсуждалась тема защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Участники дискуссии уверены: стратегия в целом неплоха, но ответов на многие проблемные вопросы она не дает.
По словам заведующей Научно-исследовательской лабораторией ювенальных технологий МГППУ Риммы Чиркиной, в стратегию было заложено многое: содействие снижению количества правонарушений, совершаемых детьми и против детей, расширение практики применения восстановительного подхода в сфере правосудия, повышение качества реабилитационной деятельности и т. д. Однако эти задачи не базируются на концепции некарательного правосудия, поэтому вся система мер выглядит как лоскутное одеяло. Но и карательное правосудие в отношении детей, как отметила Римма Чиркина, весьма противоречиво. Сегодня подросток может получить несколько условных мер наказания, которые не будут обеспечены никаким воспитательным компонентом.Руководитель Центра содействия реформе уголовного правосудия Наталия Дзядко также согласилась, что условное наказание сегодня большая проблема. Дети до конца не понимают его опасность: достаточно несколько раз не прийти и не отметиться, и можно получить уже реальный срок.К критике положений стратегии присоединилась и руководитель программ московского бюро организации «Международная тюремная реформа» Алла Покрас, отметив, что в документе не хватает положений о подготовке и переподготовке тех, кто работает с детьми, находящимися в конфликте с законом. В особенности, по ее словам, это необходимо колониям, где воспитательная работа является таковой лишь по названию.К сожалению, в данной сфере, как отметила Римма Чиркина, пока еще не сформировано и грамотное общественно-государственное партнерство. Примеры активной работы общественности уже есть. Председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов города Москвы Антон Коновалов подчеркнул, что первые подобные службы в школах появились в стране задолго до того, как в стратегии обозначили их необходимость, – еще в 2001-2002 годах. Национальная стратегия, по словам Антона Коновалова, позитивный документ, но ряд рекомендаций, которые были вскоре изданы в продолжение темы служб примирения, сводит весь этот позитив на нет. В них даются четкие однозначные указания и выстраивается иерархическая централизованная система школьных служб примирения. На самом деле создавать их надо лишь там, где есть люди, которые готовы их постепенно взрастить.
Комментарии