С днем рождения!
В 1955 году в Москве на Каширке появилась музыкальная студия. Сначала преподавали только игру на фортепиано, затем появился класс баяна-аккордеона. Первым художественным руководителем студии была Бобровская Ираида Тимофеевна.
Шло время. Студия начала расцветать, когда ее руководителем стала Ирина Борисовна Абрамова, удивительно творческий и энергичный человек. Появились два ансамбля – народных и духовых инструментов. В 70-е появился класс гитары. Пришли замечательные педагоги: Устинова Н.М., Белкина Б.Г., Быкова М.Л., Зубарева В.А., Попова В.Д. и многие другие.
Студия претерпевала изменения. Вот уже 7 лет студия находится в Доме культуры “Москворечье”.
Зубарева В.А.: Наша музыкальная студия “Мелодия” является частью творческого комплекса “Гармония”. Вообще “Гармония” является детищем нашего сегодняшнего руководителя Белкиной Беллы Григорьевны. Кроме нашей студии, “Гармония” сочетает в себе студию эстрадного танца “Импульс” и подготовительное отделение “Жемчужинки”.
– Валентина Анатольевна, как же вы находите “жемчужинки”?
Зубарева: Дети приходят в 4 года. Педагоги нашей студии разработали программу, рассчитанную на три года. В нее входят занятия по музыке, ритмике, английскому языку и рисованию. В 6 лет дети начинают заниматься с педагогами по подготовке к школе. Детей учат логике, чтению и многому другому.
Главная задача “Жемчужинок” не только дать детям знания, но и развить их разносторонне. Они позанимаются и музыкой, и рисованием, а затем выбирают для себя самое интересное.
Бывает, что приводит мама ребенка и говорит, что они бы хотели заниматься только рисованием. А через год выясняется, что ребенок хорошо танцует. После окончания этого курса ребенок выбирает то, чем бы он хотел заниматься.
Где музыка берет начало…
Чаще всего заниматься музыкой начинают с 7-8 лет. Педагоги “Мелодии” стараются заинтересовать малышей. Они вводят детей в мир музыки через сказки, песенки. Например, Л.В.Закирова, преподаватель по классу фортепиано, придумала для малышей сказку про семь нот. К маленьким пьескам придумываем стишки, рисуем рисунки. Играет, например, ребенок пьеску “Зима” и рисует сугробы.
Постепенно начинают играть все пальчики, год за годом дети развиваются, начинают играть Моцарта, Бетховена.
– Чему же все-таки учит музыка?
Закирова: Музыка – это неотъемлемая часть эстетического воспитания. Это приобщение к образцам мировой музыкальной культуры. Развитие индивидуальности, образности мышления.
Недорабатывать здесь просто нельзя.
Зубарева: Основная цель студии – дать общее музыкальное образование. Научить организации досуга. Но если попадаются “одареныши”, то мы стараемся отдать их в Гнесинскую школу. Например, в нашей студии начинал заниматься Денис Кузнецов. Мы его отдали в художественную школу в семь лет. Сейчас он учится в училище исполнительского искусства имени Шопена. Денис – лауреат международных конкурсов.
Закирова: Если говорить о сложности, то в “крупной форме” я бы расположила композиторов так: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Это совершенно разные в музыкальном плане композиторы.
Дети должны играть не только классическую музыку, но и бытовую музыку. Мы учим детей музицировать, чтобы они могли играть не только программные произведения, но и популярные мелодии.
В этом году музыкальной студии “Мелодия” было присвоено звание народной студии.
Ученики студии часто участвуют в концертах. Уже несколько лет свои отчетные концерты студия проводит в органном зале Музея культуры имени Глинки.
Ведется просветительская работа. Проходят мини-концерты под названием “Музыкальная гостиная”. Темы совершенно разные, одни из них посвящены творчеству композиторов, другие – различным формам произведений. Скоро, например, будет “Музыкальная гостиная” под названием “Приглашение к танцу”. Ведет эти вечера Э.Г.Хачатурова, а иллюстраторы – дети и педагоги.
В студии работает замечательный хормейстер Назарова О.А. Дети с удовольствием поют.
Без шпаргалок и наркотиков
Если где и можно “подшпаргалить”, то только не в музыке. Это тонкое искусство. Даже при очень хорошей подготовке у пианистов бывают срывы. Бывает, что приболел человек, а на выступлении у него может закружиться голова.
Литератор в своем докладе может заменить одно слово другим. Если допустил ошибку, то можно исправиться, и тебя поймут. А если запнешься, играя какое-нибудь музыкальное произведение, то это уже срыв.
Зубарева: Я не знаю ни одного пианиста-наркомана. Если ты стал наркоманом, то играть уже не сможешь. Координация не та. Алкоголик – пропавший музыкант.
Живая отдача
Закирова: Преподавание музыки – необыкновенно благодарная работа. Ибо результат можно увидеть и услышать.
Зубарева: Народ у нас творческий. Ученики приводят своих детей.
На вопрос, чего бы больше всего хотелось для студии, педагоги в один голос ответили, что новых инструментов. Последний рояль для студии был куплен более пятнадцати лет назад. Побольше работящих учеников. И, конечно, не помешал бы спонсор.
Несколько лет назад я сама закончила эту студию. Моим педагогом была Л.В.Закирова. За 45 лет творческой деятельности студия выпустила более тысячи учеников. Я не знаю, как сложилась их жизнь, но в одном я уверена точно, что играть на музыкальных инструментах, пусть даже для себя, они не прекращают.
Юлия СЛАДКОМЁДОВА
Комментарии