В настоящее время создано множество условий для формирования активной общественной позиции у подростков и молодежи. Одним из самых значительных выступает механизм школьного самоуправления, а также создание детских и молодежных общественных организаций и движений. В силу своей мобильности и открытости они имеют особые возможности для содействия развитию личности.
Главной функцией школьного самоуправления является подготовка к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, то есть приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности, также это содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности. Все дети учатся выступать в роли как организаторов, так и исполнителей.Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что УС в современной системе образования и воспитания играет важнейшую роль.В 2013 учебном году был создан окружной актив ученической общественности межрайонов ЮВАО, в состав которого входят ребята, интересующиеся не только ученическим самоуправлением в своей образовательной организации, но и его развитием в округе. Для членов окружного актива предоставляется возможность развития лидерских качеств, умения работать в команде, делегировать полномочия, вступать в диалог с различными целевыми аудиториями, реализовывать индивидуальные и групповые проектные инициативы.Основной целью деятельности является содействие успешному развитию системы государственно-общественного управления образованием, а именно развитие и популяризация органов ученического самоуправления. Перед членами актива были поставлены следующие задачи: помощь в организации и проведении межрайонных мероприятий, направленных на развитие и поддержку ученического самоуправления; представление межрайонов на мероприятиях городского и межрегионального уровней; помощь образовательным организациям в становлении и развитии ученического самоуправления; взаимодействие с окружными активами ученической общественности других округов; освещение деятельности ученической общественности округа в средствах массовой информации.Актив ученической общественности межрайонов ЮВАО ведет свою деятельность по направлениям. Работа в секторах актива ЮВАО позволяет проявить себя в любой сфере и реализовать задуманные идеи. Общим голосованием ежегодно избираются председатель и его заместитель. Но, несмотря на это, все решения принимаются коллегиально.Одним из проектов активистов является разработанная система внутреннего роста в команде. Она предполагает 5 ступеней роста, каждая из которых включает в себя определенные условия работы и обозначается определенным цветом. Для того чтобы получить отличительный знак, активистам необходимо приобрести определенные умения и навыки, а также разрабатывать и реализовывать собственные проекты.Термин «проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперед». Членами актива было запущено и реализовано несколько проектов. Ключевыми проектами являются: 1. Программа интерактивных сессий, направленных на партиципацию обучающихся к участию в формировании образовательного пространства своих ОО. 2. Ряд видеоконференций, направленных на взаимодействие и обмен опытом с активами других округов. 3. Разработка отличительных знаков активистов ученического самоуправления межрайонов Юго-Восточного административного округа. Создание дизайнов и макетов промопродукции. 4. Проект «УС с нуля», который направлен на помощь в формировании органа УС в образовательных организациях нашего округа.На протяжении всего учебного года в шести межрайонах ЮВАО функционирует школа актива. Основной целью является обучение активистов ученического самоуправления ОО. В течение учебного года ребята получают необходимый набор знаний, умений и навыков для эффективной работы органа ученического самоуправления в своей школе. Ребята, входящие в состав окружного актива, совместно с сотрудниками центра содействия развитию УС в ЮВАО разрабатывают семинары и тренинги для школы актива. Также у них есть возможность самим проводить занятия для активистов других образовательных организаций, тем самым развивая коммуникативные умения и навыки. А также обучающиеся школы актива лучше усваивают материал, который для них транслируют их сверстники. Из-за большого количества заинтересованных активистов межрайонов округа было принято решение о разработке 2-годичной программы обучения в школе актива. Приоритетным направлением программы занятий второго года обучения является проектная деятельность, направленная на развитие ученического самоуправления на окружном и городском уровнях. В этом году тем, кто обучается в школе актива второй год, была предоставлена возможность самим разработать программу выездных обучающих семинаров межрайонных активов УС ЮВАО для 300 человек. Данный проект был реализован совместно с активом ученической общественности ЮВАО. Члены актива выступали в роли дублеров руководителя программы, руководителя организационной группы и начальника выезда. Каждый из них выполнял определенный функционал и на каждого был возложен ряд обязанностей для успешной реализации проекта. Также ребята, входящие в состав актива, являлись инструкторами школьных команд. На протяжении всего выезда перед ними стоял ряд задач: сплочение коллектива, проведение тренинга «Дорогой длинной», курирование проектных групп, совместная подготовка к вечерним мероприятиям. Тем самым ребята смогли почувствовать себя в роли будущих вожатых. Организационная группа состояла только из ребят, которые обучаются в школе актива второго года. Их задача на этом выезде заключалась в организации и проведении всех мероприятий, включенных в программу.Еще одной задачей окружного актива является представление межрайонов на городском уровне. Ребята из нашего актива стали призерами и победителями городских и межрегиональных олимпиад и конкурсов, направленных на развитие ученического самоуправления. Помимо этого, члены актива часто входят в состав организационной группы профильных смен в образовательном центре «Команда» (филиал) ГБПОУ «Воробьевы горы».Развивая самоуправление в школе, межрайоне и округе, мы пытаемся реализовать важнейшие для нас задачи – это осознание ребятами инновационно и динамично происходящих процессов в нашем современном мире. Реализация данных задач позволяет им добиться успеха в современном обществе.Анна СЕДОВА, педагог-организатор ГБПОУ «Воробьевы горы»
Комментарии