search
main
0

Уроки Зайцева, или Диктант с указкой

На протяжении многих лет зарубежные и отечественные специалисты рекомендуют для более быстрого овладения чтением использовать в работе с детьми печатную машинку, а теперь и компьютер.

Но дело это хлопотное и дорогостоящее. А вот “Кубики Зайцева” в сотни раз дешевле, специалисты по обслуживанию и ремонту не нужны, комплекта достаточно для работы с детсадовской группой или классом. Азбуки и буквари тоже не нужны – опять немалый резерв экономии. Но главной выгодой окажется сбереженное зрение и осанка учащихся.
“Печатать” же будем указкой по таблице размером 83х176 см, площадью в 20 раз больше клавиатурного пульта компьютера. “Клавиши” будут с расстояния в несколько метров видны и доступны восприятию даже слабовидящих, которых из-за существующих способов обучения становится все больше.
Высота расположения таблицы на стене определена самой природой: ее нижний край должен быть чуть выше головы преподавателя, чтобы он не чувствовал себя возле нее стесненно, не переживал, что заслоняет. Учащимся это тоже удобно: сразу все поднимают головы, выпрямляются, отстраняются от таблицы, ведут поиск и отслеживание широкими передвижениями взгляда. Не обязательно сидеть, можно стоять, переходить с места на место, наблюдать со шведской стенки, пребывать в лежачем положении, сидеть по-турецки или по-индийски. Подобное раскрепощение чрезвычайно выгодно и преподавателю, т.к. ребята без напряжения и намного дольше удерживают внимание на учебных задачах.
Рассмотрим уменьшенный вариант таблицы (рис.). Кс – красная строка, Зб – заглавная буква, – пробел (написал слово – пропусти маленько, потом следующее пиши).
О назначении “ягод” – клубники и земляники – подробно рассказывается в методическом сопровождении к “Кубикам”, так же, как и о “БУМ, БОМ, БАМ, БЭМ, БЫМ”, “БЮМЬ, БЕМЬ, БЯМЬ, БЕМЬ, БИМЬ”, “ПУФ, ПОФ, ПАФ, ПЭФ, ПЫФ”, “ПЮФЬ, ПЕФЬ, ПЯФЬ, ПЕФЬ, ПИФЬ”. В диктанте с указкой они не участвуют.
Попробуйте своим знакомым задать вопрос: “После каких букв употребляется твердый знак?” Все 10 букв наверняка никто не перечислит. Ученики, работающие с таблицей, это сделают легко, даже примеры приведут: конъюнктура, контръярус, въезд, изъять, объезд, подъем, межъевропейский, съезд, отъезд, сверхъестественный. А после каких согласных мягкий знак не употребляется? Опять же подскажет таблица: после й и ц. После каких согласных не употребляется е? Тоже после й и ц. А после какой согласной не пишется у? Поищите сами ответ в таблице.
Отметим для себя и учащихся по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые склады: Н=НЪ, Р=РЪ, З=ЗЪ, Б=БЪ, Д=ДЪ, ЖЕ=ЖО, Ж=ЖЬ=ЖЪ, С=СЪ, Т=ТЪ, Х=ХЪ, ШЕ=ШО, Ш=ШЬ, ЧЕ=ЧО, Ч=ЧЬ, ЩЕ=ЩО, Щ=ЩЬ.
Такие слова, как жить, шить, жесть, шерсть, цепь, хочу, чудо, ищу, щука, чашка, площадка, написать по таблице через жы, шы, жэ, шэ, цэ, чю, щю, чя, щя можно, но только противоестественным, извращенным способом: в одном месте показав ж, в другом ы и проч. Так пишутся только иноязычные по происхождению слова вроде ж-ю-ри, б-ро-ш-ю-ра, па-ра-ш-ю-т, Ц-ю-ри-х и т.п.
Не забывая о знаках препинания, в частности Кс, Зб, , потренируйтесь в печатании предложений по таблице, нажимая клавиши-клеточки указкой:
А-ле-к-са-н-д-р Се-р-ге-е-ви-ч Пу-ш-ки-н ро-ди-л-ся 6 и-ю-ня 1799 го-да.
Ю-ри-й А-ле-к-се-е-ви-ч Га-га-ри-н о-т-п-ра-ви-л-ся в ко-с-мо-с 12 а-п-ре-ля 1961 го-да.
З-во-ни-те на-м в Пе-те-р-бу-р-г по те-ле-фо-ну 5538151.
Через весьма непродолжительное время скорость письма (печатания) возрастет настолько, что приблизится к машинописной. И вот почему. Сравнив число нажатий пальцем при печатании слов на машинке или компьютере с числом “нажатий” указкой при печатании тех же слов складами, получим такие соотношения: рыба, мясо, каша, соль, мука, кофе, пюре – 4:2; собака, корова, лошадь, курица, ворона, сорока – 6:3; бабушка, дедушка, колбаса, конфеты, лимонад, барабан – 7:4; мороженое, земляника – 9:5; туфли, кофта, шляпа, сумка – 5:3; фотолаборатория – 15:8; компьютеризация – 15:9; обороноспособность – 18:11 и т.п. Письмо складами, как видим, рациональнее, эргономичнее и, добавим, в большей степени соответствует слуховым и произносительным ощущениям учащихся.
Ка-тя, Ва-ня, Ю-ра, А-ня, Зо-я, ша-р, ко-т, И-ра, ю-ла, до-м, мы-шь, мя-ч произносятся в два явственно ощущаемых усилия речевых органов (слова из двух складов).
С-то-л, п-ла-щ, па-ль-то, ре-ч-ка, у-ле-й, ка-ре-та, ку-к-ла, ми-ш-ка, с-ло-н произносятся тремя усилиями речевых органов (состоят из трех складов).
Ма-к-си-м, де-ду-ш-ка, пе-ль-ме-ни, бу-б-ли-к, Зо-лу-ш-ка, и-го-л-ки, ке-н-гу-ру, бе-ге-мо-т – слова из четырех складов.
Мо-ро-же-но-е, к-лу-б-ни-ка, шо-ко-ла-д-ки из пяти, по-д-со-л-ну-х из шести, т-ра-н-с-фо-р-ме-р из восьми, а фо-то-ко-р-ре-с-по-н-де-н-т из одиннадцати складов. См. рис. .1.

Рис. 1

При письме указкой по таблице зрительные ощущения коррелируются со слухопроизносительными (вижу знаки, обозначающие звуки, воспринимаю и воспроизвожу паузы и интонации) и мускульными (перевожу глаза из клетки в клетку, отслеживаю передвижения указки, переступаю у таблицы влево-вправо, передвигаю руку с указкой выше-ниже, влево-вправо). Включается, как видим, “память тела”.
До некоторых ребят при обучении письму и чтению только через “память тела” и доберешься. Ребенок получает длинную указку, преподаватель охватывает его руку своей и, стоя у него за спиной, пишет с ним заданное слово. Ребенок чувствует, что защищен, что его любят и что пишет почти что сам. И совсем это не трудно, еще чуть-чуть, и он один сможет. Совсем не обязательно, чтобы за спиной стоял и водил твоей рукой взрослый. Это может быть ученик третьего, шестого класса. Возьмет Вера Николаевна и попросит девочку из пятого класса, свою бывшую ученицу: “Наташа, поводи, пожалуйста, Сережу. Напиши с ним несколько загадок из этой книги”. В методическом приложении к “Кубикам”, между прочим, 300 загадок и 100 скороговорок и чистоговорок.
Позиция школы (не представляющей письма без ручки и тетради): пока рука не окрепла, писать будем немного, попроще и только на правила, которые изучаем. Отсюда незамысловатые диктанты: “У Яши живет кот Васька. Днем он спит у норы. Там мыши”. Что за Яша? Откуда мыши? Что за нора и кто у нее спит? Яша или Васька?
Наша позиция: письма должно быть много, критерием становится не закрепление двух-трех правил, а развитие интуиции, выработка навыков грамотного письма, содержание текста, умение выразить мысль. Все это не предполагает исключения письма в тетради. Главное вот в чем: сделать письмо – превращение звуков в знаки – понятным и легким еще задолго до того, как окрепнет для каллиграфии рука ребенка. А крепнуть она будет, как утверждают специалисты, не менее пяти-шести лет. Мы хотим, чтобы при письме в тетради ребенок встречался только с мускульно-моторными трудностями, избавившись от прочих в диктанте с указкой. См. рис. .2.
Ребята удивительно рано и удивительно быстро соглашаются на такое письмо. Четырех-пятилетки внимательно отслеживают действия преподавателя, загадавшего им загадку, а затем прописывающего ее же по таблице.
С первоклассниками надиктовывание простеньких предложений можно проводить уже через несколько занятий. Текст, читаемый преподавателем, учащиеся пишут указкой по таблице, проговаривая склады и называя знаки препинания. Ошибся – отдавай указку другому, желающих много. Один пишет, другие – и заставлять не надо – внимательно наблюдают. Участвуют, переживают. Подсказывают только на первых порах. Скоро осеняет: если каждый будет писать правильно, то указка, переходящая по очереди от одного к другому, не так быстро будет возвращаться. Начинают подсказывать неправильно.
Удивительны объемы такого письма: через три-четыре месяца первоклассники могут указкой по таблице написать больше, чем шести-семиклассники в тетрадях. С правилами ребята ознакомятся в процессе письма, слыша их в качестве сопровождения, объяснения, многократного учительского проговаривания, ведущего к тому, что дети намного быстрее эти правила запомнят и сами, по доброй воле и опережая преподавательское говорение, начнут озвучивать их. Разве трудно учителю комментировать слова из диктанта следующим, например, образом:
– Говорится “катенок”, а пишется ко-те-но-к, потому что “кот”.
– Говорится “скаска”, а пишется с-ка-з-ка, потому что “сказочка”.
– Заглавную букву не показал. Названия рек, городов, имена, отчества, фамилии пишутся с заглавной буквы.
Пожалуйста, не переживайте, что употребление знаков препинания окажется для детей чем-то сложным, непреодолимым. Сами мы, взрослые грамотные люди, все эти знаки правильно расставляем вовсе не потому, что вызубрили полторы сотни правил, к их употреблению относящихся. Каждый из нас, намучившись в свое время, отчаявшись такое количество правил освоить, пошел по более “хитрому”, не “научному”, не “официальному” пути, начав соотносить знаки препинания с интонациями и определенной продолжительности паузами. Привыкнув, стали “чувствовать” знаки, расставлять их, что называется, интуитивно, автоматически, лишь изредка, в самых сложных случаях, обращаясь к сводам правил.

Рис. 2

Такой путь освоения правил расстановки знаков препинания представляется наиболее продуктивным. Учитель должен читать с максимальной выразительностью, выделяя начало, конец высказывания, экспрессивно интонируя вопросы и восклицания, уточнения (запятая), перечисления (запятая). При диктанте, когда ребята не знают, какой знак препинания нужно поставить, можно сказать: “А вы послушайте еще раз и подумайте, чего здесь не хватает”. И повторять предложение до тех пор, пока ребята знак не “отгадают”. Диктант с использованием знаков препинания быстрее выведет детей в хорошее, выразительное чтение.
Не бойтесь ошибок, совершаемых учениками, дайте им поискать, подумать, “понажимать” на разные “клавиши”. Ошибся – выходи, передай указку товарищу, другой попробует правильно написать. Примечательно, что даже семнадцатилетние двоечники с интересом, азартом втягиваются в такой диктант и быстро прогрессируют в грамотном письме: наконец-то им доверяют, не ругают за ошибки, поиск и перебор вариантов ведется ими самими, с использованием их собственного чутья, ошибки пишущего замечаются и исправляются доброжелательными товарищами.
Меня часто спрашивают о “диктанте по Тоцкому”. Обязательно найдите замечательную книгу: П.С.Тоцкий. “Орфография без правил” (М.: Просвещение, 1991).
Петр Семенович (светлая ему память) одним из первых оценил роль мускульных ощущений в формировании стойких орфографических навыков. Я целиком за диктант по Тоцкому, но… ему должен предшествовать диктант с указкой, включающий в себя, кроме “слышу” и “произношу”, еще и “вижу”.
Николай ЗАЙЦЕВ
Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте