«Учеба летом? С удовольствием!». Вы думаете, так способны ответить только сумасшедшие или «любимчики», которые, по-моему, даже спят с вытянутой рукой, потому как эта поза вошла в привычку? Как бы не так. В этом году я видела разом аж 62 любителя учиться летом. И все эти люди – самые обычные ребята из разных городов России.
Просто они приняли участие во Второй межрегиональной экологической экспедиции школьников на Северный Урал. Что это такое? Краткий экскурс в историю. Идея изучать естественные науки не в классе, а на природе зародилась у лауреатов конкурса «Учитель года» давно, но лишь в прошлом году удалось осуществить задуманное. Летом 2002 года 44 ученика, а также их учителя, бывшие конкурсанты, поехали изучать природу Байкала. Остались довольны поездкой все. И естественно, родилась идея о продолжении проекта, тем более что учитель года Республики Коми-2000 Инна Викторовна Каракчиева еще в поезде Иркутск-Москва пригласила всех к себе в гости.
Итак, начало июля 2003 года… Сначала мы добирались до Сыктывкара, столицы Республики Коми, потом отправились в Троицко-Печорск, а оттуда в Печоро-Илычский заповедник, место назначения. Еще в Москве нас пугали тем, что придется много ходить. Потом, уже непосредственно перед отправлением, сообщили радостную новость: ходить будем все-таки мало, дескать, «дети еще, а рюкзаки тяжелые». На деле же с рюкзаками мы прошли чуть больше 500 метров за всю поездку. С одной стороны, приятно, а с другой – немного потерялась атмосфера настоящего, «взрослого» похода. Хотя походных условий было предостаточно: костер, тушенка и палатки, – для городского жителя все это в новинку. Тем не менее один закаленный походами по глубинкам нашей родины москвич возмущался, что рядом деревня, дома с электричеством и даже магазин со «сникерсами», а это, мол, не настоящий поход. Ну, не знаю, в конце концов, мы же не за этим ехали. Тогда встает вопрос: а зачем? Школьники – развлекаться, купаться и загорать, а взрослые – периодически заставлять их что-то делать, завлекая такими нетрадиционными формами учебного процесса, как походы на лесоферму, сплав по реке на лодках, переход болота босиком и т.д. Ну совсем не школьные методы! Так что уроки тоже были в удовольствие: ну разве не приятно сидеть на химии в купальнике? Твой учитель при этом не в стандартном пиджаке, а в плавках и мокрый – после совместного заплыва. Вообще, уроки не напрягали: теории было немного, гораздо больше практики. С другой стороны, знания мы получили. А отсюда вывод: походные условия, учителя года и жаркое солнце вместе дают идеальную школу!
Ну ладно, идеальную – это я перегнула. Были и некоторые минусы. Например, комары – это очень большой минус, состоящий из тысяч маленьких кровососущих «минусиков». Конечно, средства от комаров – это здорово, но очень трудно предсказать, куда в следующий раз заберется это чудовище – в карман штанов, в ухо или запутается в волосах? Скорее всего – во все вышеперечисленные места, не помеченные химией. Еще один минусик – это палящее солнце. Сразу возникает соблазн раздеться и позагорать, ан нельзя: обгоришь в момент! А средства для загара никто, конечно, взять не догадался – Урал-то все-таки Северный.
Все остальное было просто великолепно: лес, речка, жара и белые ночи. Да-да, там были белые ночи. Немного темнело с полуночи до трех утра, и все. Не знала, что это так утомительно: жить с постоянно включенным светом. Представляете, просыпаюсь ночью – светло! И тишина – все спят. Конечно, привыкаешь, но по настоящей ночи я соскучилась.
О природе Коми можно говорить бесконечно. Поражает, что местные жители пьют воду прямо из речки. Откровенно говоря, я сначала брезговала – все-таки домашний скот тоже на речку ходит… Ходила за колодезной водой, благо колодец находился недалеко. А потом поняла, что опасаться нечего. Но речка – это не самое удивительное, что есть в заповеднике. Самым удивительным я, пожалуй, назвала бы бор-беломошник, в который нас водили в первый день. Там вся земля покрыта лишайниками, как ковром. Сначала кажется, что выпал снег. Только через несколько секунд осознаешь, что это не снег, а много-много лишайников. И поражаешься чуду природы. В приближении каждый лишайник похож на небольшое деревце. Именно из-за этого сходства родилась идея заснять их вблизи. Кадры получились, как будто я снимала деревья в снегу. Очень красивые пейзажи!
Увлекательными были программы, организованные учителями. Каждый день мы занимались каким-то делом: то сидели на полянке и слушали лекцию о геоботанике, то сплавлялись по реке на лодках, везя с собой образец почв, взятых в 7 километрах от лагеря, то ходили на лосеферму, то топали босиком по болоту, попутно пытаясь слушать лекцию лесника… Были и тяжелые моменты: ту группу, которая сплавлялась по реке в первый день, закинули слишком далеко – на 14-15 километров, так что приплыли они не к 12 часам дня, а значительно позже, естественно, опоздав к обеду. Группу, в которую посчастливилось попасть мне, повели по берегу пешком по достаточно крутым склонам на 7 километров от лагеря, причем столько же пришлось идти обратно, что было довольно тяжело. Но все это в порядке эксперимента. Следующие группы уже так не мучали.
Поход есть поход, так что без главного атрибута – гитары – тут тоже не обошлось. Практически каждый день заканчивался совместными песнопениями, беседами и разными играми. Особенно примечателен был последний вечер на природе: учителя разрешили нам сидеть хоть до подъема, то есть до пяти утра. Естественно, мы решили не упускать шанс. Где-то до двух часов ночи все стоически держались на ногах, но после уже просто слипались глаза. К пяти утра, когда надо было просыпаться, учителя увидели замечательную картину: небольшие «горки» спящих вокруг костра школьников, уложенных друг на друга штабелями и прикрытых одеялами.
Ну и, конечно, у всего этого мероприятия должно было быть логическое завершение. С самого начала нас пугали страшным чудом-юдом конференцией, на которую должны были приехать видные журналисты, представители практически всех центральных каналов, и просто очень известные люди. Так что готовились мы основательно. Конечно, ничего этого не было: никаких журналистов, камер и микрофонов, просто мы оглашали результаты проделанных работ. Но все равно накануне волновались все. Оказалось не так уж и страшно. Школьники поведали пускай не миру, но другим школьникам о своих исследованиях. В целом получились достаточно интересные доклады. Учителя сияли от гордости, а мы, в свою очередь, радовались тому, что научно-познавательная часть была окончена. В поезде мы обменялись адресами и телефонами. Все знают, что жизнь пойдет своим чередом, телефоны скоро забудутся, а письма перестанут приходить. Но все равно мы будем друг друга помнить, потому что в этой поездке мы приобрели хороших друзей и получили кучу новых впечатлений. И теперь, когда вы встретите ученика, который скажет: «Учеба летом? С удовольствием!», вы сразу поймете, где он был этим летом.
Ася ЧЕПУРИНА, ученица 10-го класса 1259-й школы
Комментарии