или Как латвийские школьники вели борьбу против детского пьянства
Боюсь, многим покажется крамольной моя мысль, что уже с первых классов надо настойчиво внушать ребенку отрицание алкоголя. Где же взять для этого время? Где методики? И вообще не будите Лихо, пока оно тихо. Лихо не спит. Еще недавно понятия «алкоголь» и «дети» звучали рядом в одном случае: у пьющих родителей дети заброшены. Сегодня мы обнаружили, что существует детское пьянство. Вспомните, как часто попадаются на глаза подростки с банками пива. Что с ними происходит дальше, знают врачи «скорой помощи» и детских больниц.
Работая над книгой «Государство против трезвости?», я брала интервью у врачей петербургской детской больницы №5. Практически каждый день привозят сюда с дискотек, вечеринок и даже из дома подростков, отравленных алкоголем. Их с трудом выводят из комы. «Да ничего крепкого не пили, – оправдываются потом пациенты, – всего-то пиво…» Или коктейль, или энергетический напиток.
Врачи поражаются, как выдерживает детский организм эти «легкие» напитки. Пиво – полноценный алкогольный продукт. Одна его бутылка эквивалентна 60 граммам водки. А ведь иной раз приходится бороться за жизнь мальчишки, выпившего за день до трех литров! Некоторые подростки стали уже старыми знакомыми в отделении реанимации. И диагноз у них появился – алкоголизм. Есть цифры официальной статистики: в России 33 процента мальчиков и 20 процентов девочек ежедневно пьют пиво или коктейли, или более крепкие напитки.
Промелькнуло в Интернете сообщение: темпы роста детского алкоголизма в 7 раз выше, чем у взрослых. За цифры не могу ручаться. Иногда даже официальная статистика на этот счет ставит в тупик. Как, например, возможно, чтобы за один год, с 2015 по 2016‑й, число подростков на учете у наркологов сократилось на 22,6% – с 72,6 тысячи до 56 тысяч?
Заслуживают ли цифры доверия, не важно. Главное, что появилось пугающее явление. Против него в нашем арсенале пока единственное, хотя и серьезное, оружие – запрет продавать несовершеннолетним алкогольные напитки.
Однако при всей важности запрета его надо подкрепить и другим. Ребенок должен усвоить, что алкоголь – зло. И надежда только на школу. В семье, увы, учат обратному.
О том, что может школа, я и хочу рассказать. Место действия – Рига. Время – 1983-1985 годы. Латвия в то время была одним из самых пьющих регионов страны. Главный нарколог Риги Э.Д.Брокан пришел к выводу, что для оздоровления обстановки надо начать планомерную работу среди детей. Он явился в школу №58 с идеей, которая сначала показалась неприемлемой, – провести с детьми цикл занятий об опасности алкоголя. Дети должны знать, что это яд, еще не попробовав его.
Учительница одного из девятых классов Тереза Эдуардовна Булиндж согласилась пожертвовать воспитательным часом. Стали изучать темы «Алкоголь и здоровье», «Алкоголь и семья», «Алкоголь и социальные проблемы», «Алкоголь и психологические проблемы».
Против ожидания беседы вызвали интерес. Абсолютная тишина была на занятиях. Вели записи, задавали множество вопросов. Э.Д.Брокану удалось связать идею трезвости каждого с нравственным здоровьем общества в целом.
И вот через некоторое время девятиклассники решили создать клуб трезвости и назвали его «Сигма».
– Инга, зачем тебе клуб? – спросили девочку. – Ты ведь и так не пьешь.
– Хочу, чтобы у меня были счастливая семья и здоровые дети.
Брокан вооружил детей не только знаниями. Он привил им убеждения, и они хотели поделиться ими со своими сверстниками.
Педагогический коллектив поручил юным трезвенникам выяснить, в какой степени школьники знакомы с вином. Это был тот самый вопрос, в котором взрослые не имели единства. Подготовили опросные листы. В ходе опроса обнаружилась поразительная осведомленность детей в сравнительных качествах алкогольных напитков. Мальчики знали в среднем 100 марок вин, девочки – 47. Знали, какое вкусное, какое – нет. У выпускников первое знакомство с вином состоялось в 13-14 лет. Восьмиклассники узнали его вкус в 7-8 лет. Ученики четвертых классов попробовали алкоголь в 4-5 лет. И все без исключения ознакомились с вином у себя дома. И все были уверены, что «вкусное не вредно» и «немного – ничего».
Что с этими знаниями делать? До сих пор считалось, что обстановка в школе благополучная. Судя по ответам детей, она не была такой. В эту новую картину легко укладывались «единичные» факты вроде распития бутылки пива в туалете. Надо было перестраиваться и педагогам. Ведь в педагогических вузах курс об отношении к алкоголю не читают. Надо перестраиваться и родителям.
И вот что придумали педагоги 58‑й школы. Некоторым девятиклассникам, членам клуба «Сигма», дали право вести воспитательные часы в остальных классах – от первого до одиннадцатого. Эффект превзошел ожидания. Детей слушали и им верили. Они умели находить убедительные доводы – результат работы Э.Д.Брокана.
В младших классах, например, могла возникнуть тема котенка, который пьет молоко, но отвернется от вина. Животные никогда не притронутся к вредному или испорченному продукту. А то, что опасно для животного, опасно и для человека.
В старших классах звучали аргументы более сложные. Производила впечатление такая статистика: в среднем из шести человек, пьющих умеренно, один превращается в алкоголика (появились, впрочем, сведения, что сегодня это судьба каждого пятого). Дело в том, что не у всех вырабатывается в организме фермент, расщепляющий спирт, дегидрогеназа. А если фермента нет, то человек может стать алкоголиком от небольших доз спиртного. Так происходит с народами Севера, у которых отсутствие дегидрогеназы – генетическая особенность. Попробовав алкоголь, они навсегда приобретают зависимость от него. Недаром руководители некоторых северных регионов запретили завозить водку. Мы народ скорее северный, чем южный. Нужный вывод приходит сам по себе…
Ребята охотно делились тем, что узнали от Э.Д.Брокана, – и научными данными, и статистикой, и наблюдениями практикующего врача-нарколога. Обычно все задумывались, услышав о двух тревожных признаках. Человек с удовольствием думает о предстоящей выпивке. Второй признак: если ты преодолел неприятные ощущения от знакомства со спиртным, если тебя уже не тошнит, не болит голова, не радуйся, что «научился пить». Это может означать, что подавлена защитная система организма и алкоголь начал встраиваться в обменные процессы.
Случались иногда у ребят и неожиданности. Одна мама пришла к учительнице:
– Тереза Эдуардовна, бросьте вы все это!
Оказывается, сын заявил: «В нашем доме не будет бутылок».
В конфликтах с родителями ребята устояли. Они нашли убедительные доводы. И, пройдя этот этап, оказались достаточно зрелыми, чтобы, говоря словами Т.Э.Булиндж, «пойти в люди». Их стали приглашать в соседние школы и ПТУ, в другие города Латвии. Две недели во время каникул они провели в Днепропетровске и помогли создать там клуб наподобие своего.
В начале апреля 1985 года в Риге проходила научно-практическая конференция, посвященная воспитанию подростков в духе трезвости. Прошу обратить внимание: это было до антиалкогольных реформ 1985 года. Представители 52 городов Советского Союза с огромным интересом слушали Брокана и Булиндж.
Истинные герои праздника держались деловито и скромно. Мальчики следили за безотказностью акустики. Девочки, изящно приседая, дарили тюльпаны выступавшим. Гости из других городов рассказывали о своих достижениях, у всех было что-то особенное. С опытом партийного руководства ознакомил новосибирский ученый, москвич поведал о деятельности клуба трезвости на автозаводе…
Слушая их, ловила себя на чувстве, что в этом зале, полном единомышленников, чего-то не хватает. Нет здесь педагогов обычных школ, которые спроецировали бы на себя увиденное и услышанное. Убеждали тех, кто и так убежден. Большая пресса промолчала. Так что педагогическая общественность страны об опыте рижской школы не узнала.
А потом началось всеобщее сумасшествие – увлечение политикой. Распалось государство. На задний план ушли тревоги по поводу всеобщего пьянства.
Устоял ли клуб «Сигма», не знаю. Но, даже если никто не пришел на смену первому поколению юных борцов за трезвость, было бы непростительной ошибкой забыть тот драгоценный опыт.
Татьяна ДУРАСОВА, Санкт-Петербург
Комментарии