Этой осенью меня пригласили принять участие в работе Большого жюри Всероссийского финала конкурса «Учитель года России». Для меня это, конечно же, огромная честь. И большое профессиональное путешествие с новыми, интересными и талантливыми, друга на друга не похожими попутчиками. Жду его с нетерпением.
«Учитель года» напоминает мне, как во времена перестройки по телевизору на всю страну показывали учителей-новаторов, которые говорили о своей методике, о своих взглядах и профессиональных принципах. И эти передачи смотрели не только педагоги, их смотрели родители, подростки – многомиллионная аудитория. И «Учитель года» – это возможность рассказать о нашей профессии, представить ее широко и ярко людям от школы далеким. Жаль, что конкурсные испытания не показывают сегодня по телевизору: честное слово, это не менее интересно, чем модные шоу «Голос» или «Танцы со звездами». Конкурс иногда упрекают в том, что здесь оцениваются не столько глубокие профессиональные качества педагога, сколько артистизм, умение импровизировать и представлять себя в выгодном свете. Некая доля истины в этом есть: конкурсные испытания – это маленькие спектакли, имеющие мало общего с ежедневными рабочими уроками. Тут много импровизации, но согласитесь, она была бы невозможна, не будь за ней мастерства и серьезного знания предмета. «Учитель года» – это поиск ответов на извечные вопросы: что такое педагогика – искусство или наука, что представляет собой деятельность педагога – технологию или импровизацию? Истина, конечно, где-то посередине, и каждый раз конкурсанты нам это с блеском доказывают. Конкурс «Учитель года» (спасибо «Учительской газете», которая придумала его 25 лет назад) – это настоящая профессиональная школа, где каждый найдет, чему поучиться. Ведь всероссийский этап – это только вершина айсберга, финальный аккорд огромной работы (методической, содержательной), которая в течение всего года идет на муниципальных и региональных уровнях. Можно только догадываться, сколько интересных людей вовлечено в это движение по всей стране. Мы пока не знаем, кто победит: конкурс только начинается, и шанс есть у каждого. Лично я буду смотреть на то, как учитель общается с аудиторией, умеет ли выстраивать диалог, слышит ли своих собеседников, реагирует ли на них, насколько быстро и ловко корректирует свою тактику, может ли на ходу менять заранее продуманный сценарий и маневрировать в зависимости от ситуации. Надеюсь, нам, членам жюри, предстоит сделать сложный выбор: назвать лучшего среди равных, того, кто встанет в один ряд со звездами предыдущих лет. А это все люди неординарные. Их бессмысленно копировать, но они тот ориентир, с которым можно себя соизмерять. Каковы бы ни были результаты «Учителя года России-2014», кто бы ни стал его триумфатором, всем участникам я желаю и после конкурса остаться одной большой дружной командой, где каждый будет питать другого идеями, мыслями и жаждой жизни. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.
Комментарии