search
main
0

Уроки со звездами,. или Приключения «пеликанов» в Липецке

​«Уроки со звездами» – так, по мнению начальника Управления образования и науки Липецкой области Юрия Тарана можно было бы назвать финал Всероссийского конкурса «Учитель года». И действительно, любой этап конкурса, будь то открытые занятия с учениками, методическое объединение, разговор с родителями или беседа со школьниками, – это бесценные уроки от звезд педагогики, драгоценный опыт лучших учителей страны.

Знакомство… со старыми друзьями24 сентября участники конкурса «Учитель года России-2012» давали первые открытые уроки в липецкой гимназии №12. Если член жюри не имеет право выбирать, на какой урок идти, он обязан смотреть занятия своей межпредметной группы, то для журналиста это своего рода лотерея – куда направиться? Где интереснее? Скажу честно – пошла на знакомые имена…Историк гимназии №2 города Кирово-Чепецка Александр Шибанов не только учитель года Кировской области, но и участник заочного редакционного конкурса методических разработок «Сто друзей», а также автор «Учительской газеты». Было любопытно увидеть не письменный сценарий, но живой урок педагога. Занятие, посвященное экономическому развитию России после Отечественной войны 1812 года, действительно оказалось весьма живым, интересным, разнообразным. «Фишкой» Александра Владимировича стали межпредметные связи, очень естественно возникавшие по ходу урока. Во-первых, конечно, с литературой. Как здесь было не вспомнить «Бородино» Михаила Лермонтова или пушкинского «Евгения Онегина»? Во-вторых, с изобразительным искусством. Восьмиклассники обратились к картине Шишкина «Рожь» и попытались объяснить, почему она важна для понимания темы.Что понравилось самим школьникам на уроке? Об этом они рассказали в финале: «В первый раз в жизни разгадывала кроссворд на истории», «Урок не похож на все те, которые я видел раньше», «Понравилась параллель истории с литературой». Александр Шибанов признался, прощаясь со своими конкурсными учениками: «Я благодарен, что судьба свела нас в Липецке, рад, что история помогает вам расти истинными сынами Отечества».Учитель года Республики Хакасия Светлана Кричевцова весной стала победителем конкурса классных руководителей «Мудрая сова», который проводит «Учительская газета». И конечно, я с удовольствием помчалась на урок английского языка, который Светлана Феликсовна давала десятиклассникам в Липецке. Темой урока стал «Взгляд в будущее», что весьма актуально для шестнадцатилетних. Учитель и ученики быстро нашли общий язык – естественно, английский, беглый, грамотный, как и положено, без единого русского слова. Прежде чем говорить о том, что их ждет завтра, ребята написали о себе сегодняшних – о любимых и нелюбимых занятиях, доме, семье, друзьях. А затем учительница предложила им рассказать об увлечениях, но не своих, а товарищей-одноклассников. Следующее задание было посложней. Школьники должны были схематично представить свою жизнь через десять лет, а затем объяснить рисунки – но опять-таки не свои, а чужие. Кто-то говорил уверенно: «Будет юристом, воспитает двоих детей», а кто-то сомневался: «Кажется, она хочет быть врачом…». В конце урока ребята написали на листочках свои самые заветные желания, привязали листочки к шарикам и выпустили в окошко. Совсем так, как это сделали в день открытия всероссийского финала сами конкурсанты.Про себя могу сказать, что одно из моих желаний точно сбылось – я познакомилась с учителями, которых знала только заочно… Спасибо конкурсу!Открытия нон-стопКаждый день с раннего утра 12-я гимназия Липецка, принимающая в своих стенах всероссийский конкурс, чем-то радует учителей со всей страны и членов жюри. Обычно в утреннем приветствии участвуют дети. Вот и сегодня школьники исполнили несколько танцевальных па, а другие ребята раздавали пожелания от малышей начальной школы.В доставшемся мне письме ученица 2-го «А» Лера Григорьева написала: «Дорогие учителя! Я от всего сердца желаю вам победы во Всероссийском конкурсе «Учитель года-2012», а мы, в свою очередь, постараемся вам в этом помочь».Такие письма, конечно, прибавили конкурсантам бодрости, и педагоги направились в классы – давать уроки. А другие учителя приготовились рассказать жюри о своей системы работы, находках и умении использовать современные педагогические технологии.Самое интересное в задании «Методическое объединение» – открытия, которые сделал для себя педагог и сумел воплотить в ежедневную практику.Так, например, филологу из Казани Николаю Токранову в работе очень помогает система диагностики. Он анализирует, что говорят дети на занятиях, переменах, внеклассных мероприятиях. Анкетирует учеников. Примечает, что вызывает у ребят интерес на уроках литературы. И внимательно «сканирует» их аккаунты в социальных сетях.Учитель изо из Красноярского края Лариса Будникова руководствуется программой Бориса Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», потому что эта программа ориентирована на прикладное проектирование. Один из проектов, которые Лариса Владимировна воплощает в жизнь, – «Арт-терапия». Он направлен на восстановление средствами художественного творчества психофизических возможностей ребят, проживающих в районах Крайнего Севера. Еще один проект – «Будущие родители» – предназначен для мам школьников, которые вновь готовятся к рождению ребенка. Кстати, наблюдая за реализацией этого проекта, 12 коллег Ларисы Будниковой… ушли в декретный отпуск!Учитель начальных классов из Магаданской области Оксана Юдкина создала для внеклассной деятельности своих учеников экспериментальную лабораторию. А на уроке применяет прием составления кластеров. Например, спрашивает учеников, что они знают на тему «Вода», фиксирует эти знания на доске, фотографирует их и затем планирует дальнейшее углубление темы, при необходимости коррекцию ее восприятия.Учитель немецкого языка из Воронежской области Евгений Древаль уверен, что ребенок тогда начнет запоминать иностранные слова и понимать текст на иностранном языке, когда примет прочитанное близко к сердцу. Эта методика называется «суггестопедия». Приемы, с помощью которых вызывается переживание ситуации в тексте, различны – вопрос-ответ, аудиовизуализация, песня, драматизация…Филолог из Ставропольского края Наталья Малахова, изучая с ребятами произведение Александра Сергеевича Пушкина «Памятник», сводит пять строф к пяти ключевым словам: вечность, бессмертие, будущее, прошлое, служение. И затем возникает такая интерпретация всего стихотворения: «Служение высокому предназначению поэта, служение не ради славы, а во благо своего народа позволяет обрести бессмертие, сделать шаг из прошлого в будущее, в вечность». Ребята записывают эту короткую формулу в тетрадь, а затем в сочинении могут ее развернуть.Учитель русского языка и литературы из Оренбургской области Кирилл Демушов открытия совершает с каждым классом, а уроки русского языка и литературы воспринимает как части единого целого – русской словесности. Чтобы показать важность такого знака пунктуации, как запятая, он предлагает ученикам найти разницу между предложениями: «Далеко, на том берегу, чернеет лес» и «Далеко на том берегу чернеет лес». А вы можете?Родительская импровизацияНапряжение первого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» достигло пика. Финалисты осилили два первых задания, среди которых самое главное – урок. «Разговор с учащимися» и «Беседа с родителями» по условиям, казалось бы, полегче – длятся всего по 20 минут, вопросов жюри не задает… Однако эти испытания во многом импровизационные, ведь список тем появился в распоряжении конкурсантов совсем недавно. Больше того, конкретную тему выбирают ученики и родители и называют лишь в первую минуту встречи.Учителю физической культуры из Пензенской области Сергею Самодину выпало беседовать с родителями пятиклассников на тему «Виртуальное общение – это благо или зло?». Родители сразу сказали, что общение ребенка в виртуале они ограничивают. Если бы этих рамок не существовало, дети пропадали бы в Сети круглосуточно. Что беспокоит мам и пап? Поток негативной информации. Что виртуальное общение иногда предпочитается реальному. Мама привела пример своей дочки, которая в день рождения с самого утра устремилась на сайт «Одноклассники», чтобы посмотреть, кто ее поздравил, что прислал. Учитель осторожно спросил родителей: «А разве вы в день рождения не ждали поздравлений, когда были детьми?» Только они приходили по обычной почте… Чего еще боятся родители? Что ребенок станет зависимым от компьютерных игр. Что, разговаривая с друзьями в социальных сетях, исковеркает язык, использует сокращения, сленг. Что сидение за экраном монитора плохо влияет на здоровье. Наконец, в Сети ребенку могут попасться опасные люди, и даже преступники. Сергей Самодин согласился со страхами, но обратил внимание на причину интереса к компьютеру и Интернету – одиночество ребенка, недостаток общения. Чтобы ребенок слышал родителей, доверял им, рассказывал, на какие сайты ходит, с кем общается, нужно говорить с ним на одном языке, уверен Сергей Юрьевич: «Мы сами что-то где-то упускаем. Надо наладить общение и восстановить у ребенка представление о том, что хорошо и плохо».Всегда ли мы понимаем наших детей? Это волнует родителей десятиклассников, и попытаться им помочь взялась конкурсантка Любовь Ширапова из Республики Бурятия. Начала она разговор с любопытного эксперимента. Предложила одной из мам встать из-за стола и сыграть ребенка, только появившегося на свет. Малыш начинает ходить, говорить, требует внимания, тянет ручки, чтобы потрогать все, что рядом. А что делают родители? Говорят: «Не бегай, не трогай, не болтай, не мешай…» Словно путы накладывают. И Любовь Сергеевна действительно наложила эти путы (белые ленты) на «ребенка», которого играла мама, – на руки, ноги, уши, рот… Родители в один голос воскликнули: «Мумия!» «И кого мы теперь будем воспитывать?» – спросила учительница. После того как родители поставили себя на место ребенка, стало легче говорить, почему дети хотят свободы, а взрослые пытаются ее ограничивать и как должны поступать мудрые мамы и папы. В чем заключается родительская мудрость? На этот вопрос ответила одна из мам. Она рассказала, как вот в эти конкурсные дни ее сын пришел из школы и начал с восторгом рассказывать об увиденных уроках, потянул ее в комнату, чтобы показать сайт «Учителя года России». А мама готовила обед, слушать ребенка ей было некогда. И тогда сын сказал грустно: «Тебе ничего не интересно». И мама пошла к компьютеру, бросила картошку ради разговора с сыном. «На просьбы ребенка нужно откликаться», – справедливо заметила мама, и в этот момент ею гордились и коллеги-родители, и конкурсное жюри, и учитель-конкурсант… Другие мамы и папы уточнили – интерес к жизни ребенка должен быть настоящим, тогда вы сможете его понимать.Непростую тему предложили обсудить родители учеников 11-го класса на встрече с Мариной Кликунене из Ярославля – «Мнение друзей для вашего ребенка важнее вашей точки зрения. Надо ли с этим бороться?». Родители сразу заметили, что слово «бороться» здесь неуместно. Ребенок – друг, с ним надо беседовать о его друзьях, если надо – поговорить с товарищем ребенка. «Надо не бороться, а вместе проживать и переживать», – согласна Марина Сергеевна. Она предложила проанализировать, можем ли мы влиять на выбор друзей нашего ребенка в разные периоды его взросления. В раннем детстве, несомненно, можем: выбираем себе подругу, а сын или дочь подруги играют с нашим малышом. В младших классах ребенок еще прислушивается к нашим советам и рассказывает о своих друзьях. А вот дальше уже начинаются конфликты. И к 10-11-му классам, когда ребенок – это почти взрослый человек, мы уже не можем ему диктовать, с кем дружить. Интересный поворот темы предложила Марина Крикунене родителям: «А вы сами хоть раз спрашивали, нравятся ли вашему ребенку ваши подруги?» Оказывается, спрашивают… Вывод конкурсантка и родители сделали следующий – очень важно, что говорят родители, как говорят. При налаженном общении этот разговор никогда не превратиться в конфликт. И мнение родителя всегда будет важно для ребенка.Расстаются друзья27 сентября – последний день общения участников Всероссийского конкурса «Учитель года-2012» с учениками 12-й липецкой гимназии и родителями школьников. «Разговор с учащимися» – относительно новое конкурсное мероприятие. Что думают о его содержании члены жюри, сами конкурсанты и дети, которые участвуют в этих испытаниях?Вадим Муранов, учитель физики «Школы радости» города Люберцы Московской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»: «Разговор с учениками – очень важное, очень нужное испытание, потому что это то, чем мы занимаемся каждый день, это хлеб учителя. Ведь каждый урок – тоже разговор с учениками. Поэтому умение выстраивать диалог очень важно. Мне бы хотелось, чтобы этот разговор по-настоящему тронул детей. Чтобы слова учителя или выводы, которые педагог сделает после беседы, заставили их задуматься по-настоящему, воскликнуть: «Ведь действительно это так, а я-то думал совсем по-другому!» У детей, особенно старшеклассников, есть свои стереотипы, и умение сломать один из них – это здорово».Десятиклассники 12-й гимназии Липецка после общения с математиком Вадимом Соломиным из Санкт-Петербурга любезно дали мне блиц-интервью:- Что вы думаете о конкурсном этапе «Разговор с учащимися»?- Этот разговор развивает наше мышление, мы можем говорить, о чем думаем.- Какая тема вам больше понравилась?- «Успешный человек. Какой он?»- А то, насколько интересным получается разговор, зависит от темы или от учителя?- Только от учителя. Как он преподнесет.- Как вам нравится сам конкурс? Тяжело приходится?- Скорее интересно, чем тяжело. Мы стараемся, мы хотим что-то сделать.А вот впечатления участницы всероссийского финала, учителя русского языка и литературы из Республики Дагестан Екатерины Люгай: «Для меня на этом конкурсном задании было главным, чтобы дети заинтересовались, не зажимались, а высказывали свое мнение, вели себя естественно. Мне понравилось, что каждый смог во время нашей беседы высказать свое мнение. И дискуссия получилась, и разговор со мной как с учителем получился. В общем, мы нашли взаимопонимание. С детьми очень интересно. И всегда непредсказуемо. Даже на уроке, не то что на классном часе. Задумываешь так, а идет все совершенно по-другому. Этот эффект неожиданности заставляет держаться в тонусе, и мысли сразу появляются новые, неожиданные, неординарные».В заключительный день первого тура «Учителя года России» финалисты традиционно прощаются с принимающей школой. Конкурс «переезжает» в вуз, где будут проходить мастер-классы и открытые дискуссии для пятнадцати лауреатов.В этом году церемония прощания с гимназией №12 города Липецка, кажется, превзошла по красочности, музыкальности и фантазийности все предыдущие. Вдоль коридора второго этажа, по дороге к актовому залу, стояли гимназисты с розами в руках. Ребята вручали цветы конкурсантам и членам малого жюри.В актовом зале педагогов ждали подарки от Липецка и добрые слова от главы города Михаила Гулевского, председателя Департамента образования Липецка Евгения Павлова. Они признались: «Нам жалко с вами расставаться».На экране промелькнула летопись конкурса:День первый. Давайте познакомимся.День больших надежд.День творческого полета.День дерзновенной фантазии.День сильных духом.День шестой. Расстаемся, друзья!И вот уже летопись передается в надежные руки представителей высшего образования. Второй этап «Учителя года России-2012» пройдет в Липецком государственном педагогическом университете. Ректор ЛГПУ Павел Бугаков, он же член большого жюри, которое принимают эстафету у малого, признался, что «готов ставить каждому из пятнашки по сто баллов».Затем представили всех сотрудников гимназии, работавших здесь в конкурсные дни. Они поднимались на сцену под несмолкаемые аплодисменты.Все были восхищены и поражены талантами ребят, которые подготовили грандиозный концерт. И наконец на сцену вышли участники всероссийского финала 2012 года. Они дарили коллегам из гимназии песни, посвящали им поэтические строки. А директору гимназии Ольге Уласевич коленопреклоненно преподнесли букет цветов.Грустный праздничный деньТаким всегда бывает день подведения итогов первого тура. В эту минуту конкурс раскалывается на две половинки. До сего момента 77 участников финала шли дружно, в одном строю… Большинство шли не за победой, хотелось просто хорошо отработать все задания, ничего не упустить, достойно выступить. И вот назвали тех, у кого получилось справиться с нервами и показать все лучшее из своего педагогического арсенала. 15 человек продолжат марафон. А для других испытания останутся позади. Главное в этот день – понять, что работа была сделана отлично, оставить на потом разбор полетов и искренне порадоваться за товарищей.В нарядном актовом зале Липецкого государственного педагогического университета чествовали всех финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012». Для вручения дипломов и подарков участников межпредметных номинаций приглашали на сцену ведущие, художественный руководитель образцового молодежного театра «Арт» Артем Антонов и его ученик, победитель всероссийских и международных театральных фестивалей Евгений Стульнев. Между прочим, как и конкурсанты, Артем Антонов немало потрудился, готовясь к церемонии. Слушатели узнали множество интересных фактов из истории образования.Например, такой: с 1915 по 1917 год в Петербурге с оглушительным успехом шла, возможно, единственная комическая русская опера на школьную тему. Вот фрагменты сохранившегося либретто:Ученик: Павликъ, Павликъ, занимайся,Даромъ время не теряй,Не ленись, не отвлекайсяИ въ носу не ковыряй.Ученик: Надоели мне науки,Ничего въ нихъ не понять,Просиделъ насквозь я брюки,Не въ чемъ выйти погулять.Сочинили эту оперу режиссеры Троицкого театра В. Раппапорт и С.Надеждин и называлась она «Ивановъ Павел». Нерадивый ученик в финале оперы получил «кол», но мастерство участников Всероссийского конкурса «Учитель года», подчеркнули ведущие, заслуживает твердой пятерки!Педагоги поднимались на сцену не только ради получения подарков – великолепных елецких кружев и полезных презентов от фирм «1С» и «Полимедиа». Каждого из них ожидала минута славы и признания, потому что предваряли появление конкурсантов выступления председателей всех восьми групп межпредметного жюри.Людмила Правдина, директор физико-технического лицея №1 Саратова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2005»: «Первая группа конкурса объединила 17 регионов. Из 10 приехали конкурсанты, и 7 регионов представляли члены жюри. И я лишний раз убедилась в том, что одно из самых ярких впечатлений конкурса – это встречи с друзьями, коллегами, единомышленниками. Четыре дня работы жюри – это на первый взгляд очень мало для того, чтобы увидеть работу учителя и тем более дать ему оценку, но это очень много, потому что это 40 встреч с конкурсантами в четырех действиях, уложенные в сто минут для каждого. Эти сто минут были до такой степени наполнены событиями, концентрация идей была столь высока, что изменилось и время, и пространство. Горело топливо, вспыхивал порох, работала интерактивная доска. И самое главное – вы задавали вопросы и получали простые и не очень простые ответы детей. Но они слушали, слышали, понимали вас и говорили. И так рождалось чудо конкурса – урок. Началось все с урока, а закончилось действом на очень высокой ноте – беседой с учениками. И это еще одно чудо конкурса, потому что ученики понимали своих учителей-конкурсантов, вступали в диалог, задавали вопросы и так порой меняли ход разговора, что захватывало дух. Огромное спасибо учителям города Липецка, которые этих детей воспитали».Игорь Карачевцев, учитель истории и обществознания, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2003»: Я счастлив, как и все члены жюри, находиться на липецкой земле. Здесь собралась вся педагогическая Россия – от Калининграда до Барнаула, от Архангельска до Оренбурга. И мы видели, что все участники отличаются тремя удивительными качествами. Я сформулировал теорию трех «о» – образованность, ответственность и остроумие. Мне кажется, именно эти качества помогают учителю быть настоящим учителем. И мы надеемся, что сегодня самые яркие педагоги продолжат борьбу, а не менее яркие учителя, которые в силу разных причин борьбу не продолжат, будут наблюдать и наслаждаться, учить и учиться. Ведь это девиз нашего конкурса».Михаил Случ, директор школы №1060 Москвы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010»: «От имени своей многочисленной межпредметной группы я хотел бы низко поклониться всем здесь присутствующим и сказать, что мы, члены жюри, наслаждались все эти дни. Мы видели, как вы творите, как вы создаете новую педагогику. Конкурс – это совершенно особенные минуты, часы и дни в жизни человека. Я совершенно точно могу сказать, что после конкурса жизнь каждого из вас очень серьезно изменится».Марианна Лебедева, директор окружного методического центра Москвы: «Жизнь складывается так, что людей будущего воспитывают люди прошлого и настоящего. И именно это позволяет сохранять национальное единство нашей страны. География конкурса, его высокий дух, творческий потенциал и интеллект – залог безопасности нашего государства».Александр Глозман, директор московского центра образования №293, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-1997»: «Сегодня на конкурсе самый сложный день. Тем, кто пройдет в «пятнашку», я хочу пожелать вдохновения, полета, драйва, куража. А всем остальным – будьте мудрее, потому что ваши дети давно вам присвоили звание «Любимый учитель», гордитесь этим».Михаил Нянковский, главный редактор ярославского издательства «Академия развития», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-1994»: «Мы учились у вас доброте и толерантности, которых нам всем так не хватает».Олег Парамонов, учитель русского языка и литературы лицея №1 Брянска, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-1993»: «Великолепная девятка из нашей, седьмой группы смогла не проспать свою минуту славы. Это были блистательные уроки мудрости и вдохновения».Наталья Брыкина, директор средней школы №8 городского округа Отрадный Самарской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001»: «Жюри по достоинству оценило всех вас. Вы – лучшие. Когда я вижу на конкурсе столько молодых учителей, столько прекрасных лиц, таких талантливых, позитивных, я понимаю, какие бы реформы ни проводились, все-таки главное – наш учитель. Такой, каким он предстает на конкурсе».Дети, как и на концерте в гимназии №12, великолепно танцевали и пели, радуя зрителей изысканными номерами.Приятной неожиданностью стало выступление участников Липецкого городского клуба «Учитель года». Оказывается, педагоги внимательно следили за всеми этапами конкурса, радовалась успехам финалистов и переживали их неудачи. Конечно, липецкие учителя не упустили случая поднять дух коллег шуткой. Вот такой, например. Объявление в Сети, на педагогическом сайте, в недалеком будущем: «Вам надоел электронный учебник, устали рисовать картинки на интерактивной доске, испортились отношения с окружающими из социальной сети? Тогда приобретите замечательную приставку «Живой учитель». «Живой учитель» – это периферийное устройство, которое научит вас улыбаться, сопереживать, любить, стать людьми».Победителей первого тура конкурса «Учитель года России-2012» объявляли ученики 12-й гимназии, маленькие и взрослые. И тут же вручали своим уже любимым учителям дипломы и подарки – памятные записные книги.В «пятнашку» лауреатов вошли Алгазур Бакаев, учитель физики и математики из Грозного, Ирина Баскевич, учитель географии из Перми, Лариса Будникова, учитель изобразительного искусства и МХК из Норильска (Красноярский край), Елена Горанько, учитель английского языка из Вилючинска (Камчатский край), Александр Демахин, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского (Московская область), Евгений Древаль, учитель немецкого языка из Воронежа, Вита Кириченко, учитель русского языка и литературы из Москвы, Дмитрий Коляденко, учитель физики, физической культуры из Тюмени, Наталья Малахова, учитель русского языка и литературы из Ставрополя, Анна Мамутова, учитель начальных классов из Владикавказа, Ирина Невара, учитель английского языка из Петрозаводска, Лимма Сержанина, учитель начальных классов из Уфы, Вадим Соломин, учитель математики из Санкт-Петербурга, Дмитрий Филатов, учитель географии, биологии, ОБЖ, физической культуры из Амурской области, Александр Шибанов, учитель истории и обществознания гимназии из Кировской области.Мастерство за 20 минут29 сентября выбранная накануне «пятнашка» победителей первого тура давала мастер-классы в актовом зале Липецкого государственного педагогического университета. В качестве учеников мастера использовали своих коллег-конкурсантов, приглашая их за столы на сцене, или обращались сразу ко всему залу. После двадцатиминутного выступления следовали вопросы Большого жюри.Первым мастер-класс под названием «Проживая урок…» давал учитель немецкого языка средней школы №75 Воронежа Евгений Древаль. Как научить детей выражать мысли и чувства на немецком языке? Ответ на этот вопрос Евгений Александрович нашел в книге болгарского педагога Георгия Лозанова, посвященной суггестопедии. Ученик должен пережить сильную эмоцию, пропустить через себя ту или иную ситуацию и захотеть выразить свои чувства на иностранном языке. Тут он и заговорит. Педагог продемонстрировал, как происходит драматизация. На большом экране был замороженный пейзаж, и два помощника Евгения Древаля, похоже, действительно окоченели, произнося по-немецки «Зимой очень холодно».Учитель физики и математики Президентского лицея города Грозного Алгазур Бакаев посвятил свой мастер-класс проблеме нехватки чистой питьевой воды. Своих коллег, объединенных в три группы, он попросил озвучить три способа решения этой проблемы. Группы по очереди объясняли способ, комментировали решение и находили минусы. Самым дешевым оказалось опреснение морской соленой воды.Путешествие по России можно совершить, не выезжая из родного региона, уверен учитель географии, биологии, ОБЖ, физической культуры талаканской средней школы №6 Амурской области Дмитрий Филатов. Во всяком случае, это касается родных мест Дмитрия Михайловича. В Амурской области, оказывается, многие населенные пункты названы именами крупных городов и регионов Центральной России и даже ближнего зарубежья – Тамбовка, Ивановка, Новокиевский увал, Златоустовск, Томичи, Полтавка. Так переселенцы в старину закрепляли память о своей Родине.Формированием спонтанной речи, которая является самым ярким выражением языковой компетенции, занималась на своем мастер-классе «Здесь и сейчас или… долой барьеры» учитель английского языка лицея №40 Петрозаводска Ирина Невара. К сожалению, зачастую ученики не умеют говорить и по-русски, не только по-английски. Ирина Валерьевна учит их находить темы для беседы с незнакомыми людьми, преодолевать трудности в общении при помощи визуальных образов и видеороликов, музыки, пения. Это очень важно. Ведь умение общаться – залог успеха в современном обществе.Наталья Малахова, учитель русского языка и литературы гимназии №25 Ставрополя, показала прием концептуализации на примере… чистого листа. Сначала вместе с залом Наталья Михайловна подбирала словосочетания с прилагательным «чистый», затем все давали, исходя из полученных определений, характеристики человеку. И, наконец, филолог сделала блестящий анализ рассказа Татьяны Толстой «Чистый лист».«В каком мире должны жить наши дети?» – спросила участников своего мастер-класса учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры средней школы №23 города Норильска Лариса Будникова. Ответ был такой – в мире счастья, красоты, волшебства. Лариса Владимировна предложила коллегам превратить обычную ручку, зубную щетку, кисточку, стекло в волшебные предметы, которыми можно нарисовать волшебный пейзаж. А затем учителя создавали логотип конкурса «Учитель года России-2012», в том числе на красной майке с символикой «Учительской газеты».Учитель начальных классов лицея №107 города Уфы Лимма Сержанина продемонстрировала двуполушарный подход к обучению терминам. «Мы, учителя, должны понимать, что ребенок не кукла, а человек», – напоминает Лимма Баязитовна, а значит, подавать терминологию ученику надо с учетом психотипа школьника – аудиал, визуал, кинестетик или дигитал (тот, кто лучше воспринимает мир в виде схемы).О роли исторических параллелей в школьном обучении предложил задуматься учитель истории и обществознания гимназии №2 Кирово-Чепецка Александр Шибанов. Вместе со своими взрослыми «учениками» он рассмотрел тему «Семья – ячейка общества?». С помощью документов выяснили, какова была роль семьи в XII, XVI, XVIII столетиях, как произошла эволюция этого института во второй половине XIX века, задумались – сохранилось ли что-нибудь от традиций прошлого сегодня? Вывод прост: «Крепка семья – крепка держава!»Как доказать современному школьнику, что без знания иностранного языка ему не обойтись? Елена Горанько, учитель английского языка средней школы №9 города Вилючинска Камчатского края, убеждена: лучший способ – моделирование ситуаций, которые возникают в повседневной жизни. Например, посещение ресторана за рубежом. Если не знаешь лексики, не получишь любимого блюда. Рассчитывать на русский перевод меню не стоит, ведь зачастую он бывает сделан очень некачественно и в результате посетителям предлагается угоститься «тушеными вентиляторами».«Новости для всех» – так назывался мастер-класс учителя русского языка и литературы центра образования №1479 Москвы Виты Кириченко. В сообщениях современных СМИ встречаются тексты, смысл которых невозможно понять. Один такой текст, посвященный кредитованию, Вита Викторовна разобрала вместе с коллегами. И сделала вывод, что, к счастью, русский язык может «переварить» многое – термины, заимствования, сленг… Но, увы, есть точка невозврата в развитии языка. Если ее достичь – языку грозит беда.Почувствовать себя соавторами великих живописцев предложил учитель мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского Московской области Александр Демахин. Вместе со всем залом он рассматривал картины Диего Веласкеса, чтобы увидеть в них не только то, что изображено художником, но и то, что создает наше воображение. Получилось, что мы, зрители, управляем временем, пространством и оживляем людей, запечатленных на этих полотнах. А значит, культура не вне, а внутри нас.Учитель математики физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Вадим Соломин рассказал о методе рекурсии в математике, в жизни и на уроках. Рекурсия – это процесс повторения чего-либо самоподобным образом. Ее можно увидеть и в геральдике, и в Правилах дорожного движения. Пример в математике – треугольник Серпинского. В медицине – кровеносная система, бронхиальное дерево. Почему рекурсия ценна для учителя? Она позволяет в малом увидеть большое, вывести цепь закономерностей из одного звена, сделать открытие.Участники мастер-класса Дмитрия Коляденко, учителя физики и физической культуры гимназии №16 Тюмени, с помощью простых вещей – игрушечного солдатика, юлы, неваляшки, бумажного самолетика – моделировали физические процессы и даже сложные технические устройства. Например, космический лифт для доставки тяжелых грузов работает так же, как игрушка-волчок.Кажется, еще никогда на конкурсном мастер-классе в качестве объекта не выступал… осетинский пирог. Учитель начальных классов прогимназии «Интеллект» города Владикавказа Анна Мамутова предложила его не в качестве шутки. Ее коллеги на сцене провели настоящее научное исследование и в результате доказали научную гипотезу – о занятиях народов в прошлом можно узнать, анализируя блюда национальной кухни.Географическим моделированием занимались конкурсанты на мастер-классе учителя географии средней школы №7 с углубленным изучением английского языка Перми Ирины Баскевич. Моделирование понадобилась педагогу, чтобы проверить известный миф о глобальном потеплении. Разбирались в сути климатических процессов с помощью юлы, фонарика и спиц. Вывод – глобальное потепление нас все-таки ожидает.Острые темы для «пятнашки»Звание «Учитель года России» – это не только награда за успешную педагогическую деятельность и учительский талант. У победителей особая миссия – быть представителями российского учительства в обществе, во власти, во время общения со средствами массовой информации. Насколько хорошо пятнадцать лауреатов конкурса «Учитель года» разбираются в современных тенденциях развития образования, понимают проблемы и готовы предлагать их решение? На этот вопрос помогла ответить открытая дискуссия, которая состоялась в Липецком государственном педагогическом университете 30 сентября.Предварительно «пятнашку» поделили на три группы по пять человек, чтобы каждый учитель имел возможность не просто выступить один раз, но и как следует изложить свою позицию. Руководил всеми дискуссиями главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, он же представлял залу модераторов трех открытых разговоров – известных столичных журналистов. Каждая дискуссия длилась 50 минут. А Большое жюри за ней внимательно наблюдало.Первая группа конкурсантов обсуждала тему «Интернет в образовании: плюсы учения и минусы образования». А ведущий дискуссии, редактор отдела образования «Комсомольской правды» Александр Милкус предлагал с помощью вопросов интересные повороты темы.Ведущий: «Может ли Интернет подменить учителя? Нет ли опасности, что Интернет вытеснит то, что внутри человека?»Дмитрий Коляденко, учитель физики, физической культуры, Тюмень: «Живой учитель по-прежнему важен в образовании, важны его эмоции. А на уроках ученики обязательно должны делать что-то своими руками. Интернет – это хороший инструмент для дистанционного обучения».Ведущий: «Есть ли смысл учителю «френдиться» с учениками в социальных сетях? Или это исключительно подростковое пространство?»Ирина Баскевич, учитель географии, Пермский край: «Учитель может задавать вектор общения в социальных сетях. В Пермском крае мы собирали деньги для помощи девочке, которая пострадала в аварии. Я бросила клич ученикам в социальной сети, возникло много идей. Надо заниматься социализацией детей в социальных сетях».Разговор стал особенно острым, когда коснулись проблемы электронных дневников. Получая оперативную информацию об успехах и неудачах ребенка, родители могут негативно, неправильно реагировать на плохие оценки. Учителя делились опытом, как поступать в таких случаях.Наталья Малахова, учитель русского языка и литературы, Ставрополь: «В электронных журналах есть раздел «Примечания». Его заполнение отнимает много времени, зато это помогает разъяснить ситуацию. И потом, что мешает учителю связаться с родителями по телефону в критических ситуациях?»«Профориентация в школе: новые подходы или хорошо забытое старое?» – такая тема досталась следующей группе конкурсантов. Разговор направляла корреспондент «Российский газеты» Мария Агранович.Вита Кириченко, учитель русского языка и литературы из Москвы, уверена: «Профориентация – это больше, чем профильные классы. Она не связана только с направлением детей в вузы».Ведущая: «Профориентацией должны заниматься предметники или педагоги-психологи?»Лимма Сержанина, учитель начальных классов, Республика Башкортостан: «Необходимо взаимодействие между педагогами школы».Елена Горанько, учитель английского языка, Камчатский край: «Надо привлекать для консультаций психологов, успешных людей, работодателей. И тогда к старшим классам ребенок сможет совершить осознанный выбор».Евгений Древаль, учитель немецкого языка, Воронеж: «Иногда ребенок не может определиться, какую профессию выбрать, даже окончив школу и сдав ЕГЭ. Это проблема воспитательной системы, забота классного руководителя».Анна Мамутова, учитель начальных классов, Республика Северная Осетия (Алания): «И еще важна преемственность в деле профориентации между детским садом и начальными классами. В нашей школе она есть».Журналист Евгений Насыров обсуждал с участниками третьей группы всегда актуальный вопрос: «Успешный учитель сегодня: грамотный технолог или талантливый импровизатор?»Лариса Будникова, учитель изобразительного искусства, Красноярский край: «Импровизация для творческого человека архиважна. Все присутствующие здесь, на конкурсе, талантливые импровизаторы. Но к любой импровизации надо быть готовым».Журналист поинтересовался, а есть ли время для импровизации, когда надо готовить учеников к ЕГЭ? На первый взгляд здесь импровизация неуместна. Однако…Александр Демахин, учитель МХК, Московская область: «Не надо натаскивать ребят к ЕГЭ. Мы готовим широко образованного человека. Не ЕГЭ для ЕГЭ, а ЕГЭ для жизни».Дмитрий Филатов, учитель географии, Амурская область: «Часть С контрольно-измерительных материалов – это полная импровизация. Если ученикам не привиты импровизационные качества, ЕГЭ сдать невозможно».Вадим Соломин, учитель математики, Санкт-Петербург: «В природе устойчивых процессов не так много, поэтому нужно вырабатывать у школьников привычку к импровизации. И помнить, что ребенок не флешка, туда не скинешь информацию».После окончания дискуссий всех участников конкурса ждало небольшое путешествие. Руководство Липецкой области пригласило учителей в муниципалитеты, в школы, чтобы местные педагоги могли познакомиться со своими именитыми коллегами. Кто-то посетил липецкие школы, а кто-то поехал в дальние учебные заведения за 180 км от города. Встречали всех изумительно радушно, тепло, спешили впитать опыт учителей года.Есть пятерка!1 октября в актовом зале Липецкого государственного педагогического университета были названы имена пяти победителей Всероссийского конкурса «Учитель года-2012».После замечательного концерта, представления членов Большого жюри, благодарностей спонсорам на сцену пригласили «пятнашку» лауреатов. Они выходили под непрекращающиеся аплодисменты.На сцену для объявления имен победителей поднялись министр образования и науки России Дмитрий Ливанов и ректор Московского университета им. Ломоносова Виктор Садовничий. А председатель счетной комиссии, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2007» Анна Мехед вынесла заветный конверт.Победителями стали: Александр Демахин, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского Московской области, Вита Кириченко, учитель русского языка и литературы Центра образования №1479 Москвы, Дмитрий Коляденко, учитель физики, физической культуры гимназии №16 Тюмени, Наталья Малахова, учитель русского языка и литературы гимназии №25 Ставрополя, Вадим Соломин, учитель математики физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга.И сразу же для них начался третий тур конкурса – круглый стол образовательных политиков с участием министра образования и науки России Дмитрия Ливанова и главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца. Тема дискуссии – «Контроль над школой: как уйти от бюрократического надзора к самоконтролю и прозрачности? Что важнее – внутренняя или внешняя оценка деятельности школы?».Репортаж о торжественном закрытии конкурса «Учитель года России-2012» и награждении абсолютного победителя читайте в следующем номере «МП».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте