Они делают людей не только знающими, но и счастливыми
Открытые уроки по истории изобразительного искусства в школе # 59, расположенной в одном из старых арбатских переулков, не являются столь уж редким явлением. Они – составная часть занятий по мировой художественной культуре, в частности уроков, на которых школьники знакомятся с историей архитектуры, скульптуры и живописи разных эпох, стран и стилей.
В этой школе каждому находится занятие по душе, по интересам.
Здесь хорошо понимают, что духовная доктрина намного выше и важнее экономической. Нельзя допустить огрубления сознания, а значит, нельзя упустить юное, подрастающее поколение, за которое все мы в ответе. Школа доверила вести уроки по истории изобразительного искусства Юрию Зелековичу Сорину, педагогу-энтузиасту, художнику по образованию, много лет проработавшему в скромной должности учителя рисования.
– Я много лет преподавал черчение и рисование, но могу откровенно сказать, что никогда не был так счастлив, как в последние три года, с тех пор, как приступил к урокам по изобразительному искусству, – говорит Юрий Зелекович. – Дети так талантливы, так восприимчивы и открыты добру, что хочется все, что знаю и умею, им отдать, научить, всем поделиться.
В кабинете Сорина пестро от обилия плакатов, репродукций, рисунков, многие из которых созданы самим педагогом-художником, некогда окончившим Московскую художественную школу.
Плакаты – подлинное его детище и гордость. Поэтапно, начиная от античных времен и до наших дней, прослеживают они различные архитектурные стили, их развитие и видоизменения. Порой плакатам становится тесно в стенах кабинета, и тогда они перекочевывают на стены коридора, где иногда проводятся открытые уроки.
На одном из таких открытых уроков нам удалось побывать. Учитель знакомил своих учеников с историей и архитектурой древнего Московского Кремля, Соборной площадью и ее уникальными храмами по собственным рисункам, предельно точно воспроизведшим историческую эпоху ХVI века, и рядом фотографий, запечатлевших Московский Кремль уже нашего времени. На таком вот материале “сравнительного анализа” ребятам легче и интереснее постичь характер изменений в архитектуре этих ансамблей за внушительный исторический срок. И уже на следующем занятии ребята свободно отвечают на вопросы, заданные учителем. Юрий Зелекович использует простой метод – он поощряет любознательность ребенка, его потребность в творческом овладении действительностью. Он тоже обогащается радостью открытия, которой делятся с ним его ученики, потому что он порой подсознательно чувствует себя первооткрывателем и проводником…
К каждому занятию Юрий Сорин готовится основательно и тщательно, всегда что-то дополняя, разнообразя или изменяя, озабоченный тем, как доступнее, лучше и интереснее донести до своих питомцев материал. В школе он пропадает допоздна, его всегда можно застать за делом: что-то клеит, рисует, “колдует” над своими многочисленными папками, тетрадками. И потому на уроках – лес рук и ни одной скучающей физиономии. Бывает шумно, весело, азартно, а бывает и тихо, чинно, это когда он, Юрий Зелекович, читает им выдержку из “Фараона” Болеслава Пруса, ведь речь идет о Древнем Египте, или, например, фрагменты из книг о жизни Микеланджело или Леонардо да Винчи, когда ребята, погруженные в атмосферу и обстановку далекой, загадочной эпохи, завороженно следят за событиями, сопереживают тем или иным героям, учатся проникать в суть вещей.
– Все, о чем мы беседуем на уроке, – рассказывает Сорин, – будь это величественные готические соборы или волшебная живопись Рафаэля и Леонардо да Винчи, Тинторетто и т.д., – все это надо посмотреть с разных точек зрения, связать с жизнью общества, в общем, дать ясные представления школьникам о системе взаимодействия искусства с жизнью. Материал, конечно же, очень интересный, но и очень обширный, ребятам трудно удержать все в голове, и мы ведем тетради, в которых очень кратко записываем, о чем шла речь на уроке. Например, изучая древнеримский Пантеон, записываем характерные особенности здания – все это в помощь ученику для его “копилки знаний”. Есть и набор карточек по разным периодам. В них конкретные вопросы к той или иной теме, снабженные небольшими репродукциями, чтобы ребята могли ответить на вопросы учителя не просто на память, а с помощью картинки.
В воспитании нового образованного человека Сорин видит первостепенную задачу педагога. “Человек школы” – нежно и уважительно называют его коллеги. Это они единодушно выдвинули его кандидатуру на почетное и высокое звание – “Заслуженный учитель”.
Звание “Заслуженный учитель” Юрий Сорин получил и по праву носит его, чем немало гордится вся школа…
Ирина МЕРКУРОВА
Москва
Комментарии