search
main
0

Уроки психологии

“Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!”

Да, сегодня мы поговорим о проблеме, известной любому учителю начальной школы. Пальчики устают, когда мы пишем. Потому что должны наши пальчики крепко держать ручку или карандаш. Должны длительное время сохранять довольно неестественную позу.

Чем мы им можем помочь в их тяжелой службе? Надо выбирать такое положение для пальчиков, чтобы они легче справлялись со своими обязанностями и меньше уставали. И такое положение есть – это общеизвестный способ держать ручку, отработанный веками “писчей” практики. Все мы им пользуемся: ручка лежит на среднем пальце и зажимается большим и указательным.

Все ли?

В каждой группе детского сада, в каждом классе найдется в среднем от трех до пяти человек, держащих орудие письма неправильно. Чаще всего они обнимают его пальцами, зажимая в щепоть, хотя существуют и другие варианты.

Что же делать, если ваш ребенок оказался в их числе? Да и надо ли что-то делать?

Если у вас уже “взрослый” ребенок, такое малоэффективное положение пальцев при письме скорее всего так и останется фактом его биографии. Но в случае дошкольника или младшего школьника необходимы усилия по исправлению положения.

Младенец начинает освоение мира с помощью хватательных движений. В горсть зажимает он мамин палец, погремушку. Потом наступает черед ложки и воспитательных мероприятий: надо научиться держать ложку “по-человечески”. Для большинства детей это обучение долгое и трудное, ведь держать черенок ложки в горсти гораздо естественнее и логичнее с точки зрения физиологии кисти руки. В таком положении ею очень удобно размахивать. А вот есть ею в таком положении неудобно. Требование эффективности процесса переноса пищи из тарелки в рот вкупе с родительской настойчивостью и перемещает в конце концов ложку в стандартное положение.

То же самое и с орудием письма. К 24-30 месяцам малыш научается держать пальцами карандаш: большой палец с одной стороны, остальные – с другой. Из-под карандаша или кисти, зажатых таким образом, выходят прекрасные каляки-маляки. И первые кривенькие буковки изображаются напряженной скованной рукой. Освоение правильного “зажима” карандаша в руке ведет к тому, что напрягается она гораздо меньше. Выполняет требования, предъявляемые к качеству письма и рисования ее 5, 6, 7-летнего владельца, гораздо лучше. К тому же существует четкая зависимость между уровнем развития тонкой моторики руки (т.е. способности качественного выполнения свободных мелких движений) и уровнем развития интеллекта и речи: выше одно – выше и другие.

Значит, на положение пальцев, держащих орудие письма, надо обращать внимание. Вы же поправляете неправильно взятую ложку? Поправляйте и карандаш, кисточку. Мягко, но настойчиво. Нельзя сказать, что только в правильном положении руки во время письма гарантия беспроблемной жизни вашего ребенка, но то, что от некоторых проблем это его убережет, – это однозначно.

Так что отложите “УГ” и сходите в детскую посмотреть на пальчики вашего чада. Как они сложены?

Галина ШУКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте