search
main
0

Уроки противодействия террору и экстремизму

Что такое мирная жизнь? Когда пули не свищут, люди не гибнут, дети смеются? Когда можно запланировать свою жизнь на час, день, полгода, год-два? Да, когда люди живут, работают, улыбаются, любят и не вспоминают о смерти. Когда люди не боятся за своих детей. Когда жизнь мирная…

С мечтой о мирной жизни умирали наши деды и прадеды на полях самой кровавой войны в истории человечества, со словами «лишь бы не было войны» жили наши отцы и матери в период так называемой холодной войны. Потом многочисленные историки бесстрастно констатируют, что и холодная война закончилась, и даже победитель известен, но почему же тогда мы каждую неделю читаем в новостях о том, что убиты еще один-два бандита, найден еще один склад с оружием и взрывчаткой, погибли мирные люди, работники правоохранительных органов? Не похоже, чтобы поток скорбных новостей мог иссякнуть в ближайшее время. Разве это мир?Нам приходится жить с этим. Жить, работать и воспитывать своих детей, а за детей особенно страшно. Присмотритесь внимательно: экстремисты всех мастей нацеливаются главным образом на подрастающее поколение, потому что подростки – наше будущее. Не важно, насколько крепка нация, но если ее будущее – ее детей – удастся обмануть, привлечь на свою сторону или запугать, если удастся поменять систему ценностей, то у такой нации будущего никогда больше не будет.Как ни больно признать это, признать необходимо – война продолжается. Ее ведут за души людей всеми доступными способами, самыми современными методами (СМИ, новости в Интернете, сетевые технологии). Р-р-аз – и в Интернете начинает самостоятельную жизнь «утка» о том, что Гагарин не был первым человеком в космосе. Два – и в голову аккуратно закладывают мысль, что нацисты, в общем-то, не собирались уничтожать славян-недочеловеков и перемещать их в первобытное состояние, а, наоборот, уважали их, а некоторых даже любили, что воевали нацисты исключительно против диктатуры Сталина и всевластия идей, чуждых славянам. Вот только неблагодарные славяне и другие народы СССР не поняли мессианский характер вторжения, устроили «освободителям» сначала Сталинградский котел, затем Курскую дугу, а потом и Берлин взяли. Три – на экраны выходит фильм «Сволочи» с откровенной клеветой на наших людей. Ничего не поделаешь, объясняет режиссер, съемка фильма – дело творческое, а любой творец имеет право на свое видение всех исторических событий и даже на элементы вымысла. Иными словами, солжете вы – ответите за клевету, солжет режиссер (писатель, художник, поэт) – это не ложь, а «вымышленный элемент творчества». Следующему поколению такой элемент будут преподносить уже как истину в последней инстанции. Благо что ветеранов войны немного осталось, да и те, к сожалению, не вечны.Другим направлением воздействия на умы подрастающего поколения стала организационная работа. Подростки, предоставленные самим себе, постоянно ищут развлечения, приключения, зрелища, новые ощущения, новых друзей. Им не нужны заорганизованные мероприятия взрослых, им нужна свобода, действительная или кажущаяся, им нужно самостоятельно приходить к тем или иным умозаключениям, им нужно самим принимать решение: куда идти, с кем быть, как себя вести. И летят в Сети призывы собраться там-то, приехать туда-то, чтобы всем вместе выступить против… за… все как один… И собираются подростки в группы фанатов, боевые команды, борющиеся против того или иного негатива, примыкают к партиям, обществам, чтобы, как им кажется, защищать себя, родителей, друзей, соотечественников, единомышленников, чтобы бороться за новый и лучший мир. Даже футбол и хоккей для некоторых подростков интересны не сами по себе, а в связи с противостоянием с полицией и массовыми драками с другими болельщиками. Как говорят они: «Если не оторвал сиденье на стадионе, то день прожил напрасно…» Этим широко пользуются различные экстремисты всех мастей и сортов. Они развернули на наших детей массовую охоту. Все, что требуется, – овладеть несколькими безотказными приемами привлечения детской души на свою сторону, и удача гарантирована. Подрастающее поколение доверчиво, а своего жизненного опыта не всегда хватает, чтобы распознать злой умысел. Экстремистам сегодня нужны не деньги – деньги есть, им нужны сами подростки, их души. Если они не готовы принимать участие непосредственно в бандформированиях, если они по взглядам «не свои» для террористов, то пусть курят «травку», пьют спиртные напитки или просто курят, да побольше, чтобы поймать рак легких или туберкулез, чем больше их умрет, тем лучше. Пусть думают, что современный молодой человек должен быть истеричен, агрессивен, примитивен в своих желаниях и мечтах, чем глупее, тем лучше. Пусть наши дети привыкают к мысли, что порядочность, патриотизм, взаимопонимание не существуют, а сострадание – постыдное чувство из далекого прошлого, недостойное настоящего «бойца», «перца», «пацана». Чем черствее будут их души, тем лучше, в головы детей вбивают, что в жизни применимы только лагерные правила: «Умри сегодня, а я завтра», «Каждый за себя», пусть они верят, что весь мир – одна большая банда.Ах, как приятно собрать молодых людей вместе, взбунтовать, а затем… бросить в бой на ряды омоновцев. Молодые люди такие отзывчивые, энергичные, жаждущие действия, желающие поменять все и сию минуту, такие доверчивые, наконец. Пусть идут против своего же государства ради чуждых, фальшивых жизненных ценностей. И жизненный опыт не позволит им гарантированно распознать, кому на руку сыграет этот бунт. Взрослые, конечно, что-то говорили и говорят, но… как-то неинтересно, невнятно, непонятно о чем.В последние годы Департамент образования прилагает немало усилий для обеспечения безопасности образовательных учреждений. При этом понятие «безопасность» включает в себя не только физическую защиту, но и определенную подготовку учащегося к самым разным жизненным ситуациям, с которыми, к сожалению, мы имеем шанс столкнуться. Дети должны уметь распознать опасную ситуацию и избежать ее, а для этого надо, чтобы взрослые открыли им выработанные правила, да еще добились понимания тинейджеров, что правила эти «написаны кровью» и пренебрегать ими все равно что топтаться по граблям. Понять истинное значение слова «смерть» для подростковой психики невероятно сложно, почти невозможно представить себе, что все вокруг по-прежнему будет существовать, а для самого подростка уже ничего никогда не будет. Как избежать этого? В песне про юного героя Орленка поется: «…Не хочется думать о смерти, поверь мне, в шестнадцать мальчишеских лет…» В глазах первокурсницы Айтен Исмаиловой застыл немой вопрос, достойный Льва Толстого: «С какой стати какой-то мерзавец отнимет мою жизнь? В шестнадцать? Абсурд. Или жизнь моих родителей? Но ведь никто из нас даже не знает его. Почему взрослые люди не могут жить, как мы, – без ссоры и драки, без убийств?» Она еще не знает, что ни страх за себя, ни страх за родителей не могут сравниться со страхом за своих маленьких беззащитных детей. И очень хорошо, что не знает. Надо сделать так, чтобы ни Айтен, ни ее подруги никогда бы не узнали о таком страхе.Собрались в осенние дни неравнодушные взрослые люди – и те, кто каждый день работает с подростками на постоянной основе, и те, кто встречается с ними относительно нечасто, и сами подростки – студенты-первокурсники колледжа сферы услуг №44 и политехнического колледжа №42, провели в том и другом колледжах два урока, объединенных общей темой «Профилактика терроризма в образовательной среде». Ребята внимательно слушали тех, кто целенаправленно работает с образовательными учреждениями города, обучая преподавателей и студентов тому, что они вряд ли узнают от других людей. Это были сотрудник пресс-службы УФСБ России по городу Москве и Московской области А.Ефремова, ветеран легендарной группы «Альфа» КГБ СССР/ФСБ России В.Игнатов, ветеран органов безопасности и специалист в области политической психологии А.Щеглов, консультирующий заместителя мэра столицы по вопросам антитеррористической деятельности, сотрудник Института криминалистики ФСБ России, сотрудник Центра экстренной психологической помощи МГППУР Прокопишин, председатель Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Л.Мясникова, внештатный советник руководителя Департамента образования, член попечительского совета Межрегионального общественного фонда социальной безопасности «Правопорядок – Щит» А.Селиков.Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Впрочем, в такой серьезной сфере, как профилактика терроризма, и послушать не помешает, даже если это будет сто раз. Поэтому студенты с особым вниманием отнеслись к показу учебно-информационного фильма «Терроризм. Как не стать его жертвой», созданного полностью на основе документальных материалов и реальных событий. Можно сказать, что сценарий фильма был написан кровью сотрудников правоохранительных органов, отдавших жизнь в борьбе с терроризмом, в том числе и по недомыслию вполне образованных и внешне порядочных журналистов из популярного издания. Говорили же им: «Не публикуйте эту новость сегодня. Не спешите! Террористы тоже читают прессу. Поставьте ее в завтрашний номер!» Но то ли тяга к сенсации необорима, то ли гонорар получить хочется побыстрее, то ли про порядочность родители забыли в детстве рассказать – статья идет в ближайший номер, который дает террористам жизненно важную на текущий момент информацию, и… звучит взрыв. Погибает взрывотехник, у которого тоже есть семья, который обезвредил немало бомб, спас жизни простых людей и которого террористам очень хотелось уничтожить. Подловить его не могли, пока в газете не прочитали, где он точно будет работать. Так в России появляются памятники людям, выполнившим свой профессиональный и человеческий долг и погибшим в мирное время при защите граждан от террора и смерти…Наш нравственный долг – помнить об этих людях. Это нам нужнее, чем им, поскольку человек отличается от животного в том числе и чувством благодарности, скорбью о потерях, ощущением боли от утраты. Не будет этого отличия, и человек быстро превратится в виртуального мародера, морального урода. Через десять дней после трагедии в Волгограде в одном из клубов города на праздновании хеллоуина появилась молодая посетительница, которая не нашла ничего лучше, как вырядиться… шахидкой. Такая фантазия вызвала справедливый гнев даже у далекой от сантиментов и довольно циничной публики, хотя от расправы девушку спасти удалось. Удивительно, но она так и не поняла, чем же были возмущены собравшиеся. «Я ведь никого не убила», – недоумевала она, позвякивая баночками с энергетиком, подвешенными к поясу и изображавшими взрывчатку. Оригинальное воспитание…Разного рода террористы – люди с поврежденной психикой, какими бы идеями они ни прикрывались. Какой нормальный человек возьмет оружие или взрывчатку и убьет ребенка, женщину, больного или пожилого человека? Юля Николаева в свои пятнадцать лет уже хорошо знает, что нельзя брать предметы, оставленные неизвестными людьми в метро, наземном транспорте, в магазине, даже в песочнице. Каким же надо быть нелюдем, чтобы оставлять взрывные устройства в песочнице? Юля, ты права, не трогай, сообщай обо всех подозрительных предметах взрослым. Есть люди, которые защищают нас профессионально. Иногда они погибают, но праздника у террористов все равно не получается, так как убить этих людей можно, но запугать их абсолютно нереально.Урок проходил в интерактивном режиме и ничем не напоминал нечто традиционно поучительное, отчего у подростков скулы от скуки сводит. Студентам предложили принять участие в викторине, победители получили памятные призы, но в итоге в выигрыше оказались все слушатели, так как основным призом стали полезные знания, приобретенные, как говорится, не сходя со стула. Как должен вести себя подросток, если его останавливает полицейский и просит предъявить документы? Какими правами и обязанностями обладает при этом подросток, а какими – полицейский? До урока большинство ребят были уверены, что у них имеются только обязанности, а все права принадлежат исключительно полицейскому. Осваивая грамоту в предвоенные годы, люди предыдущих поколений впервые в жизни писали на школьной доске слова: «Мы не рабы, рабы не мы». Эти слова должны быть не просто на доске, а в голове и в сердце, подросток должен знать, что у него есть права и обязанности, обязан различать, где заканчиваются его права и начинаются права другого человека. Так устроено любое цивилизованное общество.На уроке, проведенном в колледже №42, директора двух колледжей (К.Мирошкин и А.Трофимов) подписали соглашение «О взаимодействии и сотрудничестве в области обеспечения профилактики и комплексной безопасности образовательной среды», которое предусматривает самое плотное неформальное сотрудничество двух колледжей при обеспечении безопасности студентов и сотрудников, проведении профилактических мероприятий, взаимный контроль, обмен опытом и информацией. Кроме того, стороны соглашения договорились об оказании взаимной помощи и о разработке совместных предложений о методах и способах предупреждения экстремизма и терроризма, о профилактике наркозависимости и правонарушений, бытовой преступности, суицидальных проявлений. Большое значение в реализации всего того, что намечено в этом соглашении, приобретает взаимодействие с родителями – верными союзниками всех, кто озабочен комплексной безопасностью студентов обоих колледжей. Соглашение предусматривает и самое тесное сотрудничество колледжей с правоохранительными органами. «Я никогда не убивала и не буду убивать людей… – решительно встряхивает головой студентка Полина Муравьева. – Зачем? Я же не психопатка! Пусть живут все, пусть живут, как кому хочется!» Однако с правоохранительными органами она взаимодействовать будет обязательно. Борьба с терроризмом – дело всенародное, но непосредственная схватка – для профессионалов. На вопрос о номере телефона для связи с дежурной частью она без раздумий отвечает: «Сто двенадцать по мобильнику… Наши ребята на викторине после показа фильма выиграли призы, потому что знали много номеров, ну а мне и одного хватит – 112».Обмануть подростка легко только тогда, когда он предоставлен самому себе, когда он оказывается один на один с опытными ловцами душ. И наоборот, юноши и девушки, будучи вовремя предупреждены родителями и педагогами, сотрудниками правоохранительных органов, становятся практически неуязвимыми для потоков лжи экстремистов и террористов.

Евгений ДАСЮК, Алексей СЕЛИКОВ, заместитель директора по обеспечению безопасности колледжа №42;Павел УДОДОВ, заместитель директора по обеспечению безопасности колледжа №44

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте