search
main
0

Уроки права Анализ, выбор решения, результат Занимательная энциклопедия практического права

Мозговой штурм
Мозговой штурм – это хорошо известный и широко применяемый интерактивный метод, поскольку он дает возможность каждому принять участие в работе. Он также позволяет учащимся свободно и открыто высказывать разные идеи по поводу ситуации или проблемы, побуждая использовать воображение и творческий подход. Существуют различные варианты проведения мозгового штурма.
Ниже приводятся лишь некоторые дополнительные рекомендации.
1. Записывайте на доске или листе ватмана (флипчарте) идеи учащихся по мере их поступления и не вносите в них никаких изменений, никак не комментируя и не критикуя даже самые “неправильные” идеи.
2. Старайтесь записывать так, чтобы все идеи всегда были перед лицом учащихся.
3. Стремитесь создать атмосферу творчества. Побуждайте участников к выдвижению новых оригинальных идей. Предлагайте при этом и свои собственные идеи. Каждый раз делайте одобрительные и поощрительные замечания (даже к самым глупым и фантастичным идеям): “Хорошо!”, “Отлично!”, “Замечательно!”, “Прекрасно!”, “Так!”. Если во время мозгового штурма не удается получить много идей, это объясняется, как правило, тем, что участники подвергают свои идеи внутренней цензуре: они тщательно обдумывают их, прежде чем высказать, из опасения сказать что-нибудь глупое и оказаться в смешном положении. Обратите внимание учащихся на то, что, чем больше идей, тем лучше. В конечном счете количество порождает качество. Когда очень быстро выдвигается значительное число идей, внимание участников смещается в сторону от их оценки. В таких условиях участники мозгового штурма не стесняются дать волю своей фантазии, и это приводит к появлению продуктивных идей.
4. Побуждайте всех участников развивать или изменять идеи других. Объединение или изменение ранее выдвинутых идей часто ведет к рождению новых, которые превосходят первоначальные.
5. Старайтесь предупредить нападки, комментарии, критику или высмеивание каких-либо идей. Если кто-либо будет оценивать идеи во время их высказывания, их автор больше внимания сосредоточит на отстаивании своих мыслей, чем на попытках предложить новые и более совершенные варианты. Оценка на этом этапе работы должна быть исключена.
6. Если есть время, продолжайте этап выдвижения идей до тех пор, пока участники готовы продуцировать новые мысли. При использовании мозгового штурма в качестве разминки перед другими упражнениями рекомендуется проводить его не дольше 5 минут.
7. Второй этап мозгового штурма (оценка и классификация выдвинутых идей, выбор решений) можно проводить в группах.
8. В заключение не забудьте провести обсуждение и подвести итоги. Обратите внимание на эффективность мозгового штурма в тех случаях, когда нужно выдвинуть много предложений.
В учебной аудитории (классе) можно повесить такой плакат:

Правила проведения
мозгового штурма
1. Говорите только тогда, когда вам дадут слово.
2. Высказывайте любые идеи, какие приходят вам в голову. Чем больше предложений – тем лучше.
3. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других людей.
4. Не забывайте, что развитие идей, выдвинутых другими участниками, поощряется.
5. Продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия уже истощилась.

Анализ казусов
(дел, случаев, ситуаций)
В юридической терминологии “казус” – это любая конкретная ситуация, ставшая предметом исследования юриста. Как правило, на стол к юристу попадают проблемы, требующие своего решения при помощи применения норм права. Поэтому анализ (исследование) казуса – это метод, который помогает студентам использовать правовые нормы по отношению к реальным жизненным ситуациям. Учащиеся учатся формулировать вопросы по фактам дела, выявлять важные для данной ситуации элементы, анализировать и обобщать их и выносить решения. При использовании этого метода (как и многих других интерактивных методов) учащиеся включают все уровни мышления: от простого запоминания до оценочного суждения.
Для успеха этого метода большое значение имеет выбор казуса (дела). При выборе дела необходимо учитывать такие факторы:
Связано ли содержание дела с вашим учебным курсом, с конкретным учебным результатом (например, обучением правовой грамотности или воспитанием граждан) и нужно ли его знать?
Интересно ли оно для учащихся?
Представляет ли тема интерес для вашего местного сообщества (села, города) в настоящее время?
Есть ли в вашем местном сообществе специалисты, которые могут помочь при проведении урока?
Имеет ли место основополагающий конфликт ценностей, который учащимся важно изучить?
Достаточно ли дело сбалансировано, то есть имеются ли примерно равнозначные аргументы для обеих сторон, которые позволяют решить дело по-разному?
Упрощенная схема анализа казуса (с некоторыми дополнительными вопросами) может быть представлена следующим образом (это может служить раздаточным материалом для учащихся).

Этапы анализа казуса
(элементы юридического дела)
1. Факты
Что произошло? Какое происшествие лежит в основе данного дела? Где и когда это произошло? Кто участник этого дела и кто представляет заинтересованные стороны? Какие факты являются важными? Какие не особенно важны? Недостает ли каких-либо важных фактов? Что в описании дела является фактом, а что – оценкой факта или чьим-то мнением?
2. Законодательство
Какие законы, другие нормативные акты и источники права, а также конкретные статьи законов и нормы права подлежат применению в этом деле (касаются этого случая)?
3. Юридическая (или иная) проблема
Как сформулировать юридический вопрос (проблему), который должен решить юрист или суд? Проблема должна быть сформулирована в виде вопроса, основанного на законодательстве, который подразумевал бы ответ “да” или “нет” (например: “Нарушают ли действия чиновника конституционные права граждан?”). От ответа на юридический вопрос зависит решение всего дела. Кроме того, можно определить, какие нравственные, политические, экономические и другие общественные проблемы затронуты в казусе.
4. Аргументы
Какие юридические, политические и иные аргументы может представить каждая сторона, основываясь на фактах дела и на действующем законодательстве?
5. Решение
Какое решение было или должно быть вынесено по данному вопросу?
Какие есть основания (факты, законы) для вынесения такого решения?

Методы, используемые
при исследовании казуса
Для исследования казусов возможно использовать различные методы и сочетания методов. Ниже приводятся некоторые из них.

1. Анатомия дела
Найдите и представьте учащимся казус, содержащий все элементы дела: факты, законодательство, юридический вопрос, аргументы обеих сторон и решение. Попросите учащихся определить все эти элементы. Предложите учащимся оценить принятое судом решение и его обоснование. Этот подход удобно использовать при ознакомлении учащихся с методикой анализа казусов. Работа может идти в парах или малых группах. Это может быть и домашним письменным заданием.

2. Выбери решение
Предоставьте учащимся факты дела, законодательство, юридический вопрос, аргументы. Приготовьте несколько вариантов решения. Если известно реальное решение по этому делу, то включите его в этот перечень вариантов, не выделяя его. Попросите учащихся выбрать решение, с которым они согласны, и объяснить свой выбор. Лишь в заключение раскройте реальное решение дела, с которым учащиеся должны сравнить свои аргументы и решение.
3. Меморандум
Предоставьте учащимся факты дела, законодательство, юридический вопрос, аргументы для обеих сторон. На основании данных элементов дела предложите учащимся в письменной форме составить заключение юриста (меморандум) или решение суда, подкрепив его соответствующей аргументацией, основанной на фактах и законодательстве. Учащиеся могут подвергнуть аргументы друг друга устной критике и (или) письменно изложить противоположное предыдущему мнение суда и представить его на следующий день.
4. Юридические фирмы
Предоставив учащимся факты дела, законодательство, юридический вопрос, предложите им сформулировать аргументы для обеих сторон. В зависимости от количества учеников в классе учащихся можно разделить на несколько групп по пять человек (юридические фирмы) и попросить их подготовить аргументы в защиту одной из сторон. Эта работа может быть дополнена письменным или устным составлением меморандума.
5. Судебное разбирательство
Предоставив учащимся факты дела, законодательство и определив юридический вопрос, используйте методы “судебный процесс”, “упрощенное судебное разбирательство”, “судебное слушание в Конституционном суде” для выработки аргументов и принятия решения.
6. Прецедент
Убедившись, что учащиеся хорошо усвоили порядок анализа казуса, а также правила применения правовых норм и концепций, с которыми они столкнулись в одном конкретном деле, предложите им факты других аналогичных дел. Попросите их определить юридический вопрос, найти необходимое законодательство, привести аргументы для той или иной стороны, а также принять решение по этому делу.
7. Решение общественных и политических проблем
В зависимости от опытности учащихся представьте им различные элементы казуса. Используйте общественные слушания, медиацию, методы обсуждения дискуссионных вопросов для решения казуса.
Примечание.
В зависимости от опытности учащихся при использовании методов 3-7 вы можете сообщать аудитории только факты и законодательство (или только факты) и предлагать им проанализировать казус дальше, определив все оставшиеся элементы юридического дела.

Переговоры и медиация
Использование процедур переговоров и медиации – блестящая возможность оживить изучение любой темы, отработать коммуникативные навыки и умения, а также навыки и умения разрешения проблем. Обратите особое внимание на практические советы, этапы переговоров (медиации), роли участников.

Упрощенное судебное разбирательство (триады)
Метод упрощенного судебного разбирательства (или “суд pro se” – “собственный суд”) позволяет учащимся разыграть судебный процесс по конкретному делу с минимальным числом участников. Суд представляет собой триаду: судья, который будет слушать обе стороны и выносить решение, две стороны (или адвокаты обеих сторон). Количество адвокатов и судей вы можете увеличить (тогда это будут не триады, а пятерки или семерки). Этот метод применяется для ознакомления учащихся с судебной системой и формирования общего представления о процессе принятия судебного решения. Его рекомендуется также использовать как подготовку к учебному судебному процессу. Кроме того, этот метод – прекрасная возможность развить навыки и умения по решению проблем или по анализу казусов.
Порядок проведения
Предварительно:
1. Выберите казус (дело, случай) для изучения (см.также рекомендации на стр.77). Проверьте, соответствует ли он целям занятия. При необходимости упростите текст в соответствии с уровнем учащихся.
2. Подготовьте дополнительную информацию (нормы права, статистика и т.п.) или продумайте ссылки на нее, если это необходимо. Информация может быть представлена на доске, на плакате, в раздаточных материалах, в учебных и справочных пособиях.
3. В случае необходимости подготовьте раздаточный материал и для учащихся. Это может быть конфиденциальная информация для сторон, а также инструкции по ходу судебного заседания.
4. Изучите казус самостоятельно, спрогнозируйте разные версии, которые могут возникнуть в учебной аудитории.
5. Приготовьте план проведения слушаний с указанием времени на каждый этап процесса (на доске, на плакате или в раздаточных материалах).
6. Если есть возможность, то пригласите на занятие адвоката, прокурора, судью.
При проведении:
1. Проведите анализ предложенного дела. Исследуйте факты, юридический вопрос, законодательство и аргументацию.
2. Опишите процедуру упрощенного судебного разбирательства и дайте хронометраж каждого этапа процесса:
В процессе участвуют судья и по одному представителю с каждой стороны конфликта.
Судья ведет процесс и следит за временем.
Процесс начинается с выступлений сторон, которые сообщают о своей позиции (требования или ответ на требования, обвинение или защита) и приводят аргументы в ее поддержку (это может длиться, например, по 2-3 минуты).
Затем судья может задать сторонам вопросы (например, 1-2 минуты).
Стороны с разрешения судьи могут задать вопросы друг другу (1-2 минуты).
Затем стороны кратко выступают с заключительной формулировкой своей позиции (по 1 минуте).
Судья принимает решение и сообщает его сторонам (1 минута).
Возможно упростить и эту процедуру, предоставив по 1 минуте каждой стороне на изложение аргументов, 2 минуты – на вопросы судьи и ответы сторон, 1 минуту – для принятия решения судьей и доведения его сторонам.
3. Сообщите, что сейчас вы разделите участников на три большие группы – судьи, сторона 1 и сторона 2. Каждая группа должна будет подготовиться к судебному заседанию:
сторонам необходимо сформулировать свою позицию и выработать наиболее сильные аргументы;
судьи должны повторить процедуру процесса, определить хронометраж и обсудить возможные вопросы, адресованные сторонам.
4. Разбейте учащихся на группы и сообщите им время, которое у них есть для работы, и место, где они должны собраться. Переходите от группы к группе, отвечая на вопросы.

5. По окончании времени для подготовки сформируйте тройки (триады): судья и представители сторон (для этого можно выдать каждому участнику карточки с номерами и обозначить соответствующими номерами столы, за которыми собирается та или иная триада).
6. Объявите, что судебное разбирательство начинается. Следите за временем.
7. По окончании разбирательства в тройках попросите судей по очереди огласить решение. Спросите их, какой аргумент оказал решающее влияние на принятие решения? Менялась ли точка зрения судей во время процесса?
8. Попросите некоторых представителей сторон оценить справедливость решения. Что привело их к такому решению?
9. Обсудите, каковы последствия этого решения для сторон. Для общества?
10. Если на занятие вы пригласили специалиста, то он может участвовать в занятии как консультант или как судья (адвокат) и помогать другим членам своей группы. После окончания судебных процессов попросите приглашенного специалиста обсудить процесс принятия решения и содержание решения. Задайте вопрос: как будут выглядеть решения и их обоснование, предложенные приглашенным специалистом или настоящим судьей, по сравнению с решениями, принятыми учащимися-судьями?
Вариант проведения: часть учеников может выступать в роли журналистов разных газет, например официальной, молодежной, оппозиционной, бульварной и т.п., – по числу судей. Журналисты должны придумать название своей газеты, проследить за одним из судебных заседаний и написать заголовок и первые два главных предложения (подзаголовок) статьи об этом процессе, соответствующих духу и стилю их издания (1-2 абзаца). При подведении итогов журналисты зачитывают начало статьи. Аудитория должна определить, каково направление этого издания. Журналисты раскрывают свое задание и сообщают название своей газеты. В заключение обсудите роль прессы в формировании общественного мнения.

Предварительное расследование и судебный процесс
Этот метод является имитацией или инсценировкой предварительного расследования (только в уголовных делах) и заседания суда (для всех категорий дел). Учебные судебные процессы могут быть основаны на исторических событиях, на деле, представляющем интерес в настоящее время, на школьной ситуации или на выдуманных фактах. Предварительное расследование и учебный судебный процесс могут проводиться как с соблюдением необходимых формальностей, так и без них. Выбор формы зависит от целей урока и подготовленности учащихся.
Этот метод позволяет сформировать у учащихся знания в области судебной системы, судебного процесса и судебных процедур, уголовного и гражданского процесса; развить у учащихся навыки и умения критического мышления и ораторского искусства; показать роли, которые играют различные участники правовой системы, а также дать возможность ученикам встретиться с приглашенными специалистами в области юриспруденции – судьями, адвокатами, прокурорами, милиционерами и студентами юридических вузов.
Если вы избрали уголовное дело, то возможно вначале провести предварительное расследование, а затем – судебное разбирательство. В гражданском процессе дело сразу начинается с судебной стадии. Рекомендации по проведению уголовно-правового процесса будут даны во втором томе. Разновидностями этого метода являются методы “упрощенное судебное разбирательство” и “слушания в Конституционном суде”.

Слушания
в Конституционном суде
Данная разновидность судебного процесса является имитацией судебного слушания в конституционных судах. Суд, состоящий из нескольких судей, просят вынести постановление о законности (конституционности) нормативного акта (распоряжения губернатора, постановления правительства или закона). В отличие от проведения обычных судебных процессов (имитация суда первой, то есть низшей, инстанции) данный метод не предполагает вызова свидетелей и оспаривания фактов дела. Судьи выслушивают только стороны (адвокатов сторон) и принимают решение только на основе интерпретации сторонами правовых принципов и концепций, толкования норм Конституции и законов.
Подобный метод подходит также и для имитации судебных слушаний в кассационных и надзорных инстанциях (например, в судах субъектов Федерации, Верховном суде РФ), которые рассматривают дела о законности решений судов низшей инстанции.
Данный метод является эффективным способом сосредоточить внимание учащихся на основополагающих правовых принципах и концепциях. Он также дает возможность применить на практике критическое мышление, навыки и умения ораторского искусства и общения.

Порядок проведения
Предварительно:
1. Выберите дело, в котором затрагивается конституционная или правовая проблема (например, различные возможности толкования статей закона или Конституции; конкуренция двух норм – исполнение одной нормы затрагивает другую норму; противоречия в статьях закона или Конституции и т.п.).
2. Подготовьте для учащихся необходимый раздаточный материал (конфиденциальная информация для сторон, а также инструкции по подготовке и проведению судебных слушаний).
3. Подготовьте аудиторию для проведения заседания Конституционного суда.
При проведении:
1. Прочтите, рассмотрите и поясните факты дела. Например, попросите учащихся, объединенных в пары, по очереди задать друг другу следующие вопросы:
Что произошло в данном деле?
Какие люди/организации участвуют в нем? Кто является истцом (заявителем), а кто – ответчиком?
Какое решение по данному делу вынес суд низшей инстанции и (или) какой нормативный акт (распоряжение губернатора, указ президента, постановление правительства, закон) оспаривается?
При анализе фактов при необходимости и далее уточняйте значение терминов и понятий.
2. Попросите учащихся определить применимое к этому делу законодательство.
Какая конкретная часть или норма Конституции здесь затронута?
3. Попросите учащихся сформулировать суть юридической проблемы (проблем) по данному делу. В этом учащимся могут помочь вопросы:
На кого повлияли действия?
Что стало причиной спора?
Проблема должна быть поставлена в форме вопроса. В случае, если дело будет направлено в Конституционный суд, юридический вопрос может звучать следующим образом: соответствует ли Конституции РФ закон энской области о регистрационном сборе?
4. Объявите, что сейчас это дело будет слушаться в Конституционном суде (а при обжаловании решения суда – в Верховном суде или суде субъекта Федерации – областном, краевом и т.п.). Объясните правила слушания:
Создается коллегия судей из 3 (5, 7 или 9) судей.
На слушание допускаются только стороны и их адвокаты, вызов свидетелей не производится.
В суде не оспариваются факты дела, а рассматриваются лишь варианты толкования Конституции, законов и других нормативных актов.
Стороны и их адвокаты готовят аргументы в поддержку своей позиции, выступают перед судом и отвечают на вопросы, а затем суд принимает решение.
5. Объясните ход судебного слушания и объявите хронометраж, например:
1) выступления сторон и вопросы судей к сторонам (по 5 минут);
2) вопросы сторон друг к другу (по 2 минуты);
3) заключительное слово сторон (по 2 минуты);
4) совещание судей и вынесение решения (2 минуты). Совещание проходит открыто перед всеми учащимися, которые должны в это время молчать.
6. Назначьте четное число учащихся в группу судей. Один член этой группы будет секретарем и не будет принимать участие в голосовании при определении решения суда.
7. Разделите остальных учеников на две группы. Члены одной группы будут являться адвокатами лица или организации, которые обжалуют нормативный акт или решение суда нижней инстанции (заявитель или истец). Вторая группа будет представлять сторону, отстаивающую нормативный акт или решение суда нижней инстанции (ответчик).
8. Для повышения активности учащихся (и при наличии времени, если, например, урок сдвоенный) предложите нескольким из них роль журналистов.
9. Раздайте и разъясните инструкции каждой группе.
10. Дайте время для подготовки к судебному слушанию.
11. Проведите судебное слушание в соответствии с описанным алгоритмом.
12. Завершите занятие обсуждением с классом принятого решения и хода судебного заседания. Помимо традиционных вопросов спросите: какие последствия для сторон, для разных социальных слоев и всего общества имеет данное решение суда? Возможны ли другие решения в этом деле и какие? Каковы их последствия? Обсудите особые мнения судей. На чем основано особое мнение такого-то судьи? Какую аргументацию он использовал? Сообщите, что особое мнение – это нормальное явление в настоящих судах. Если были взяты материалы реального дела, то сообщите учащимся о решении суда по нему после того, как учебный суд примет свое решение. В случае, если решение учебного суда будет отличаться от решения суда настоящего, спросите учащихся, почему настоящий суд принял другое решение. На чем оно основано? Какие аргументы приводил суд? Какие есть особые мнения? Даже если решение настоящего суда совпадает с решением учебного суда, спросите: есть ли разница в аргументации между ними? В чем заключается эта разница (или почему нет разницы)? Насколько убедительны аргументы настоящих судей в решении большинства и особых мнениях? Сравнивая аргументацию суда со своей собственной, учащиеся понимают, что их мнение не является ошибочным, но на большинство судей в реальном суде подействовали другие убедительные аргументы и соображения. Знакомясь с особыми мнениями судей, учащиеся видят, что некоторые судьи точно так же, как и некоторые ученики, учитывали другие факты и иначе толковали нормы закона.
13. Если на занятии были роли журналистов, то в заключение занятия попросите журналистов прочитать свои заголовки и первое предложение статьи в газете (журнале) или репортаже в передаче радио или телевидения. Спросите учащихся: какую газету (журнал, передачу) напоминает это выступление журналиста? На какую аудиторию оно рассчитано? Насколько верно отражает этот журналист происходящие события? Какой вывод мы должны сделать, читая прессу?
14. В качестве домашнего задания или дополнительного упражнения учащихся можно попросить написать свое собственное решение суда, выразив свое мнение. Еще раз повторите факты, юридическую проблему и аргументы сторон, чтобы убедиться, что учащимся все понятно. Каждое решение может включать в себя: 1) очень краткое изложение фактов, 2) формулировку юридической проблемы и 3) изложение своего мнения с четким обоснованием (с приведением не менее трех аргументов, основанных на фактах и нормативных актах). В своей работе учащиеся должны ссылаться на нормы Конституции и законов.

Аркадий ГУТНИКОВ,
проректор;
Виктор ПРОНЬКИН,
ректор Института права имени Принца П.Г.Ольденбургского

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте