Уроки под небом Эллады
Самолет с семнадцатью юными художниками приземлился в афинском аэропорту, и урок начался… Проводником по Древней Элладе стала экскурсовод с красивым именем Хрисулла, которая на чистейшем русском языке (она получила образование в России) провела для ребят столь своеобразно иллюстрированный курс лекций по истории классического искусства.
Надо ли говорить, какими остались впечатления самарских школьников от этой удивительной поездки и какие знания они получили. Величие Акрополя, тайны Коринфской бухты, простота и совершенство древнего театра Эпидаурус, овеянный славой веков Олимпийский холм, памятники в Фермопилах, Аполлон, статуи богов и героев… Ожившие страницы учебников, воплощенные мифы.
Любой начинающий художник пытается изобразить классические пропорции греческих храмов, идеальные профили и тела созданий древних скульпторов. В любой художественной школе есть альбомы с репродукциями и гипсовые копии тысячелетних шедевров. Но, согласитесь, совсем другое дело – поднять глаза к величественным колоннам и, преодолевая душевный трепет, сделать первые карандашные наброски в своем ученическом альбоме, глядя на эти вечные линии капителей под небом Эллады.
Выставка, которая готовится сейчас в художественной школе, расскажет о путешествии глазами самих его участников. В школьном музее уже хранится альбом по истории Древней Греции, подаренный самарцам гостеприимными современными греками, хранятся фотографии и видеофильм, который вполне сможет послужить наглядным пособием по истории искусств.
Директор школы М.Воронина и ее заместитель, преподаватель живописи Т.Пешкова считают, что урок прошел на “отлично”.
– Мы поняли, что такие прекрасные, полезные, развивающие и обучающие путешествия для детей вполне реальны, – говорит Мария Сергеевна. – Все это осуществимо, и мы уже разрабатываем вместе с московской “Славой-тур” маршруты следующих поездок. Предполагается, что в них войдут древнейшие центры мировой цивилизации – остров Крит, Константинополь, исторические памятники Средиземноморья… Такие круизы могут и должны стать частью учебного процесса. И не нужно думать, что эти “уроки” доступны лишь детям из очень обеспеченных семей. Конечно, родители несут определенные затраты, но, во-первых, они вполне окупаемы духовными приобретениями, во-вторых, при умелом планировании – и мы уже представляем, как это сделать, – вполне осуществимо бесплатное участие в поездках одаренных детей из семей небогатых…
А в перспективе можно установить полезные творческие связи с детскими учебными заведениями разных стран, обмениваться визитами и выставками – нам тоже есть что показать. Тут возможна даже специальная программа.
Правда, М.Воронина за “несанкционированную поездку” получила выговор от городского управления культуры, которому школа подчиняется. Но это ее и не очень расстроило. Что значат административные препоны? Жизнь, как известно, коротка, а вечно лишь искусство…
Марина ПАВЛОВА На фото: школа великого искусства
Мы не лишены ума и с интересом учимся,
Мы не лишены ума и с интересом учимся,
так говорят о себе дети, которых собрала зимняя школа для одаренных детей
“Вы считаете себя одаренными детьми?” – спрашиваю у ребят, приехавших на десять дней в дом отдыха “Лесная жемчужина”, что под Самарой, на зимнюю многопрофильную школу для одаренных детей. “Нет, – по очереди отвечают они, поясняя, что одаренный человек – тот, кому что-то дано свыше, – мы же просто не лишены ума и с интересом учимся”.
Они – 39 мальчиков и 31 девочка, школьники 8-11-го классов, призеры областного тура предметной олимпиады, – обычные и необычные. В числе десяти “хочу”, над которыми их просили подумать вожатые, они написали: кушать, купаться, не болеть, денег, лето, поступить в авиационный институт… Обычно? Вполне. Они влюбляются в вожатых и сверстниц, прячась от первых в шкафах, если их “застукали” во внеурочный час (2.00 ночи) в комнате девочек. Традиционная история, известная любому, кто когда-либо бывал в пионерском лагере. Но где еще, как не здесь, в ответ на предложение пойти на дискотеку можно услышать: “Нет. Я, пожалуй, лучше биологию почитаю”. И читают биологию или химию, пытаясь запомнить формулу, занимающую целую страницу.
Роль вожатых, которую великолепно играют ребята из самарского педагогического клуба “Радуга”, – “оторвать их от учебников, модулируя жизненные ситуации, нацелить их на общение”. Нет-нет, вожатые не собираются превращать в заурядных троечников этих умников и умниц, которыми гордятся их гимназии, лицеи, колледжи и школы. Да это вряд ли возможно: несмотря на свой юный возраст, эти удивительные мальчики и девочки выглядят вполне зрелыми личностями. Цель, которую преследует Главное управление образования Самарской области, основной организатор таких вот многопрофильных школ для одаренных детей, в третий раз собирая их в чудесном месте за городом, – дать им возможность пообщаться между собой и с лучшими преподавателями вузов, отдохнуть и получить ценную информацию, выходящую за рамки школьной программы.
Распорядок дня в школе строится таким образом: до обеда – общая для всех лекция и занятия по секциям (физика, математика, информатика, астрономия, химия, биология, экология, география, история, черчение, литература и языки), после обеда – коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, дискуссии, оформление газеты по итогам дня, свободное общение. Уровень преподавателей, приезжающих в школу, как правило, не ниже кандидата наук. Лекции читали профессора самарских университетов В.Климкин, Е.Коган, В.Конев, В.Матвеев.
Виктор Михайлович Климкин, декан механико-технологического факультета, председатель жюри областной олимпиады по математике, сказал: “Мы стараемся не потерять эти светлые головы”. Преподавателям вузов, в особенности тем, которые приезжают сюда уже не первый год, не безразлично, кто придет завтра в аудитории. Поэтому они проявляют деятельный интерес к проведению предметной олимпиады и научно-практических конференций учеников.
Выездные многопрофильные школы для одаренных детей – лишь один из этапов целевой программы работы с одаренными детьми. Не случайно в структуре Главного управления образования администрации Самарской области появился новый отдел – дополнительного образования и внешкольных учреждений. Его ведущий специалист Ирина Михайловна Васильченко рассказала о тех реальных шагах, которые уже предприняты в регионе. Создана областная физико-математическая школа-интернат для одаренных ребят из села и уже успела зарекомендовать себя. Результаты областного тура олимпиады показывают, что школьникам из сельских районов области редко удается подняться выше третьего места, а ученики областной физико-математической, даже восьмиклассники, отучившиеся здесь всего лишь год, уверенно занимают призовые места. На базе вузов открываются лаборатории, в которых старшеклассники области смогут не только подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения, но и получить знания по предметам, отсутствующим в школьной программе. В конце января при Самарской архитектурно-строительной академии открылась лаборатория компьютерной инженерной графики, прошел отборочный тур, и сорок школьников из Самары и области вскоре приступят к занятиям.
Работа с одаренными детьми дает свои плоды. Фамилии самарских школьников можно встретить в списках победителей российских международных олимпиад, научно-практических конференций. В апреле именно в Самаре будет проведен российский тур олимпиады по химии. Самара же станет местом проведения Всероссийского конкурса по черчению, начертательной геометрии и компьютерной графике.
В “Лесной жемчужине” мы встретили Павла Григорьева, в недавнем прошлом он приезжал сюда в качестве одаренного школьника на такую же школу, а сейчас студент Московского физико-технического института, отдыхая на каникулах, с удовольствием предлагает свои услуги по организации занятий школы.
Дома ребятам найдется что вспомнить. И они с нетерпением будут ждать летней школы и того момента, когда совет ректоров вузов области решит вопрос о предоставлении им, победителям областной олимпиады, лучшим из лучших, льгот при поступлении в вузы (пока освобождаются от экзамена по профильному предмету только призеры российского тура). Во времена, когда в аудиториях все больше тех, кто пришел учиться за деньги, для них такие “поблажки” – не пустяк.
Юлия ДЕНИСОВА
Фото Владимира МОРОЗОВА
Минуты для себя
“В эстетической школе нельзя выглядеть неэстетично”, – так считает завуч начальных классов самарской 124-й школы Нина Федоровна Мальчикова.
Дом – копия своей хозяйки. В меру “косметики”, никаких экстравагантных дорогущих вещей – несколько картин, авторская керамика, маленький пейзажик из осколков янтаря. Своими руками сшитые занавески, придающие квартире особый шарм. Большая прихожая, обитая деревом и гобеленом, и бабочки на батике.
Мы потягиваем очень вкусный “Chin-Chin”, и я все допытываюсь, ну как это можно в школьном коллективе, где практически нет мужчин, не опускать планку, оставаться женщиной.
Нина Федоровна смеется, что мужчин рядом с ней как раз много, и ссылается на мужа и двоих сыновей, четырнадцати и тринадцати лет. Она говорит, что муж у нее – страшный критик. Но его слова действуют на нее моментально, потому что Нина Федоровна не из тех женщин, которые говорят: “Не нравлюсь – не смотри”.
Ее мама, глядя на учителей четырех своих дочек, бывало, восхищалась: “Ой, ну какая хорошая профессия! Всегда-то учительница и одета красиво, и с прической, и с маникюром. Ведь на нее каждый день столько человек смотрят!”
Нина Федоровна решила стать учительницей. Не по одежке судила о профессии, а просто очень любила свою учительницу Анну Семеновну Аносову, которая и сейчас живет в родном Нинином городке с ласковым названием Отрадный.
Наша героиня считает, что в эстетической школе нельзя выглядеть неэстетично. Кстати, это ее мнение разделяют все в коллективе. По словам Нины Федоровны, педагоги в 124-й школе держат форму, а пожилые дамы служат образцом для молодых. Не знаю, как остальные, но Нина Федоровна действительно вызывает восхищение. А ценители в школе, оказывается, тоже есть: ученики – народ ушлый, они не только наряд или стрижку заметят, но и модный ли у твоих туфель каблук, и французскими ли от тебя пахнет духами. И Нина Федоровна считает, что не стоит осуждать учеников за это. Внешний вид учителя – тоже элемент воспитания.
Совсем недавно обшивала и себя, и мужа, и сыновей. Только года два назад перестала, когда муж перешел в частную фирму и стали жить побогаче. А еще Нина Федоровна очень хорошо готовит. Рецепты, как правило, у нее несложные, а результат – потрясающий. Вот как она, к примеру, делает мясо по-французски: порционные куски хорошей говядины, слегка отбитые, кладет на смазанный хорошим растительным маслом противень, солит, покрывает слоем лука, нарезанного соломкой или кольцами, затем – слоем крупно натертой моркови, слоем тертого сыра, майонезом и ставит на 35-40 минут в духовку.
Татьяна ХАРИТОНОВА
Мышки, которым рады
К нынешнему Году мыши учительница начальных классов 29-й самарской школы Лариса Валентиновна Учаева начала готовиться заранее: с 1988 года она собирает игрушечных мышей, значки и книжки, а недавно – даже фартук и прихваточки с мышами.
Как родилась эта идея, она скрывает, но известно, что первая мышка, мягкая, маленькая и голубая, была подарена другом. Сейчас в коллекции Ларисы Валентиновны 134 мышки. Самая большая – 70 см, а самая маленькая – с полногтя. Почти вся коллекция подарена друзьями, только четыре мышки купила сама Лариса Валентиновна. Дети тоже знают об ее увлечении – состоялся такой “День” в ее классе, когда каждый представлял свое хобби. А еще она рассказывала о своем мышином царстве на прошлогоднем областном конкурсе “Учитель года”. Все свое богатое собрание она не принесла, а показала фильм, в котором каждый экспонат из ее коллекции можно рассмотреть. Она говорит, что любит всех своих мышек, потому что они поднимают настроение и снимают усталость.
Любовь ОГНЕВА
Комментарии