“От рождения в нас заложены благородство и подлость, храбрость и трусость. До самой смерти нам суждено быть ни лучше, ни хуже того, какими нас создал Аллах”.
Омар Хайям
Согласны ли вы со знаменитым восточным мудрецом? Все ли в нас заложено от рождения? Или, напротив, многие качества своей натуры мы сможем сформировать в течение жизни?
Взаимосвязи человека с окружающим миром
Человек является частью окружающего его мира, он связан с миром многими связями, которые подобны сообщающимся сосудам. Ученые различают несколько уровней таких связей, позволяющих людям лучше ориентироваться во внешней среде.
Прежде всего мы получаем установки в своем поведении на основании врожденных инстинктов. Инстинктами обладает не только человек, но и все обитатели животного мира. Приведем примеры инстинктов. Когда мы подходим к краю обрыва, нас словно удерживает на нем какая-то определенная грань, за которую мы не переступаем. Мы не углубляемся в не знакомый нам лес, очень осторожно, на ощупь, продвигаемся в темноте. Нас охраняет так называемый инстинкт самосохранения – как бы встроенный в нас защитный механизм. Мы еще не успеваем осмыслить опасность, просчитать при помощи компьютера нашего мозга свои действия и их последствия, а этот инстинкт уже активизируется и определяет наше поведение. Инстинктами также называют удовлетворение чувства голода, влечение между полами. Великим и животворящим инстинктом является материнство, которым обладают все живые существа. Кошка-мать никогда не бросит своего котенка, птица – своих птенцов (за исключением кукушки), все родители заботятся и защищают своих детенышей и скорее погибнут сами, чем бросят детей в беде.
Кроме инстинктов, человека отличают еще и эмоции. Ученые вкладывают в понятие “эмоции” переживание смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленные потребностями человека. В качестве примера эмоций можно привести печаль и радость, скуку и разочарование, раздражение и удовольствие. Эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные – это, например, радость. Мы испытываем ее, когда встречаем добрых друзей, когда удачно завершаем важное для нас дело. Мы радуемся, когда просто светит солнце, катит нам навстречу свои голубые волны теплое море, когда поют птицы, звучит прекрасная музыка. Медики утверждают, что положительные эмоции способны излечивать человека от многих болезней. К отрицательным эмоциям относятся раздражение, печаль, разочарование. Когда нас предает друг, например, выдавая наши сокровенные секреты чужим людям, нам очень больно, начинает щемить сердце, и мы начинаем внутренне вопрошать себя, а как такое могло произойти, почему пришлось пережить подобное разочарование.
Следом за эмоциями в человеческой природе заложены чувства. Это самая сильная и ярко выраженная форма переживания, связанная с теми людьми, событиями и предметами, которые для данного человека являются особо значимыми. К чувствам относятся, к примеру, дружба, любовь, уважение, вражда, страх, гнев, злость, зависть, месть.
Однако одним из самых сильных человеческих чувств является страх. Он способен подавить практически все остальные чувства. Охваченный страхом, человек даже утрачивает способность нормально мыслить и ориентироваться в окружающей среде. Он способен поддаться панике и стать легко управляемым. Когда в сентябре 1999 года в Москве были взорваны жилые дома со спящими людьми, в сердцах москвичей на какое-то время поселился страх, вызывающий боязнь находиться в собственном доме. После взрыва в подземном комплексе на Охотном ряду и в переходе на Пушкинской площади люди со страхом стали спускаться в другие переходы, опускаться по эскалатору в метро. Можно ли оценить чувство страха как положительное или отрицательное? Думается, что нет. Вовсе бесстрашный человек способен на неосмотрительные поступки, могущие повлечь за собой опасность для других людей.
Также нельзя однозначно, со знаком “плюс” или “минус”, оценить такое чувство, как гнев. Когда мы сталкиваемся с вопиющими проявлениями людской подлости и зависти, жестокости и разврата, мы, вполне понятно, испытываем гнев, острое неприятие подобного. Этот гнев способен защитить от зла не только нас самих, но и окружающих нас людей, способен предотвращать беду.
Подберите примеры из истории, когда гнев людей имел положительные последствия и проявлением его стало наказание зла, борьба со злом. Как вы считаете, можно ли такой гнев назвать благородным? И, напротив, какой гнев стал разрушительным, губительным для самого человека и многих других людей? Для поиска подобных примеров обратитесь к книгам по истории и к художественной литературе.
Высшим воплощением человеческой сущности является мысль. В мысли заключено понимание человеком мира, других людей и себя самого. При помощи мысли человек определяет для себя устройство окружающего мира, формирует представления о прошлом, настоящем и будущем, о смысле жизни, о своей сущности и предназначении, о жизни и смерти, о том, как развивается мир и человеческое общество. Мысль плодотворна. Она материализуется, воплощается в изобретенные человеком предметы, строения, механизмы, произведения искусства.
Если задаться вопросом, что в большей, а что в меньшей степени определяет поведение человека в окружающем мире: инстинкты, эмоции, чувства или мысли, то, наверное, однозначного ответа мы не найдем. Каждый мыслитель ответит по-своему. Одни скажут, что в основе всего лежат примитивные, простейшие животные инстинкты, например, голод и половое влечение. Все в этом, скажут они. Не нужно человеческую природу идеализировать и искусственно усложнять. Дайте толпе “хлеба и зрелищ” и делайте с ней все, что хотите. Удовлетворите инстинкты, и человек за вами пойдет как на веревочке.
Многие историки, к примеру, объясняли захватнические войны и миграции народов поисками новых источников пропитания. Именно голод, по их мнению, выступал главной движущей силой исторического развития.
Другие люди, напротив, скажут, что главное в человеке – это человеческие эмоции и чувства. Мир держится любовью и на любви. Как гласит христианское вероучение: “Бог и есть любовь”.
Третьи же будут отстаивать вывод о том, что главное в человеке рациональное начало – мысль. Человек, словно компьютер, все просчитывает и на основании этого решает, что и как ему делать.
Как вы думаете, какая точка зрения является наиболее правильной? Можно ли обосновать значимость всех элементов человеческой природы в осуществлении связей с миром и с другими людьми? Что, на ваш взгляд, более значимо в человеке – инстинкты или рациональная составляющая? Свой ответ подтвердите примерами.
Типы человеческого темперамента
Для обозначения природных врожденных особенностей каждого человека ученые придумали слово “темперамент” (от лат. “смесь, соразмерность”). Иной раз можно услышать такое мнение о человеке: “Боже, до чего он темпераментный!”. Обычно это относится к тем людям, которые излишне бурно выражают свои эмоции, не умеют их скрывать. Они шумно и откровенно радуются и, наоборот, столь же явно печалятся. Смеются и плачут, не боясь показывать своих переживаний. Темперамент определяет стиль и образ поведения человека в окружающей среде. Складывается он на основе генетически обусловленного типа нервной системы. Психологи понимают под темпераментом совокупность индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в силе чувств, их глубине или поверхностности, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене, даже в особенностях движения и жестов людей. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент.
Задумываться над особенностями реакции человека на явления окружающей жизни мудрецы стали еще с глубокой древности. Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.) сформулировал свою классификацию темпераментов, в основу которой он положил преобладание в человеке какой-либо одной его составляющей, к примеру, крови, слизи, красной или черной желчи. Согласно Гиппократу, есть четыре основных типа темперамента – холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Холерик
– это человек стремительный, быстро принимающий решения. Вспыльчивый и безудержный человек. Очень подвижен и инициативен. Самоуверен, поэтому его идеи подчас интересны, но не додуманы до конца. Нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить. Человека с таким темпераментом вполне можно сравнить с бурным водопадом. Он суетлив и стремителен в движениях, вспыльчив, не умеет терпеть и ждать, не может смиряться с чужими недостатками. Для холерика вообще характерно непостоянство. Для него характерны резкие смены настроения. То он чересчур разговорчив – не остановить, то слова из него не вытянешь. Предсказать, как поведет себя холерик в новой обстановке, скоро ли освоится, очень трудно. Он быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу.
Сангвиник
– это сильный, уравновешенный человек, который хорошо владеет собой, подвижен, умеет контролировать свои эмоции. Он артистичен, общителен, жизнерадостен, энергичен и деловит, производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувства юмора. Сангвиники легко переносят неудачи и неприятности, работоспособны, но часто не доводят до конца начатое ими дело, оно им быстро может надоесть. Если работа кажется неинтересной, то сангвинику сразу же становится скучно. Но зато он упорен, если увлечется делом. Сангвиника можно назвать человеком трудоспособным, но не всегда трудолюбивым.
Со временем достоинства сангвиника могут обернуться своей противоположностью. Оптимизм и жизнерадостность порой превращаются в зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стремление к лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей. Но у сангвиника есть хорошее подспорье в борьбе с собственными недостатками – уравновешенность. Подобных людей достаточно просто определить в коллективе. Они громко и быстро разговаривают, энергично жестикулируют, сохраняют уверенность и самообладание в трудной обстановке, не подвержены панике.
Флегматик
– это человек медлительный, спокойный и на первый взгляд выдержанный и хладнокровный. Он последователен и обстоятелен в делах, за которые берется, рассудителен. Его невозмутимость и уверенность основана на знаниях, опыте и расчете. Говорит немного, в основном по делу, не любит пустословия. Флегматик может быть и весьма предприимчивым человеком, способным создавать новое, выдвигать интересные идеи. Никакая неудача не способна вывести его из себя. Он может работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Главное для флегматика – это порядок, в который должны быть организованы вся его жизнь и взаимоотношения с окружающим миром и другими людьми. Делать, как заведено. Рачительно тратить деньги, задумываться о завтрашнем дне, стараться не брать в долг, рассчитывая только на собственные силы и средства. Флегматик – стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Он, как хороший шахматист, сразу просчитывает ситуацию на несколько ходов вперед. Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет терпеливо ждать и не отступать от намеченного плана. Речь его спокойна, не эмоциональна. К новой обстановке приспосабливается медленно. Нередко долго колеблется, принимая решение.
Меланхолики
– это слабые люди, склонные к грусти, подавленности. Для них характерны нерешительность, неуверенность в себе, трудность самостоятельного выбора. Они теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Все время чего-то беспричинно опасаются, оглядываются, как чеховский “Человек в футляре”. Они с трудом вступают в контакты с малознакомыми людьми. Больше всего меланхолики любят проводить в одиночестве и никогда не скучают наедине с собой. Меланхолики пассивны и обидчивы. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко и замедленно, никогда не спорят, предпочитая подчиняться мнению авторитетов, начальства, более сильных людей.
Если меланхолик оказывается в трудных условиях, то быстро теряется, опускает руки. Ему часто нужны поддержка и одобрение окружающих. На первый взгляд у меланхоликов много недостатков, но они окупаются важным преимуществом – большой чувствительностью. Меланхолики сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания.
Психологи стараются выявить врожденный темперамент человека как можно раньше, в школьном возрасте, потому что это поможет молодому человеку правильно выбрать себе профессию. Для каждого из типов темпераментов есть наиболее подходящие для них сферы и виды деятельности.
Как вы думаете, для каких видов деятельности в наибольшей степени подходят холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики? Нужно ли учитывать вообще особенности темперамента при приеме на работу? Людей каких типов темперамента вы отобрали бы для военной службы, в разведке, для научной деятельности, на руководящую должность?
Формирование характера
Наверное, много раз вам приходилось слышать от взрослых, родителей или учителей фразу: “Ну что за характер у тебя! И как с тобой только можно общаться?!” Могут и добавить: “А характер-то исправлять надо, пока молодой, иначе одни шишки в жизни набивать будешь”. Из этих слов мы узнаем, что характер есть еще одна важная составляющая человеческой природы, но что в отличие от темперамента его можно изменять, избавляться от одних его качеств и приобретать новые в процессе жизнедеятельности.
Ученые понимают под характером набор устойчивых врожденных особенностей человека, проявляющихся и реализующихся в связи и под влиянием условий жизни. Зная заранее характер того или иного человека, можно предугадать, как он себя будет вести в определенных обстоятельствах.
Характер проявляется в том, как человек относится к себе, к другим людям, к порученному ему делу, к вещам, деньгам. Формирование его черт происходит на протяжении долгих лет. Темперамент в данном случае выступает в качестве своеобразного фундамента, основы для характера, однако не предопределяет его.
Характер каждого человека весьма сложен. В нем могут присутствовать порой самые противоположные черты и стороны, вступая во внутреннюю борьбу друг с другом. Проще всего увидеть проявления характера в отношении людей друг к другу. Есть люди общительные и замкнутые, тактичные или грубые, скромные или нахальные, упрямые или склонные к уступкам.
Формирование характера происходит под влиянием окружающей обстановки, деятельности или воздействия, оказываемого другими людьми. Большую роль в этом играют воспитание и самовоспитание. В психологической науке выделяется несколько типов характеров: сильные, могущие настоять на своем, и слабые, подчиняющиеся другим; конструктивные (стремящиеся внести новое в окружающую жизнь), пассивные (занимающие всегда выжидательную позицию), приспособленческие (не вступающие в активную деятельность без явной выгоды для себя), инфантильные (нуждающиеся в постоянной опеке и, словно маленькие дети, нуждающиеся в том, чтобы им все приносили в готовом виде на блюдечке с голубой каемочкой), романтические (восторженно относящиеся ко всему новому, к новым знакомым, к новой работе, но также быстро остывающие при первых же неудачах), агрессивные (резко реагирующие на других людей, любящие нападать на них). Значительный вклад в формирование характера вносят школа, учебная деятельность. В школьные годы человек может стать старательным, трудолюбивым или же, наоборот, разгильдяем и лодырем.
Каким образом, с вашей точки зрения, можно избавиться от слабости и инфантильности в характере? Всегда ли хорошо иметь сильный характер или иногда человеку нужно проявлять и слабость, обращаться за помощью к другим людям?
Осознанные и бессознательные элементы человеческой природы
Природа человека проявляется в его поведении. Ученые-психологи различают в нем действия, которые осознанны и контролируются человеческим разумом. За них человек полностью несет ответственность, так как отчетливо осознает последствия сделанного. Но бывают и неосознанные поступки, совершая которые человек себя не контролирует и не предполагает наступления определенных результатов. Чаще всего человек действует неосознанно в детстве и часто потом просит прощение у взрослых. “Я это сделал нечаянно”. Но взрослому подобное прощаться не будет. Конечно, нельзя вполне избавиться от бессознательного в поведении и во взрослом возрасте. Человеческий разум никогда не станет настолько могущественным, чтобы полностью контролировать абсолютно все шаги человека. Им могут двигать и чувства, и эмоции, даже инстинкты. Но все-таки у наиболее оформившейся, воспитанной личности гораздо больше шансов действовать обдуманно и ответственно. Древние римляне говорили: “Самая главная власть – это власть над самим собой”.
Как вы думаете, можно ли назвать человека, полностью контролирующего свои действия разумом, “человеком-компьютером”? И, напротив, того человека, который действует только инстинктивно, – “человеком-животным”? Могут ли быть подобные люди в реальной жизни?
Контрольные вопросы
1. Какую роль во взаимоотношениях человека с окружающим миром играют его инстинкты, эмоции, чувства и мысли? Способен ли человек выстроить свои контакты с миром с помощью какого-либо одного из этих компонентов?
2. Что, с вашей точки зрения, означают такие характеристики человека, как “неэмоциональный”, “излишне эмоциональный”, “бесчувственный”, “чувствительный”, “живущий только мыслью, как ходячий компьютер”?
3. Почему, по вашему мнению, буквальный смысл слова “темперамент” означает – “смесь, соразмерность, набор”?
4. Какие типы темпераментов выделил Гиппократ? Может ли современный человек утверждать, что эта типология имеет исчерпывающий характер? В чем ее недостатки?
5. Какие качества личности включает в себя понятие “направленность”?
6. Подберите к каждому из типов темпераментов примеры известных вам литературных персонажей? Например, из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”.
7. Какие типы характеров вам известны? Можно ли характер изменить? Каким образом?
Задания к семинару
1. Римский император Марк Аврелий Антоний, живший в начале II века нашей эры, в своей книге “Наедине с собой” писал: “Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться. Никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы – вот совершенство характера”. Как вы думаете, каждый ли человек способен достичь подобного совершенства? Человек какого темперамента, с вашей точки зрения, вряд ли сможет достичь идеала, описанного императором?
2. Сопоставьте высказывания о сущности человеческого характера двух немецких мыслителей – Иммануила Канта и Иоганна-Вольфганга Гете. Кант: “Характер состоит в способности действовать согласно принципам”; Гете: “Характер состоит в энергичном стремлении к достижению целей, которые каждый сам себе указывает”. Что объединяет данные мысли и что между ними различного? Изложите свое понимание сущности характера человека.
3. Как вы понимаете выражение французского философа Николя Шамфорпа “Человек бесхарактерный – это не человек”? Может ли вообще человек быть бесхарактерным или же, напротив, бесхарактерность есть признак определенного характера? Что это за характер? Есть ли среди ваших знакомых бесхарактерные люди?
4. Немецкий философ Фридрих Ницше писал: “Люди, которые быстро загораются, легко и охлаждаются и потому, в общем, ненадежны. Поэтому возникает предубеждение, благоприятствующее всем, кто всегда холоден или кажется холодным, будто они суть особенно надежные и заслуживающие доверия люди; их смешивают с теми, кто медленно загорается и долго горит”. О людях каких темпераментов рассуждает Ницше? Согласны ли вы с его мнением?
5. Ницше обращал внимание и на развитие человеческих чувств, полагая, что они даны нам изначально только в зародыше и каждому из чувств нужно учиться. Он отмечал: “Надо учиться любить, учиться быть добрым, притом с юных лет; если воспитание и случай не дают нам повода для упражнения этих чувств, наша душа засыхает и делается неспособной воспринимать эти нежные изобретения любвеобильных людей”. Как вы думаете, каким чувствам стоит учиться, а каким нет? Могут ли быть люди любвеобильными от рождения или же это те, кто хорошо обучился любви? А можно ли любить всех и все?
6. На основании приведенного фрагмента из монолога Гамлета (героя В. Шекспира) обоснуйте вывод о том, что данный персонаж относится по типу темперамента к меланхоликам:
“О, если б этот плотный сгусток мяса
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!”
7. Прочитайте фрагмент рассказа Антона Павловича Чехова “Темпераменты”.
Холерик
Желчен и лицом желтовато-сер. Нос несколько крив, и глаза ворочаются по орбитам, как голодные волки в тесной клетке. Раздражителен. За укушение блохи или укол булавкой готов разорвать на клочки весь свет. Глубоко убежден, что зимой “черт знает как холодно”, а летом “черт знает как жарко”.
Большей частью холостяк, а если и женат, то запирает жену под замок. Ревнив до чертиков. Шуток не понимает. Газеты читает только для того, чтобы ругнуть газетчиков. И еще во чреве матери был убежден в том, что газеты врут.
Как муж и приятель невозможен, как подчиненный едва ли мыслим, как начальник невыносим и весьма нежелателен.
Женщина-холерик – черт в юбке, крокодил.
Сангвиник
Все впечатления действуют на него легко и быстро. В молодости грубит учителям, не стрижется, не бреется, носит очки и пачкает стены. Учится скверно, но курсы оканчивает. Пишет с ошибками. “Для любви одной природа его на свет произвела”. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно, вечно воюет с тещей, с родней в ссоре, любит читать газеты. Но, несмотря на все, постоянен в своем непостоянстве.
Женщина-сангвиник – самая сносная женщина, если не глупа.
Флегматик
Милый человек, наружность самая обыкновенная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Спит двадцать часов в сутки.
Женится в 30 лет при помощи дядюшек и тетушек. Самый удобный для женитьбы человек, так как на все согласен, не ропщет и покладист.
Бывает болен только тогда, когда его избирают в присяжные заседатели. Жалеет, что его детей не секут в гимназии, и сам иногда не прочь их посечь. На службе счастлив.
Женщина-флегматик – слезливая, пучеглазая, тучная немка, похожая на куль с мукой. Родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей ее идеал.
Меланхолик
Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. На лбу и около носа морщинки. Вечно жалуется на боль под ложечкой, колотье в боку и плохое пищеварение. Любимое занятие – стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык. Давно уже порешил, что доктора его не понимают.
Шубу надевает в сентябре, а снимает в мае. В каждой собаке подозревает водобоязнь (бешенство), а с тех пор, как его приятель сообщил, что кошка в состоянии задушить спящего человека, видит в кошках самых страшных врагов человечества.
Женится на сиротке. А если у него есть теща, то величает ее прекраснейшей и мудрейшей особой. Ведет переписку с дядюшками, тетушками, крестной мамашей и друзьями детства.
Женщина-меланхолик – невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена доводит до отупения, до отчаяния, до самоубийства.
Как вы думаете, соответствует ли чеховская характеристика темпераментов научной? Свой ответ аргументируйте.
8. Все ли мыслители согласны с рассуждениями Сенеки: “Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства – общие с животными и растениями”. Попытайтесь опровергнуть точку зрения римского мыслителя.
Темы для домашних эссе
“Зависть и ревность суть худшие части человеческой души”
“Любовь и ненависть не слепы, но ослеплены огнем, который они сами несут с собой”
“Типы темпераментов и литературные персонажи”
Характеры плохие и хорошие.
Характеры сильные и слабые.
Заметки на полях
Жизнь человека – вот его характер.
И.В.Гете
Царят на свете три особы, зовут их: зависть, ревность, злоба.
Характер для одних людей добрый гений, для других – злой.
У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.
Пополним словарный запас.
Инстинкты, эмоции, чувства, мысли, темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, характер, действия, поступки.
Ольга КИШЕНКОВА,
кандидат исторических наук
Комментарии