Цель: показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования органов власти, призванных служить интересам народа.
Материалы к уроку: учебное пособие Я.Соколова, ╖ 13; закон “О гарантиях избирательных прав граждан” (фрагмент); Конституция РФ (ст. 32).
Понятия: демократические выборы, право голоса, политическая партия, избиратели (электорат), мандат, представительная демократия, депутат, тайное голосование, доверенное лицо, оппозиция, избирательная комиссия.
Эпиграф:
“Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчеловечному – власть”.
(Пифагор)
Возможны различные варианты проведения вводного этапа урока.
1) Учащимся предлагается дать краткие определения выписанных на доске понятий. Можно выполнять это задание парами, группами или индивидуально.
2) Выполняется вставка-задание (стр. 94 учебного пособия) и проводится беседа:
Что доказывал чернокожий ученик?
Почему класс ему возражал?
Действительно ли, на ваш взгляд, в Америке плохо живут лишь те, кто сам виноват в своих неудачах?
Согласны ли вы с мыслью: “Если свободный человек падает, то ему по крайней мере в этом некого винить”?
Оба варианта позволяют поставить перед учащимися вопрос: чего они и их родители ждут от власти? Каковы интересы избирателей?
Как правило, ребята говорят, что от избранных ими людей они ждут действий, которые обеспечили бы обществу мир, безопасность, экологически чистую среду, рабочие места, зарплату.
В тетради записывается вывод: “Конечной целью власти должно быть улучшение жизни граждан” – и проводится беседа:
В демократическом обществе гражданин существует для государства или государство для гражданина?
Что ждет правительство, если граждане им недовольны?
Как народ может повлиять на свое правительство?
Последний вопрос позволяет перейти к следующему этапу урока.
Учитель подчеркивает: практически все современные государства проводят выборы, но не всякие выборы являются демократическими. Некоторые являются своеобразным спектаклем, придающим вид законности существующим формам власти. В таких выборах может быть один безальтернативный кандидат или список кандидатов без альтернативного выбора. Выборы сопровождаются запугиванием и подкупом избирателей, фальсификацией результатов. Данные выборы не являются демократическими.
Демократические выборы являются всеобщими, прямыми, равными, проходят при тайном голосовании.
Вопросы и задания для учащихся.
1) Прочитайте статью 32 Конституции РФ. Ответьте на вопросы:
Кто имеет право избирать своих представителей в органы власти? Почему?
Известно, что в Афинах периодически проводилась сверка списков граждан. В законе говорилось: “Имена тех, кто не был рожден от отца-гражданина и матери-гражданки, должны быть вычеркнуты…” Справедлив ли, на ваш взгляд, такой подход? Почему?
2) Аристотель, описывая законы Солона, отмечал, что объем политических прав граждан зависел от уровня их богатства, то есть существовал имущественный ценз. На основании оценки имущества граждан он ввел разделение на 4 класса: пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов, к всадникам – получающие 300 или те, кто мог содержать коня, к зевгитам принадлежали те, кто получал 200 мер и того и другого вместе, а остальные – к классу фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной должности. Справедлива ли избирательная система Солона? Какие избирательные цензы предусмотрены у нас в стране?
3) Тит Ливий сообщает, что в Древнем Риме “…было дано равное право голоса и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени… А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центурий первого разряда, если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго разряда, но до самых низких не доходило почти никогда”. Что общего между древнеримской и афинской избирательными системами?
Требование конкурентности
Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний, передвижения. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение предвыборной борьбы должны быть честными.
Требование периодичности
Определите на уроке, какова периодичность выборов президента, мэра города, парламента. Почему необходимо периодически обновлять органы власти?
Древнегреческий историк Плутарх утверждал, что в Афинах гражданин, избранный народом на какую-либо должность, не мог от нее отказаться, даже если ему приходилось выполнять действия, с которыми он не согласен: “Никия избрали стратегом – вопреки его упорным отказам”.
Могли ли Никия выбрать на должность стратега пожизненно? Почему? Что дает обществу периодичность выборов?
Требование представительности
Учитель объясняет, почему правительство, избранное маленькой группой, не является демократическим, даже если все демократические процедуры соблюдены. При неявке необходимого числа избирателей выборы приходится признавать несостоявшимися.
Выгодна ли государству пассивность электората? Выгодна ли она самим гражданам?
Требование окончательности
Учитель объясняет, что только граждане могут определить тех, кому будет доверено управление страной. Никто не вправе отстранить избранных народом от власти. Результаты выборов признаются окончательными, если в их ходе не было зафиксировано нарушений. Вот почему за процедурой голосования очень тщательно наблюдают, а сами выборы стараются организовать так, чтобы нарушения были исключены.
Вопрос о мотивах участия граждан в голосовании (главный – возможность влиять на власть рассматривается в процессе беседы или выполнения заданий в группах).
Вопросы для беседы.
Как развивается демократическое государство, если избирательная активность граждан стабильно высока?
Как развивается демократическое государство, если граждане пассивны на выборах?
Как вы понимаете утверждение: “Плохие государственные деятели выбираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании”?
Каждая группа получает карточку.
Группа 1
Что такое активный электорат?
Из 30000 избирателей голосовать пришли 24000. Какая часть электората оказалась активной? Почему остальная часть электората оказалась пассивной? Что посоветовать председателю избирательной комиссии на следующие выборы или на второй тур голосования?
Группа 2
Что смотрят накануне выборов?
Социологи выяснили, что если по одной из программ идет телесериал, то теледебаты по другой программе смотрит лишь малая часть телезрителей. В городе А. таким оказался каждый пятый житель, в городе В. – на 5% меньше, а в городе С. – в 2 раза меньше, чем в А. и В. вместе взятых.
Сколько процентов жителей каждого города проявило интерес к теледебатам?
Группа 3
Выборы мэра
Результаты выборов мэра оказались следующими: у первого кандидата 52% голосов, у второго – 12%, 5% – голосовали против обоих кандидатов, а 31% – не приняли участия.
Во сколько раз больше горожан проголосовало за первого кандидата?
Уместно обсудить следующие высказывания.
“Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство”. (Джон Адамс).
“Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован”. (Барух).
“Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех”. (Дж.Кеннеди).
В заключение урока учащиеся знакомят друг друга с результатами проведенного дома социологического опроса.
Марина ШКРОБОВА,
методист Заволжского управления образования
Ульяновск
Комментарии