search
main
0

Уроки пандемии: к вопросу обязательности ЕГЭ планируется вернуться осенью

Общественные советы при Министерстве просвещения РФ и Рособрнадзоре провели первое совместное заседание. Одной из главных тем встречи стала итоговая аттестация школьников. Эксперты обсудили, какой отпечаток на проведение ЕГЭ наложила эпидемиологическая ситуация и стоит ли сохранить этот экзамен в качестве обязательного для всех выпускников, в том числе тех, кто не планирует поступление в вузы. Председатель Общественного совета при Минпросвещения России Виталий Сурвилло предложил вернуться к этой теме осенью, с тем чтобы проанализировать опыт двух лет проведения итоговой аттестации в условиях пандемии и понять, какие выводы из него нужно сделать для стандартной практики проведения экзаменов.

Нужно ли сохранить обязательный ЕГЭ для всех выпускников в обычных условиях?

Слово нашим экспертам и читателям.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– ЕГЭ задумывался как инструмент, выравнивающий возможности выпускников по всей России. Все одиннадцатиклассники сдают экзамены по общим принципам, и их результаты действительны для поступления в любом вузе страны. Для того чтобы решить, хочет ли выпускник поступать в вуз с этими результатами, у него есть несколько лет. Отмена обязательного ЕГЭ для отдельной категории учеников потребует предварительной разработки и общественного обсуждения новой модели итоговой аттестации и поступления в вуз.

Во-первых, одно из главных опасений родителей – что отмена ЕГЭ приведет к снижению мотивации детей к учебе. Это может создать дополнительные трудности, если однажды ребенок все-таки решит получать высшее образование.
Во-вторых, родители опасаются, что возникнет еще одно основание искусственного разделения детей на разные группы. Одних в процессе учебы в школе будут готовить к ЕГЭ, других ориентировать на освоение минимума программы. В конечном итоге может встать вопрос о равноценности полученного ребятами образования и выданных аттестатов.

В-третьих, если по факту ЕГЭ превратится во вступительное испытание в вуз, есть риск отрыва экзаменационных заданий от школьной программы и их усложнения. Именно с этим пытались бороться разработчики единого экзамена.
Система ЕГЭ должна совершенствоваться и далее, в том числе в части снижения избыточного стресса. Можно и нужно вести общественный диалог, обсуждать варианты. Но изменению базового принципа ЕГЭ должно предшествовать широкое общественное обсуждение возможных последствий и альтернатив.

Татьяна БОНДАРЕВА, директор Гимназии имени Андрея Платонова, Воронеж:

– Прежде всего надо учитывать тенденции времени, которые особенно ярко проявились в период пандемии и дистанционного обучения. Я имею в виду персонализацию и индивидуализацию образования, без которых современное школьное обучение уже невозможно представить. Считаю, что детям надо предоставлять выбор. Каждый должен сам определять, надо ему сдавать ЕГЭ и поступать в высшее учебное заведение, или единый госэкзамен для него не обязателен. Обычно дети, выбравшие десятый и одиннадцатый классы для дальнейшего обучения, уже мотивированы на более сложную подготовку и получение высшего образования. У нас в этом году три одиннадцатых класса, и все ребята собираются сдавать ЕГЭ для поступления в вузы. Если кто-то из них передумает, ему достаточно будет написать итоговое сочинение и сдать русский язык. Этого достаточно для получения аттестата. А математику, особенно на профильном уровне, сдают те, кто поступает в технические вузы.

Анюта КОРНЕВА, директор нововилговской средней школы №3, Прионежский район, Республика Карелия:

– Необходимо оставить обязательность ЕГЭ для выпускников, которые планируют поступать в высшие учебные заведения. Те выпускники, которые после школы планируют получать образование в техникумах и колледжах, служить в армии или работать, не должны сдавать единый экзамен, достаточно пройти итоговую аттестацию в более простых формах. ЕГЭ требует достаточно много сил (моральных, да и физических), зачем ребенку излишняя нагрузка? Считаю, что лучшая форма итоговой аттестации выпускников была в советский период, когда дети сдавали экзамены в письменной и устной форме. Ребята умели рассуждать и красиво излагать свои мысли.

Маргарита ЛИХАЧЕВА, заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:

– Мое мнение: ЕГЭ нужно сохранить. Если ребенок пошел в 11‑й класс, это само по себе означает, что он, скорее всего, планирует поступать в вуз, и ему, соответственно, нужны результаты единого экзамена. Бывает и такое, что выпускник сначала не хочет поступать в институт, но через год меняет свое намерение. Если он не сдал ЕГЭ, то, скорее всего, окажется, что за год необходимые знания подзабылись, нужно заниматься с репетитором, и нет гарантии, что желанный экзамен будет пройден. Кроме того, поскольку результаты ЕГЭ действительны четыре года, при ошибке в выборе будущей профессии ими можно воспользоваться, чтобы поступить на другое направление обучения.

Алла ФАЛЬКОВА, директор Ледмозерской школы, Муезерский район, Карелия:

– Как проходил ЕГЭ в условиях пандемии? Результаты 2020 года практически не отличались от предыдущих лет. Казалось бы, дистанционное обучение не повлияло на качество образования. Но мы должны понимать, что многие выпускники просто не сдавали экзамены. И это как раз те ребята, которые не собирались идти в вузы. Конечно, это облегчило им жизнь. Но надо ли отказываться от экзаменов совсем? Возьмем для примера сельскую школу. В 10‑11‑й классы часто идут дети, которых родители не хотят отпускать в техникумы, колледжи в силу возраста. Многие из этих ребят не планируют поступать в вуз, значит, результаты единого экзамена им просто не нужны. А есть ребята, которые осознанно выбирают профиль обучения, для того чтобы сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Тем более что на сегодняшний день ЕГЭ дает возможность подать документы в несколько учебных заведений. Но независимо от того, с какой целью ребенок пришел в 10‑й класс, в конце обучения он должен показать свои знания. Поэтому, на мой взгляд, качество образования на выходе из школы необходимо проверять у всех выпускников. Каким образом это сделать, если ЕГЭ всем не нужен? Здесь я затрудняюсь с ответом.

Николай Л., директор сельской школы, Нижегородская область:

– Мысль отказаться от обязательного ЕГЭ, с моей точки зрения, здравая, я бы приветствовал такие изменения. Действительно, у нас каждый год есть выпускники, которые не собираются продолжать обучение, которым учеба дается очень тяжело. Для таких ребят, а особенно для их педагогов, ЕГЭ – головная боль. Если им будет разрешено не сдавать обязательный госэкзамен, мы все вздохнем свободно. То есть эта мера, как мне кажется, больше во благо для нас, педагогов, чем для учеников. Им-то чаще всего безразлично. А школе потом писать оправдания и извиняться перед министерством за низкие баллы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте