Политический режим – это понятие раскрывает отношения между гражданским обществом и государством. Эти отношения в целом можно охарактеризовать тремя понятиями, тремя разновидностями политических режимов: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
Демократия
Это слово в переводе с греческого языка означает народовластие. По знаменитой формуле американского президента Авраама Линкольна демократия – это власть народа, исходящая от народа и для народа. Уже поэтому мы можем сказать, что демократия является наиболее естественной формой отношений между гражданским обществом и государством: государство служит гражданскому обществу, гражданское общество контролирует деятельность государства.
Формально-юридическими принципами демократического государства являются следующие:
1) принадлежность власти народу, народ – источник государственной власти, его воля в конечном счете является решающей;
2) признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;
3) политическая свобода граждан;
4) равенство всех перед законом.
С точки зрения отношений между гражданским обществом и государством можно различить две модели демократии. Первая модель – либерально-демократическая, главным принципом которой является свобода гражданина, и главная цель демократии – защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства. Другая модель – эгалитарная, она считает главным принципом равенство и участие всех в управлении государством. Она называется еще демократией участия. Конечно, на практике обе эти модели комбинируются, но все же можно сказать, что в США преобладает модель свободы от государства, а во Франции – модель участия в государстве.
Учреждения демократии
Важнейшими учреждениями демократии являются референдум и избирательная система, через них осуществляется прямая связь между гражданским обществом и государством.
Референдум – всенародный опрос, в ходе которого избиратели выражают свое мнение или свою волю по вопросу или закону, вынесенным на референдум. С помощью референдума 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция РФ. Референдум является институтом прямой демократии. Это значит, что все избиратели, все совершеннолетние граждане участвуют непосредственно в решении вопроса или принятии закона. Например, во Франции с помощью референдума были ратифицированы Маастрихтские соглашения о Европейском Союзе. Также решение о введении в России должности президента, принятое большинством граждан на референдуме в марте 1991 года, стало законом. Однако с помощью референдума определенные политические силы могут манипулировать избирателями, вынося на него демагогические вопросы или такие, в которых может разобраться только специалист.
Избирательные системы
Избирательная система – это система, определяющая порядок выборов в представительные органы власти. Она является институтом представительной демократии, где решения и законы принимаются избранными населением представителями: депутатами, делегатами, членами парламента, конгрессменами и т.д. Современные избирательные системы характеризуются, как правило, всеобщим избирательным правом: это право имеют все граждане или гражданки, достигшие определенного возраста (в России – 18 лет). Правда, в Швейцарии женщины до сих пор не пользуются избирательным правом и несколько референдумов не смогли изменить положения, ведь в референдумах участвовали только мужчины. Другой принцип избирательных систем – прямые выборы, то есть избиратель голосует непосредственно за депутата. Только выборы президента США не прямые, избиратели голосуют за выборщиков, а те затем избирают президента. Но это чисто формальная процедура, потому что заранее известно, за кого будет голосовать выборщик, и традиция запрещает ему менять свое решение.
Еще один принцип современной избирательной системы – тайное голосование. Он не требует комментариев.
Существуют два основных типа избирательных систем: пропорциональная система и мажоритарная. При пропорциональной системе каждая политическая партия (или иная организация, участвующая в выборах) составляет и публикует свой список кандидатов в члены парламента, в избирательный бюллетень заносится наименование партии, и избиратель голосует за партию, а не за конкретного кандидата. И затем депутатские мандаты распределяются пропорционально числу (проценту) полученных партией голосов. Например, в парламенте 300 депутатских мест, партия получила 30% голосов избирателей. Значит, она занимает 90 депутатских мест. Эти места персонально занимают те 90 кандидатов, которые числятся в партийном списке под номерами 1 – 90. При этой системе учитываются голоса всех избирателей.
При мажоритарной системе кандидаты от партий выдвигаются персонально по избирательным округам. И в парламент считается избранным тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов избирателей – 50% плюс один голос из числа голосовавших (в Англии достаточно получить относительное большинство, то есть больше, чем другие кандидаты). Голоса остальных избирателей “пропадают”. Казалось бы, более справедливой является пропорциональная система, но сейчас даже наиболее последовательные ее сторонники склоняются к мажоритарной. Дело в том, что влияние политических партий падает во всем мире, а мажоритарная система дает прямую персональную связь между кандидатом и избирателем: избиратель знает своего кандидата, чего нет при пропорциональной системе, где он знает только партию.
Избранный в парламент депутат считается, как правило, представителем не тех избирателей, которые за него непосредственно голосовали, а всего народа. Он не связан юридически требованиями его избирателей, и они не имеют права его досрочно отозвать из парламента. Правда, известен и другой порядок, когда депутат должен следовать наказам избирателей и они имеют право в случае, если он не выполняет их требований, отозвать депутата досрочно из парламента. Такой депутатский мандат называют императивным. Он действовал в советской избирательной системе.
Контроль избирателей за депутатами достигается разными средствами, например открытым голосованием по законопроектам, постоянным освещением в прессе позиций депутатов и т.д.
Разумеется, политический режим демократии предполагает, что граждане обладают всеми теми правами, о которых шла речь в первой главе этой книги. Отметим, что в каждом государстве наряду с представительной законодательной властью функционирует профессиональный аппарат управляющих, составляющих костяк исполнительной и судебной власти. Этот аппарат государственных служащих называется бюрократией. Именно чиновник – бюрократ – от имени государства решает конкретные вопросы отношений гражданина и власти. Для простых граждан государство чаще всего на бытовом уровне олицетворяется чиновником: полицейским, налоговым инспектором, судьей и т.д.
Именно эта бюрократическая машина является материальной основой и главной силой в осуществлении любого антидемократического переворота и установлении авторитарного политического режима.
Авторитаризм
Это понятие (или авторитарный политический режим) означает упразднение демократии и установление диктатуры, то есть власти одного лица или небольшой группы лиц. Эта власть опирается на насилие, она устраняет или резко ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует разделение властей, лишает граждан их прав, прежде всего политических и гражданских.
В нашу эпоху господства идей демократии авторитарные режимы устанавливаются под предлогом чрезвычайного положения для предотвращения угрозы безопасности страны посредством прямого насильственного свержения законной власти, как это было, например, в Чили в 1973 году, либо замораживания деятельности демократических органов власти, политических партий и отмены прав граждан. В прошлом веке вплоть до 80-х годов авторитаризм собирал обильную жатву в странах Латинской Америки, где военные диктаторы в одних странах пребывали у власти десятки лет (в Парагвае), а в других периодически сменяли друг друга.
Тоталитаризм
Особо жестоким и бесчеловечным для общества является тоталитарный политический режим. Если примеры авторитарных режимов мы видим и в прошлом, где тиран или диктатор не был большой редкостью, то тоталитарный режим – это порождение ХХ века. Его отличие от авторитаризма состоит в том, что он вторгается в личную жизнь людей, заставляя всех “маршировать в ногу” так, что кажется, будто идет один человек. Тоталитаризм убивает человеческую индивидуальность. Каким образом?
Во-первых, с помощью идеологии, то есть комплекса идей и воззрений, которые абсолютизируют коллективные действия и жертвуют личностью отдельного человека. При этом такая идеология насаждалась как единственно верная, отвечающая на все вопросы жизни. И поэтому запрещались все другие философские или политические идеи.
Во-вторых, признак тоталитарного режима – систематический массовый террор против своего населения. Террор присущ любым диктатурам, но тоталитарный террор отличается от террора авторитарных режимов. Террор авторитарных режимов направлен против действительных врагов режима, и, как только оппозиция подавлена, он прекращается. Тоталитарный террор направлен против обычных, лояльных, ни в чем не повинных перед режимом граждан, более того, его сторонников. Этот террор является постоянным, он периодически вспыхивает с новой силой, унося миллионы человеческих судеб и жизней. При этом задача политической полиции, которая осуществляет этот террор, состоит не в том, чтобы раскрывать преступления, а в том, чтобы арестовать определенную категорию населения, когда правительству это будет угодно. Отсюда самые нелепые обвинения, которые могут предъявляться так называемым врагам народа. Одному из них, например, приписали заражение коров сапом, хотя сапом коровы не болеют.
Третья особенность тоталитарного режима – его отношение к закону. Если до появления тоталитарного режима политическая философия различала два политических режима: один – с законной властью, подчиненной закону, другой – с произвольной властью и отсутствием закона, то тоталитаризм выступает в ином обличье. Он “гордится” своими “позитивными” (т.е. писаными) законами, как, например, сталинская конституция или конституция Веймарской республики, которая не была отменена Гитлером, и вместе с тем создает свою тоталитарную “законность”: даже нарушая им же принятые позитивные законы, он строго подчиняет свои действия “закону природы” (нацизм) или “закону истории” (большевизм).
В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 20-х годов и существовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принудительном насаждении одной-единственной идеологии – так называемого марксизма-ленинизма.
Для полного устранения этого политического режима реформаторские силы взяли на вооружение идею правового государства.
Краткие выводы:
1. Демократия – это политический режим, где государство служит гражданскому обществу. Ее формальные признаки следующие:
а) принадлежность власти народу;
б) признание подчинения меньшинства большинству;
в) уважение мнения и интересов меньшинства;
г) политическая свобода граждан;
д) равенство всех перед законом.
2. Учреждениями демократии являются референдум и избирательная система. Избирательные системы подразделяются на мажоритарные, пропорциональные и смешанные.
3. Авторитарный политический режим упраздняет демократию и устанавливает диктатуру одного лица или нескольких. Эта власть опирается на насилие, лишает граждан их прав.
4. Тоталитаризм – наиболее жестокий политический режим, стремящийся полностью подавить личность, поставить под контроль все сферы жизни индивида. Его основные орудия – массовый террор и насаждение определенной идеологии (фашизма, коммунизма, религиозного фанатизма).
Задания для размышлений:
1. Постройте классификацию форм демократии по следующим принципам:
а) непосредственное участие в управлении;
б) место индивидуальных прав и свобод.
2. Проанализируйте достоинства и недостатки каждой из двух избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной.
3. Можно ли утверждать, что республика во всех случаях демократичнее конституционной монархии?
4. В чем отличие авторитарного политического режима от тоталитарного?
Виктор МУШИНСКИЙ,
доктор юридических наук
Комментарии