Политическая деятельность, охарактеризованная в учебном пособии “Человек и общество”, может быть рассмотрена и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе.
Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.
Напомним, что поведение представляет собой совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели.
Многообразие форм политического поведения. Представим себе политическое собрание, все участники которого заняты одной и той же деятельностью, но при этом ведут себя по-разному. Одни внимательно слушают выступающих, мысленно соглашаются или не соглашаются с ними. Другие перебивают говорящего выкриками, шумят, стремясь “освистать”, “захлопать” или “затопать” неугодного оратора.
Первые соблюдают нормы, регулирующие политическую деятельность, вторые отклоняются от них, демонстрируя образцы отклоняющегося поведения.
Политическое поведение – это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами.
Субъекты политической деятельности охарактеризованы в учебнике “Человек и общество”. Сосредоточим внимание на одном из них – на личности. Человек в сфере политики взаимодействует с другими людьми, с политическими организациями, государственными органами и т.п. Его отношения с ними могут быть отношениями поддержки, сотрудничества, союза или, напротив, противостояния, противоборства, политического соперничества. Эти отношения определяются интересами участников, их совпадением или противоположностью.
Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.
Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.
Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.
Участие в политической демонстрации – это возможное политическое действие. Неучастие в выборах – это тоже возможный вариант политического поведения, имеющий форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формам политического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни – к закрытым формам.
С точки зрения соответствия господствующим нормам выделяют нормативные (соответствующие законам, требованиям политической морали) и отклоняющиеся (нарушающие правовые и моральные нормы) формы политического поведения. Говорят и о патологических формах (например паника или маниакальные политические предубеждения). Политическая жизнь 90-х гг. XX в. продемонстрировала и экстремальные (крайние) формы политического поведения, например случаи публичного самосожжения активистов политических движений, стремящихся привлечь таким образом внимание к своим политическим требованиям. Подобные действия, как и акты политического террора, осуществляют экстремистские политические организации.
С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) и инновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).
По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).
Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым.
Индивидуальное политическое поведение – это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике).
Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политической активной группы индивидов.
Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации.
Политическое участие. Если многообразные формы политического поведения представляют собой проявление активности всех субъектов политики, то, говоря о политическом участии, мы имеем в виду только политическое поведение личности.
Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров.
Политологи выделяют следующие формы политического участия:
1) положительная или отрицательная реакция на внешнее воздействие со стороны политической системы или ее представителей;
2) периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, депутатов, с передачей им полномочий принятия решений;
3) деятельность в политических партиях, организациях, движениях;
4) выполнение политических функций в государственных органах (управления, охраны порядка), а также общественных органах контроля за деятельностью различных структур государства;
5) участие в политических собраниях, политических дискуссиях;
6) прямое действие: непосредственное влияние на политическую систему через митинги, демонстрации, забастовки, голосования, кампании неповиновения, бойкоты;
7) воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями, представителями государства, политических организаций и движений.
Наряду с активными формами политического участия в политологии изучаются пассивные формы поведения:
1) неучастие в политической деятельности по причине недостаточно высокой культуры индивида;
2) политическая “выключенность” в результате разочарования в эффективности политической системы;
3) политическая апатия как форма неприятия политической системы (возникает, в частности, в результате крушения предшествующего политического порядка);
4) политический бойкот как выражение враждебности к политической системе.
Электоральное поведение. Поскольку наиболее массовой формой политического участия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именно электоральное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?
Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определенными партиями довольно устойчивые. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую они традиционно считают “своей”. Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность определенным кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать.
Названные факторы взаимодействуют между собой, подчас противоречат один другому, а иногда накладываются друг на друга.
Важным является вопрос участия или неучастия в выборах. К примеру, в США более или менее регулярно на выборах всех уровней голосуют от 25 до 35% взрослого населения; еще 30-40% голосуют очень редко или никогда не приходят на избирательный участок; от 3 до 7% избирателей совершенно не интересуются политикой. Есть страны, где голосуют до 95% избирателей.
Уклонение от участия в выборах называется абсентеизмом (от латинского слова absens, absentis – отсутствующий). Абсентеизм может иметь серьезные последствия: если количество голосующих будут ниже определенной нормы (скажем, 50 или 25% от состава избирателей), то выборы будут признаны несостоявшимися. А это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Поэтому в демократических государствах большую роль играют средства массовой информации, дающие возможность гражданам получить сведения о политике и различных политических силах, содействующие преодолению равнодушия, политической апатии.
Экстремистское поведение. Экстремизм (от латинского слова extremus – крайний) – это приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы. За последние десятилетия мир был свидетелем множества проявлений “правого” и “левого” политического экстремизма: захваты заложников, политические убийства, провокации, угоны самолетов.
К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Сущность терроризма – систематическое или единичное применение насилия или его угрозы с целью запугивания правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.
Членами террористических организаций, как правило, становятся представители маргинальных слоев, отвергающие нормы культуры и следующие нормам контркультуры насилия. Все террористы с презрением относятся к человеческой жизни, готовы ради достижения высокой, с их точки зрения, цели жертвовать жизнями ни в чем не повинных людей. Члены террористических групп характеризуются высоким уровнем агрессии. Объектом их нападения становятся политические деятели, пассажиры самолетов, автобусов, поездов метро и железных дорог, покупатели в крупных магазинах. Похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников – все это методы терроризма. Действия террористов вызывают страх, неуверенность, недоверие к власти.
Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом. Это одна из глобальных проблем современности.
Экстремистские формы политического поведения возникают под влиянием экстремистских организаций, стремящихся организовать акты гражданского неповиновения, массовые беспорядки. Их воздействию подвержены случайные, временные скопления людей: участники собраний или митингов, демонстраций, толпа на улице.
В политизированной толпе вероятны проявления бессознательного аффективного поведения. Аффективное (от латинского слова affectus – душевное волнение) поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при котором сознательный контроль человека над своими действиями вытесняется частично или полностью.
Французский ученый Г.Лебон (1841-1931) писал: “…становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком, в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепость, но также и к энтузиазму и героизму, свойственному первобытному человеку”.
Толпе свойственны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Толпа таит в себе опасность аффективного поведения, агрессивности, массовых беспорядков, насилия.
Регулирование политического поведения. Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных формах.
Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия.
Террор, организация массовых беспорядков и т.п. отнесены к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.
Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда их поддерживают общественным мнением.
В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.
В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делает политическое поведение более рациональным, предоставляет субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.
В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий.
Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.
Вопросы и задания
1. Что называется политическим поведением? Как различают его формы? Приведите примеры.
2. Что означает понятие “политическое участие”? Каковы его формы?
3. Назовите пассивные формы политического поведения.
4. Каковы мотивы политического поведения?
5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.
6. Каковы возможности регулирования политического поведения?
7. Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа высказыванием Г.Лебона следующую характеристику толпы, данную Л.Н.Толстым: “Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами, и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы”. Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они отличаются?
Документ
Почему люди не участвуют в выборах
(М.Паренти. Демократия для немногих)
Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют свое право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе. За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе – ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.
Некоторые авторы доказывают, что невысокая активность избирателей – это признак “политики счастья”: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел. Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, – даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей. “Политика счастья”, как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.
Вопросы и задания к документу
1. Как оценивает автор неучастие граждан в выборах? В чем он видит главную причину неучастия?
2. Можно ли высказанные автором суждения применить по отношению к поведению российских избирателей? Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?
Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук
Комментарии