search
main
0

Уроки обществознания Душа обязана трудиться Цикл уроков в старших классах

Тема “Уговор дороже денег”

Цель урока: объяснить учащимся особенности обязательного права, охарактеризовать основные виды сделок и договоров, внести вклад в формирование ответственного отношения к договорным обязательствам.
Понятия для усвоения: договор, обязательственное право, обязательство, сделка.

Рекомендации по изучению нового материала
Вопрос о сущности понятий “сделка” и “договор”, об их сходстве и различиях целесообразно рассмотреть в процессе самостоятельной работы учащихся над текстом параграфа.
Материал учебника уместно дополнить характеристикой сущности договора купли-продажи, договора дарения, договора займа.
В соответствии с договором купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и заплатить за него определенную цену. Но, покупая и продавая тот или иной товар, полезно поинтересоваться, не изъят ли этот товар из оборота и не ограничен ли он в обороте, законно ли его приобретение продавцом. Важно обратить внимание на срок годности товара, наличие лицензии и др.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освободить от имущественной обязанности.
Пример 1. Карпин подарил Чуглазову мотоцикл, а тот в ответ отдарился телевизором.
Комментарий. Если одариваемый встречно передает какую-либо вещь либо принимает на себя какое-либо обязательство, то такой договор не признается дарением.
Пример 2. Некий щедрый человек письменно оформил обещание подарить тому, кого он любит, все свое имущество, ну буквально все, что ему принадлежит. Однако в этом обещании отсутствует указание на конкретные вещи.
Комментарий. Это обещание ничего не значит с правовой точки зрения, или, как говорят юристы, ничтожно, потому что в акте дарения следует точно указывать предметы дарения.
Пример 3. Симонов составил договор дарения, в соответствии с которым его автомобиль переходит в качестве дара его племяннице Володиной после его смерти.
Комментарий. Этот договор также ничтожен, потому что дарить нужно при жизни. Одаривать после смерти можно с помощью завещания, но это – другая сделка.
Договор дарения может быть заключен как в устной, так и в письменной форме. Как происходит совершение дарения устно? Очень просто: дар (вещь, предмет, товар) фактически передается одариваемому. Вручается сама вещь, либо происходит ее символическая передача, либо передается документ, дающий право собственности на вещь.
Письменная форма договора дарения обязательна в двух случаях: если даритель является юридическим лицом и если договор содержит обещание дарения в будущем.
Если объект дарения представляет собой недвижимое имущество (дом, мастерская и т.д.), то договор подлежит государственной регистрации.
В соответствии с договором займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Если взаймы передаются небольшие суммы, все ограничивается устным соглашением. Мало кому удается прожить, не одолжив хотя бы разок у коллеги или соседей “до получки”. Разумеется, расписку в этом случае просить не принято. Но закон обязывает заключать договор займа в письменном виде в случаях, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда и если заимодавец является юридическим лицом. Вместо договора займа в подтверждение факта передачи денег другой стороне может быть представлена расписка заемщика или иной документ.
Порой взаймы предоставляется иностранная валюта. Договор займа валюты может быть заключен, но денежные обязательства в нем должны быть проставлены в рублях.

Комментарии к заданиям
Задание 1. В данном случае фактически возник договор купли-продажи. В результате его покупатель оказался кредитором (ибо продавец обязался “выдать” вам шоколадку) и в то же время должником (ибо должен заплатить продавцу за эту шоколадку). В свою очередь продавец, как только услышал просьбу продать шоколадку, стал и должником (ибо обязался “выдать” вам шоколадку), и кредитором (поскольку покупатель должен по устному договору заплатить ему деньги за шоколадку).

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Почему так медленно улучшается культура обслуживания в нашей стране?
Не сложились традиции, невысока общая бытовая культура, нет настоящей заинтересованности, не работают правовые нормы, направленные на улучшение культуры обслуживания.
2.3. Договорная дисциплина и демократия (на примере России). Как укрепить договорную дисциплину?
Демократия подразумевает четкость и строгость реализации норм частного права. В частноправовых отношениях стороны равны, поэтому договорная дисциплина особенно важна. Укрепить ее можно только путем принятия необходимых правовых норм и содействия их строгому выполнению. Большое значение имеет укрепление судебной ветви власти.

Тема “Жилище и закон”

Цель урока: познакомить учащихся с основами жилищного законодательства, сообщить о законных способах решения квартирного вопроса.
Понятия для усвоения: наем жилого помещения, приватизация жилья.

Рекомендации по изучению нового материала
Уместно подробнее остановиться на характеристике прав несовершеннолетних на жилье. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, в исключение из общего правила сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Особенно важна защита интересов несовершеннолетних, проживающих в приватизируемой квартире. Члены семьи нанимателя, т.е. его супруг, дети, нетрудоспособные иждивенцы и другие родственники, пользуются всеми правами наравне с нанимателем, следовательно, несовершеннолетние лица также вправе стать участниками общей собственности на занимаемое жилое помещение.

Комментарии к заданиям
Задание 2. Для приобретения жилища в собственность можно заключить договоры купли-продажи, мены, дарения.
Задание 3. Суд должен отказать супругам в их иске, поскольку в соответствии с законом при заключении и реализации договоров по поводу жилища необходимо учитывать и охранять интересы несовершеннолетних членов семьи.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. В чем состоит квартирный вопрос?
В трудностях, связанных с приобретением постоянного сравнительно благоустроенного жилища.
2. Как родители могут обеспечить выросших детей собственным жильем?
Первый способ – подарить квартиру или дом, второй – оставить квартиру по наследству. Третий (и самый верный) – дать детям такое воспитание и образование, чтобы они сами смогли приобрести жилье.

Тема “Права потребителя”

Цель урока: разъяснить учащимся права потребителей, законные способы их защиты.
Понятия для усвоения: изготовитель, потребитель, права потребителей, продавец.

Рекомендации по изучению нового материала
Данный урок может быть проведен в форме деловой игры “Потребитель и его права”.

Деловая игра
“Потребитель и его права”
Участники: потребитель, продавец, представитель общественной организации по защите прав потребителей.
Цель: обсудить конфликт, возникший между потребителем и продавцом, найти правовое решение.

Комментарии к заданиям
Задание 1. Прав Сергей В. Мастер не выполнил условий договора и не вправе требовать оплаты услуги.
Задание 2. Оплатить ремонт радиотелефона должен магазин, поскольку в инструкции по эксплуатации не было предупреждения об опасности пользования им в условиях повышенной влажности.
Задание 3. Продавец не прав, поскольку покупатель имеет право вернуть в магазин не подошедший ему товар.
Задание 4. До 2000 г. продавец был бы прав, поскольку покупатель не сохранил чек. В 2000 г. в Закон “О защите прав потребителей” были внесены изменения, в соответствии с которыми при возврате вещи продавцу можно, помимо чека, представлять и другие доказательства, что покупка приобретена у него. Павел мог бы, например, представить свидетелей своей покупки.
Задание 5. Действия Павловой неправомерны, поскольку по закону она обязана продавать продукты любому, кто согласен заплатить за них необходимую цену. Отказ продать хлеб Воскобойникову является нарушением его прав как потребителя.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. “Покупатель всегда прав”: что это значит?
В этой поговорке, родившейся в странах с давними торговыми традициями, сформулирован идеал отношений покупателя и продавца. В ее основе лежит проверенный опытом вывод: спорить с клиентом в конечном счете невыгодно продавцу.
2. Культура общества и культура потребления.
Связь прямая. Высокая культура потребления свойственна людям, обладающим высокой общей культурой. Она характеризуется самоограничением, высоким вкусом, готовностью к компромиссам и др.

Тема “Трудовое право”

Цель урока: охарактеризовать трудовое право как отрасль права, создать представления о правовом регулировании трудовых отношений, ответственности за нарушения трудового законодательства.
Понятия для усвоения: дисциплинарный проступок, Кодекс законов о труде, трудовой договор (контракт), льготы, трудовая дисциплина, трудовое право.

Рекомендации по изучению нового материала
Происходящие в нашей стране экономические трансформации самым непосредственным образом влияют на характер трудовых отношений. Беседу на уроке важно построить так, чтобы, опираясь на представления учащихся о новых явлениях в сфере труда, прийти к выводу о необходимости обновления трудового права. В ходе беседы выясняется, что, во-первых, появились новые формы собственности и, как следствие, расширилась сфера применения наемного труда. Во-вторых, изменились условия найма, которые определяются взаимным соглашением сторон. В-третьих, сокращение производства привело к появлению безработицы, формированию рынка свободной рабочей силы, породило ряд социальных проблем.
В соответствии с внесенными в Кодекс законов о труде изменениями его нормы распространяются теперь на всех работников, независимо от форм собственности предприятий. Установлен минимум правовых гарантий, обязательных при всех формах применения наемного труда (минимальный размер зарплаты, продолжительность рабочего времени и др.).
Обратившись к материалам рубрик “Калейдоскоп мнений”, “Это полезно знать”, можно организовать дискуссию по вопросу о том, какой путь к материальному процветанию надежнее. Что предпочесть в школьные годы: мыть стекла автомобилей на перекрестках или углубиться в изучение экономики, права, политологии, культуры, языка? Какой капитал дает большую уверенность в жизни: денежный или интеллектуальный?
Полезно подробнее рассказать о льготах для несовершеннолетних в области труда.

Продолжительность рабочего времени
Для работников моложе 18 лет закон устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени:
в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 ч. в неделю;
в возрасте от 15 до 16 лет – не более 24 ч. в неделю;
для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, не более 24 часов в неделю.
В пересчете на рабочий день при пятидневной рабочей неделе:
в возрасте от 16 до 18 лет – 7 ч. 12 мин. в день;
в возрасте до 16 лет – 4 ч. 15 мин. в день.

Запрещение некоторых видов работ
Для подростков до 18 лет запрещается любая подземная работа, в том числе временная. Лиц до 21 года нельзя использовать на опасных взрывных работах. Есть работы, на которых запрещается использовать тех, кому меньше 18 лет. В списке этих опасных видов труда – пожарные, водолазы и др. Закон запрещает применять труд подростков до 18 лет в ночных увеселительных заведениях.
Работники моложе восемнадцати лет не должны допускаться к ночным и сверхурочным работам. Ночным считается время с 10 ч. вечера до 6 ч. утра. Поэтому если несовершеннолетний работает на сменном графике, то его вечерняя смена может длиться только до 10 ч. вечера. Для подростка сверхурочной считается работа, продолжительность которой превышает пределы сокращенного рабочего времени. Даже если работник выражает согласие на сверхурочную работу, администрация не имеет права привлекать его к такой работе.

Отпуск и зарплата
Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.
Заработная плата несовершеннолетним труженикам, несмотря на сокращенную продолжительность ежедневной работы, выплачивается в таком же размере, как лицам, выполняющим ту же работу при полной продолжительности ежедневного труда.

Расторжение трудового договора
Договор с работником моложе 18 лет по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. При этом расторжение трудового договора производится лишь в исключительных случаях и не допускается без последующего трудоустройства.

Комментарии к заданиям
Задание 1. Сущности человека в большей мере соответствует активное отношение к труду, поскольку именно в интеллектуальном или физическом труде реализуется “я” человека.
Задание 2. Человеку позволяют добиваться значительных успехов в трудовой деятельности такие качества, как внимательность, настойчивость, азартность, бережливость, терпеливость, ум, общительность (это из указанных в задании). Можно предложить учащимся дополнить данный список.
Задание 3. Смысл пословицы “От трудов праведных не построишь палат каменных” состоит в отрицании возможности честным трудом добиться богатства. Так ли это? Есть повод для дискуссии. С одной стороны, большинство крупных состояний созданы неправедным путем. С другой – есть множество примеров, опровергающих это утверждение.
Задание 4. Отказ принять на работу молодую женщину незаконен.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. “Терпение и труд все перетрут”.
Возможно несколько аспектов обсуждения темы: труд как универсальное средство решения проблем, которые ставит перед человеком жизнь; труд как условие творчества; труд как условие жизненного успеха. Известна поэтическая строка: “Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь”. Уместно обратить внимание на то, что в русском языке слова “труд”, “трудность” и “трудный” одного корня. Учащиеся могут подумать о причинах этого явления.
2. Почему первыми армию безработных пополняют молодые люди?
Логика рассуждений такова: сокращение производства – резкое уменьшение количества рабочих мест – ужесточение конкуренции на рынке рабочей силы. Первыми пополняют армию безработных молодые люди. С другой стороны, образованным, инициативным и предприимчивым легче найти достойную работу.

Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте