Оборудование и материалы для урока
1. Газеты.
2. Алгоритм научного исследования на каждого ребенка.
3. На доске – опорные понятия для составления отчета о своей работе.
4. Алгоритм составления отчета-ответа на каждого ребенка.
5. Оценочные листы у “экспертов”.
Цель урока. Формировать социально-компетентного гражданина, умеющего ориентироваться в обществе, знать и понимать общественные проблемы, видеть пути для их решения.
Задачи. Учить верно определять цель исследования, ставить задачи. Упражняться в подборе и использовании различных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, индукции, дедукции.
Современному обществу нужен социально компетентный выпускник, умеющий ориентироваться в обществе, видеть и решать проблемы, самоопределяться, ставить цель, определять задачи для ее достижения принимать решения.
Цель нашего урока – отработать свои теоретические и практические умения и навыки ориентации во всех сферах общества, его проблемах, опираясь на научную теорию познания, логику научного исследования.
Представим, что мы сотрудники научно-исследовательского института. Каждая группа – это отдел по проблемам определенной сферы общества.
Отдел 1 решает проблемы экономической сферы общества.
Отдел 2 решает проблемы политической сферы общества.
Отдел 3 решает проблемы духовной жизни общества.
Отдел 4 является проблема социальной сферы общества.
Отдел 5 является экспертным отделом, оценивающим вашу работу по 10-балльной системе.
У каждого на столе лежат газеты. Они отражают жизнь современного общества, его проблемы. Материал в газетах – это фактический материал, факты, которые вам помогут в решении проблем.
Вам нужно ознакомиться с содержанием газет, выделить определенную (актуальную и интересную для вас) проблему, сформировать ее, наметить логику ее исследования – решения и предложить свой вариант решения проблемы.
В работе вам поможет известный алгоритм научного исследования, фактический материал из газет, опорные основные понятия для составления отчета-ответа (на доске) и алгоритм ответа.
Слово предоставляется отделу “экспертов”.
В своих оценочных листах они будут отмечать качество вашей работы по вашему отчету. Один из экспертов называет критерии оценки работы каждого “отдела”.
Учитель наблюдает за работой групп учащихся, координирует и направляет их деятельность. Учащиеся приступают к работе-изучению фактического материала, проблем в современном обществе, выстраивают логику научного исследования.
Какая цель была поставлена перед вами?
Какая цель стояла перед учителем?
Чему вы научились?
Что вы чувствовали во время работы (чувства солидарности, дружбы, поддержки, огорчения, беспомощности и др.)?
Учитель подводит итоги.
Уважаемые дамы и господа, вы неплохо поработали, проанализировали и обобщили большой материал, показали умение видеть общественные проблемы и формулировать, решать их.
Светлана БУТУСОВА,
учитель истории и граждановедения
Новоуральск
Комментарии