Успешное существование любой образовательной организации возможно только при наличии идеи, призванной объединить усилия и учителей, и учеников, и родителей. В начале 90‑х, когда возникла острая потребность найти свой собственный путь развития, российская гимназия №59 Улан-Удэ решила взять за основу модель Русской школы академика Ивана Гончарова. И уже четверть века успешно реализует ее.
– Изначально наша школа позиционировалась как место для тех, кто хочет учиться, для детей с высокой мотивацией, – вспоминает директор Елена Бугдашкина. – К нам приезжают со всего города, но остаются только те, кто готов усиленно работать. Высокая мотивация соседствует с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков, литературы, есть классы гуманитарного и физико-математического профилей.
Однако главное не в этом. Как рассказала учитель русского языка, литературы и МХК гимназии №59 Ольга Попова, тогда, 25 лет назад, они целой командой поехали в Санкт-Петербург, где прошли авторские спецкурсы Ивана Гончарова «Русская душа», «Светочи России», «Святыни России» и т. п.
– Эти три спецкурса, которые, кстати, в свое время были опубликованы в «Учительской газете», должны были друг друга поддерживать, причем упор делался на развитие у детей нравственности, – отметила Ольга Попова. – Но потом мы стали объединять спецкурсы и сливать их с другими. Изучение материала идет параллельно с воспитанием на примерах из русской истории, где в центре внимания – личность, подвиги, поступки. Целую четверть мы говорим о святых местах нашей страны и нашей республики, например о Байкале. Рассказываем об этом на уроках музыки, изо, истории, обществознания и всех остальных предметов.
– В 90‑е, когда гимназию открывали, было очень трудно работать, потому что мы выпускали детей, по сути, в океан безнравственности, – сетует заместитель директора по УВР, учитель математики Татьяна Дугарова. – Но мы верили, что так будет не всегда. И, к счастью, общество постепенно выздоравливает, теперь мы можем наших детей учить на примерах не далекой истории, а окружающей жизни. Раньше мы больше упор делали на философию русской души, мы искали героев в Святой Руси, в святынях, возили ребят в европейскую часть страны. А теперь и взрослые, и дети видят – герои есть и среди нас.
С тем, что в нравственном отношении общество стало гораздо более здоровым, согласен и первый директор гимназии Евгений Миронов, ныне учитель физики. Молодежь стала лучше, изменились ценности. Ребят все больше интересует здоровый образ жизни, они стремятся получить хорошее образование, создать семью, сделать карьеру.
– Школа – институт государства, – считает Евгений Миронов. – И мы призваны сделать так, чтобы дети уважали свою страну, хотели сделать ее лучше, чище, богаче. Школа работает на общество. И мы за то, чтобы наш народ стал жить лучше. А хорошее образование – залог высокой культуры, духовности, это подразумевает, что у человека будут в наличии смыслы и ценности, предназначение.
Комментарии