Особняк на Тверской, 21 – здание заметное. Дворик полукругом, со львами на воротах, розами и броневиком. Он был построен при Екатерине Великой для князя Хераскова, брата известного поэта. А с тех пор как в 1831 году в нем разместился Московский английский клуб, стал одним из главных центров общественной жизни Москвы.
Сказанного вполне достаточно, чтобы утверждать: особняк на Тверской сам по себе ценный, так сказать, музейный экспонат, свидетель российской истории. Он из тех свидетелей, которые однозначных ответов не дают, а заставляют «исследователя» ломать голову и самому выстраивать версию интересующих его событий. Спрашивать их надо умеючи. Зато они никогда не лгут. Свидетели эти – вещи.
Много таких свидетелей хранят его стены. Потому что сейчас здесь располагается единственный в России Музей новейшей истории. Его экспозиция начинается с событий середины XIX века, связанных с реформами 1861-1864 годов и кончается современностью. Тем, что было буквально вчера, потому что в музее есть зал, экспонаты которого рассказывают о событиях истекшего месяца и соответственно ежемесячно обновляются. Что этот музей может предложить школе?
– Помимо традиционных форм работы, таких, как экскурсия, – рассказывает заместитель директора музея по научно-просветительской работе Нина Субботина, – мы предлагаем тематические, лекционные занятия: рассказываем тему, освещаем проблему в специальном лекционном зале, а затем ведем на экспозицию. Это может быть сквозной проход по экспозиции или освещение определенных вопросов. Наглядное (подчеркнем!) освещение, что немало важно для усвоения материала.
– К памятным датам российской истории в музее проводятся встречи с интересными людьми, «круглые столы», на которых всегда рады видеть школьников. Например, в этом году здесь состоялись встречи с потомками Чкалова, Хрущева. Ребята не только очень внимательно слушали, но и задавали потом самые разные вопросы.
Музей давно дружит со школами Москвы, с преподавателями и учениками. 26 августа, как известно, во всех округах столицы прошел традиционный августовский педсовет. Сотрудники музея присутствовали на всех педсоветах и рассказывали о своей работе со школами.
– Мы снабдили всех учителей нашим информационным материалом, раздали брошюру «Музей – школе, лицею, гимназии, колледжу», где изложена вся тематика наших лекций, экскурсий, факультативов.
Лекции и экскурсии проводятся самые разные – обзорные, специализированные, костюмированные, проблемные. Учителя звонят – музей востребован школой. Здесь ценят постоянное сотрудничество, готовы выезжать в школы с лекциями, организовывать на базе школ викторины и олимпиады.
Сегодня учителю истории работать особенно нелегко. Большой выбор программ, множество учебников. С одной стороны, это, конечно, хорошо, с другой – нет ориентира. Что делать историку? Возвращаться к краеугольному камню исторической науки – историческому источнику. Исторический источник, который хранится в музее, может быть арбитром всем этим учебникам, третейским судьей во всех научных учебных проблемах.
– Это самое ценное, чем мы обладаем, – говорит Нина Михайловна. – У нас два миллиона единиц хранения вместе с фондами. Материальные, вещевые, документальные звукозаписи. Самое ценное, что учитель найдет у нас, – это в большей степени объективный материал, исторический источник.
К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне музей подготовил новые экскурсии и туристические программы. Чем программа отличается от экскурсии? Это, так сказать, более широкое понятие. Экскурсия – лишь часть программы. Кроме нее программа может включать в себя музыкальное сопровождение или угощение в кафе «на тему». И вы не просто прослушаете лекцию, вы погрузитесь в прошлое. Этому может способствовать и облик экскурсовода. Интересно, что некоторые экскурсии сотрудники музея проводят в костюмах «того времени». Представьте, что боевая медсестра с сумкой или солдат с орденом рассказывают школьникам о войне. Получается, что будто бы о своей жизни.
Нина Михайловна считает (и с ней трудно не согласиться), что образованного человека, не знающего истории, нет и не может быть. Ни бухгалтера, ни юриста. История – основа развития личности, этот предмет воспитывает гражданина.
Комментарии