Взятие Москвы было одной из главных военных и политических целей операции «Барбаросса» – нападения фашистской Германии на СССР. Однако амбициозные планы Гитлера вдребезги разбились о маленькие деревенские поселки, находящиеся в 40 км от столицы. Ожесточенные бои охватили село Крюково и его ближайшие окрестности. Отступить значило сдаться. Дойти до Москвы фашистским захватчикам так и не удалось. Сегодня на месте одной из величайших битв Великой Отечественной войны процветает вечно помнящий и вечно благодарный Зеленоград.
Осень-зима 1941 года. Немецкие войсковые группировки захватили деревню Крюково. 26 ноября раздались первые взрывы. Соединения 16-й армии генерал-лейтенанта Константина Рокоссовского отчаянно обороняли подступы к столице. Сил и отваги солдатам придавал строгий приказ Георгия Жукова, поступивший из штаба фронта: «Крюково – последний пункт отхода, и дальше отступать нельзя. Отступать больше некуда. Любыми, самыми крайними мерами немедленно добиться перелома, прекратить отход. Каждый дальнейший ваш шаг назад – это срыв обороны Москвы». Все осознавали свою ответственность за дальнейший ход событий. Поселок переходил из рук в руки восемь раз. 7 декабря 1941 года силами 8-й гвардейской дивизии им. Панфилова и 1-й гвардейской танковой бригады генерала Катукова Крюково было окончательно освобождено.С начала войны прошло уже 76 лет. Ветеранов-фронтовиков осталось в живых совсем мало. Но память, горькая и святая, хранится и трепетно передается от поколения к поколению. Зеленоградские школы отводят значительную роль воспитанию чувства патриотизма среди школьников. Во многих школах работают военно-исторические музеи, посвященные событиям Великой Отечественной. Среди них – школа №1150, где в открытом доступе находятся два музея, рассказывающие о событиях того времени.- Музей Рокоссовского был открыт к 65-летию Победы по инициативе педагогов, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Марина Кузнецова. – У нас есть письма маршала, некоторые его личные вещи, которые подарила семья Рокоссовских. Также на базе нашей школы создан музей героев Московской битвы, где представлены письма ветеранов, их личные вещи… Все это было собрано совместными усилиями. Организовывались поисковые отряды, что-то приносили сами ветераны, когда в гости приезжали. Нам и землю привозили с кургана Славы, и проволоку из концлагеря. Ветераны всегда стараются помочь нам сохранить эту память для ребят.В музеях школы часто проводятся уроки Мужества, занятия по истории, литературе, географии.- Мы всегда очень большое внимание уделяем патриотизму, – признаются педагоги.5 декабря помимо торжественных линеек и уроков Мужества кадеты из школьного военно-патриотического клуба «Гвардеец» по традиции заступили на пост к памятнику у станции Крюково, возложили цветы и отдали дань уважения героям войны.1 сентября 1995 года был официально открыт музей военно-исторической направленности школы №1739. Однако работа по сбору материала для его экспозиции началась значительно раньше. Первые экспонаты, представленные в музее, были в буквальном смысле построены на дружбе учеников и ветеранов.- Тогда наши ветераны были на 25 лет моложе, чем сейчас, – поделилась Елена Афонина, старший методист по воспитательной работе. – Мы познакомились с ними, подружились и решили, что нужно дать ребятам возможность пообщаться с этими замечательными людьми и собрать материал для школьного музея. А потом мы поняли, что настало время открывать музей.К этому событию преподаватели, школьники и ветераны отнеслись очень трепетно. Многие участники войны подарили музею свои вещи, награды, раритетное оружие, а при встрече с однополчанами с упоением рассказывали о созданном общими усилиями музее ветеранов Великой Отечественной войны 15-го микрорайона Зеленограда.- Патриотическое направление – одно из главных в нашей школе, – продолжает Елена Афонина. – 28 ноября у нас прошло открытое мероприятие в 9-х классах «У войны не женское лицо», посвященное женщинам, которые воевали. Такая тишина стояла в зале… Дети играли, как профессиональные актеры.Ученики вместе с педагогами часто навещают совсем уже стареньких ветеранов – участников боевых действий, поздравляют с праздниками, дарят подарки и каждым своим поступком доказывают, что помнят… Елена Мендельевна признается, что школа и ветераны как настоящая дружная семья, которая помогает, поддерживает и вместе находит пути решения возникающих вопросов:- К 70-летию битвы под Москвой наш ветеран Николай Иванович Мельников сумел организовать, чтобы художники Военной академии имени Грекова сделали для школьного музея диораму. Получилось очень здорово.В школе №1912 находится один из самых старых школьных музеев Зеленограда. Как рассказывает заместитель директора Ирина Филиппова, музей боевой славы существовал еще в советские времена в здании крюковской школы №1. Первая запись в книге отзывов была датирована мартом 1966 года. «В музее боевой славы представлены боевой путь панфиловской дивизии, личные вещи Петра Васильевича Логвиненко – комиссара панфиловской дивизии, документы, газетные материалы, письма, каски, фляги и многое другое. Есть на территории школы во внутреннем дворе кусок гусеницы танка, найденный в соседней Андреевке. Причем он был довольно большой, и его часть была передана музею Вооруженных сил в Москве. Сотрудники музея узнали, что у нас есть такая достопримечательность, приехали и попросили поделиться».В 2010 году, к празднованию столетия со дня рождения Бауыржана Момышулы, у зеленоградской ветеранской организации и посольства Республики Казахстан в Российской Федерации родилась идея присвоить имя героя одной из школ Зеленограда, так как именно в Крюково, на этой земле Бауыржан совершил свои первые боевые подвиги. Правительство Москвы поддержало эту идею, и посол Республики Казахстан приехал в Зеленоград. Так школе №1912 было присвоено звание Героя Советского Союза и народного героя Казахстана Бауыржана Момышулы.Практически все военно-патриотические праздники и большие школьные мероприятия проходят при участии ветеранов. Так уж здесь исторически сложилось.- Это все благодаря атмосфере знания и почитания своей истории и мысли о том, что все, нами сказанное, – это не пустые слова, не пустое назидание, а все наполнено жизнью реальных людей, – говорит заместитель директора школы. – Наши друзья-ветераны уже не свидетели боев. Надо признать, что, к большому сожалению, непосредственных участников боевых действий практически не осталось. Сегодня к нам в школу приходят дети войны, участники трудового фронта, дети ветеранов. Это люди очень творческие, уже свободные от основной работы, готовые к передаче своего душевного потенциала детям. И дети это хорошо чувствуют.Прекрасный музей боевой славы гвардейцев-панфиловцев находится в школе №842 – первой школе, которая была построена в молодом Зеленограде. Он был основан в 1962 году и с того самого времени играет особую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. За десятилетия, прошедшие со дня основания музея, в нем побывали десятки тысяч человек.- Наш музей рассказывает о событиях страшной войны через истории и судьбы детей, матерей, воинов, прошедших трудный путь разрухи, голода и смертей, – сообщили в школе. – Основная деятельность музея – организация гражданско-патриотического воспитания в школе, которое направлено на формирование любви к Отечеству, уважения к героическому прошлому, исторической памяти, формирование культуры межнациональных отношений, готовности к достойному служению Отечеству и его защите, государственной целостности и национальных интересов России. В музее также проводятся уроки Мужества, экскурсии по местам боевой славы, вечера памяти.Не меньшего внимания достойно патриотическое направление, которое развивает школа №1528. В том числе это исследовательские проекты учеников, посвященные событиям Великой Отечественной войны.Рассказывают семиклассник Аркадий и его бабушка Ирина Анатольевна Кузнецова:- Наша семья проживает в деревне Троицкое, под Клином. В этом месте в середине декабря 1941 года произошел бой, о котором нигде по большому счету не упоминается. Здесь за сутки погибли 149 моряков Тихоокеанского флота. Это были новобранцы, которых перед войной призвали на действительную службу в Новосибирске. Когда в 1941-м началось наступление на Москву, их в срочном порядке перекинули с Тихого океана под Дмитров. Они даже не успели сменить обмундирование на зимнее, так и остались в черных бушлатах. Перед моряками стояла задача – взять деревню Троицкое, которая на тот момент больше 20 дней была под фашистами. Моряки выдвинулись из соседней деревни Надеждино, которую отделяли от Троицкого поле и ручей. Фашисты, зная о наступлении советских войск, успели уйти из деревни, но на церковной колокольне засел пулеметчик. От его огня полегли практически все моряки, которые были очень заметны на белом снегу в своих черных бушлатах.Этого боя могло не произойти. В тот же день, 13 декабря, Жуков издал приказ о том, что наши войска не должны вступать ни в какие лобовые столкновения, а, напротив, обходить фашистские группировки и оставлять их в тылу, чтобы затем зачистительные отряды НКВД расправлялись с ними. Но об этом приказе моряки узнать не успели.На следующий день местные жители похоронили погибших, а все их документы передали в сельсовет. Потом документы забрали сотрудники НКВД, и отыскать их не удалось. Имена погибших до сих пор неизвестны.В 1956 году останки моряков перенесли в деревню Надеждино, где был создан новый мемориал. Наша семья начала ездить к этому памятнику, убирать возле него. Однажды 9 мая мы познакомились с местными жителями – детьми тех самых женщин, которые в декабре 1941 года находились в оккупации в Троицком и были свидетелями боя. Так, по крупицам мы собрали информацию о погибших моряках. Аркадий оформил все это в виде исследования.Аркадий очень глубоко интересуется военной историей нашей страны. Интерес этот идет от семьи, в которой хранят память о дедах и прадедах – героях Великой Отечественной, где собрана огромная библиотека на военную тематику, где истории о войне передаются от поколения к поколению.Говорят, что современное поколение потеряно, не читает книг, не ценит классику, не интересуется историей своей страны. Но ученики зеленоградских школ снова и снова опровергают эти уже поколебавшиеся стереотипы. Каждый доклад по истории Второй мировой войны, каждый урок Мужества, каждый цветок, возложенный к мемориалам памяти, громким шепотом твердит сквозь века: «Никто не забыт. Ничто не забыто».
Комментарии