В гимназии №1503 ежегодно проходит конференция, посвященная Дмитрию Лихачеву.
«Лихачевкой» называют дети эту конференцию «Уроки Д.С.Лихачева», которая естественно вошла в жизнь нашей гимназии. Конференция проходит уже седьмой год, она приобрела верных друзей, искренних приверженцев наследия Дмитрия Сергеевича, воодушевленных идеей возрождения общего культурного пространства, из гимназий Москвы, Санкт-Петербурга, Витебска, Саранска, Смоленска, Смоленской области. Говорить о Дмитрии Лихачеве в гимназии мы начинаем с 1-го класса. Малые Лихачевские чтения для начальной школы называются «Уроки доброты». Мы задаем вопрос детям: «Кто может научить доброте?» Дети отвечают: «Родители!» А может ли незнакомый человек научить доброте? Не сразу, но дети приходят к выводу, что может. Это понимание приходит после чтения писем Дмитрия Сергеевича. В начальных классах мы читаем письмо «Самая большая ценность – жизнь», обращая внимание детей на слова: «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь во всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью». Понимание ценности любой жизни находит отражение в проекте «Защити животных, которых меньше всего любят». Защитить живое существо, которое вызывает у тебя опасение, непонимание, даже неприязнь, – это маленькая, но победа над собой, выход за пределы своего «эго». Дети «защищали» змейку, паучка, жабу, волка, подчеркивая, что теперь, когда они узнали этих животных ближе, они никогда их не обидят и другим не дадут.Активно подключились к проекту и родители, ведь говорить о доброте надо всем миром, а истоки доброты идут из семьи, поэтому мы очень благодарны родителям, которые вместе со своими первоклашками изучали «Письма о добром» Дмитрия Лихачева, писали доклады о животных, создавали мультфильмы, сказки. Следующий этап Малых Лихачевских чтений в гимназии – это уроки «Экология души» для ребят среднего возраста. Мы знакомимся с письмами Лихачева: «Путешествуйте!», «О русской природе», «Уметь заметить красоту наших сел и деревень», «Природа зарубежных стран», «Сады и парки». И снова активное участие принимают родители и учителя, работая над проектом под общим названием «Наши пути-дороги», рассказывающем о поездках по нашей стране и зарубежным странам, экспедициях в составе гимназических отрядов в Тамань, выездных практиках на подмосковные базы. Мысли Дмитрия Лихачева окрашиваются личными впечатлениями, наблюдениями от поездок.Финал ноябрьских Лихачевских чтений – конференция «Уроки Д.С.Лихачева» для старшеклассников. На этот раз она была посвящена Году охраны окружающей среды. Стало традицией участие в конференции представителей Российского фонда культуры и Института природного и культурного наследия имени Дмитрия Лихачева. Искренний интерес вызвали выступления представителей Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института экологии города, студентов географического факультета кафедры рационального природопользования МГУ, городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара, ЦГДБ. В работе конференции приняли участие известные путешественники, сотрудники Российского отделения «Гринпис», Государственного геологического музея имени В.И.Вернадского, состоялся просмотр лучших работ участников Малых Лихачевских чтений. Главный итог конференции, ее значимость в том, что три поколения – ученики, студенты, родители, учителя, ученые – объединились вокруг важной темы экологии культуры. Отрадно, что эта тема волнует такие разные слои нашего общества, что дает надежду на позитивные мировоззренческие изменения.Галеева Настя, 9-й класс: «Глобальные экологические проблемы, разрушение памятников, исчезновение патриотизма – все эти проблемы обсуждались в ходе жарких споров и дискуссий. На секции «Моя малая родина» мы говорили о необходимости заботы о своей Родине, следуя словам Д.С.Лихачева: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться духовный рост культуры всего общества». «Что для вас малая родина?», «Что угрожает русскому языку сегодня?» – эти и другие вопросы и проблемы обсуждались в ходе дискуссий. Участники в своих проектах поднимали проблемы нравственности, ставшие причиной бездумного отношения людей к природе и к историческим памятникам, рассказывали об исследованиях, посвященных проблеме исчезновения культуры и языка. Живой интерес вызвали представленные интерактивные музеи различных местностей нашей страны, которые наглядно показали всю уникальность русской культуры и природы. Стоит отметить, что хотя все работы были абсолютно разными как по тематике, так и по исполнению, все они были объединены одной идеей – любовью к своей Родине и необходимостью ее сохранения.Галина МАШКОВА, заведующая БИЦ гимназии №1503Мнение по поводуЛеонид ДОРОНИН, ученик 9-го класса:- «Объекты Всемирного наследия – достояние человечества» – так называлась секция, на которой я побывал. Мне запомнилось выступление заведующего кафедрой уникальных территорий Института природного и культурного наследия им. Д.С.Лихачева В.Максаковского, рассказавшего об объектах, находящихся под охраной ЮНЕСКО на территории России, показавшего, как уникальны и красивы эти объекты и в каких неблагоприятных условиях они находятся. Этой же теме было посвящено и выступление учеников из Санкт-Петербурга о фонтанах Александровского сада. Прогресс всегда ведет к каким-то утратам, но этой утратой не должны становиться объекты всемирного наследия, связывающие нас с прошлым. Эту связь мы не должны потерять, ведь без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего.
Комментарии