Письма, в которых рассказывается о тяготах и невзгодах школьной жизни, к нам приходят регулярно. Правда, гораздо чаще об этом пишут взрослые, чем дети. Тем интереснее бывает взглянуть на проблему глазами ребят, особенно если это не просто какие-то мелочные жалобы, а попытки оценить происходящее с критической точки зрения. Размышления, помогающие сделать соответствующие выводы нам, педагогам.
Пятница. Выхожу из школы. По дороге домой много мыслей лезет в голову. Но все эти мысли совсем не связаны с уроками. Один школьный приятель дал послушать музыкальный диск, другой – компьютерную стрелялку поиграть. Думаю, что бы мне подарить однокласснику на день рождения? Поскорей бы уже этот день, когда соберутся все знакомые и начнется веселье.
Совсем не хочется вспоминать прошедшие уроки. Последний день выдался, как всегда, загруженным и скучным. Ничего нового. Каждый учитель продиктовал свою тему, задал выучить ее по учебнику, в котором одно слово круче другого, и все. Несмотря на то, что еще только середина дня, я уже засыпаю. Уроки действуют как снотворное. Конечно, я не требую ничего сверхъестественного, но ведь можно все-таки постараться хоть как-то заинтересовать учеников. Каждый день одно и то же: никаких шуток, рассказов из жизни, фильмов. Мне не очень-то хочется знать, сколько где молекул или какое в цепи напряжение, а если бы было побольше опытов в таких предметах, как химия, физика, биология, астрономия, то, думаю, интерес учеников к предмету возрос. Ведь химические и физические опыты очень интересны, с их помощью намного легче понять, как происходит та или иная реакция. А что уж говорить об экскурсиях или посещениях планетария!
Очень часто учитель спрашивает у обитателей первых парт: «Поняли?» «Да…» – «Ну, пойдем дальше!» А мнение остальных его не интересует.
Как было бы здорово, если бы весь класс принимал участие в разборе тем! А то получается так, что класс делится на несколько кучек. Какой тут может быть разговор о сплоченности! Было бы здорово, если б почаще уроки проходили в классе, где стулья стоят в виде круга, – так чувствуется, что учитель работает вместе со всеми. Если б педагог выслушивал все мнения и относился бы к ним дипломатически, то каждый чувствовал бы свою причастность к беседе. В этом случае любая тема была бы интересна и вместо сонливости появилась бы, наоборот, бодрость.
Как было бы хорошо, если бы большинство учеников, приходя домой, не бежали к компьютеру, а скорей хватались бы за школьные книги! Но это возможно только тогда, когда в учебниках будут доходчивые, простые объяснения с различными примерами из истории, фотографиями и опытами. Ведь даже многие ученые люди иногда не могут понять, что написано в том или ином учебнике! Что уж говорить об обычных подростках.
В общем, если постараться, то можно добиться намного более высоких результатов, чем мы имеем. Вопрос – кто будет стараться…
Антон ТИХАНОВ, ученик 11-го класса школы № 1004
Москва
Комментарии