Цель: показать негативное влияние курения на человека, социальную и личную значимость здорового образа жизни.
Задачи: раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению; показать последствия этих вредных привычек для человека; формировать отрицательное эмоциональное отношение к курению; подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.
Оформление класса
Эпиграфы:
“Табак отупляет разум, приносит вред телу, разрушает целые нации”. Бальзак
“Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье”. Гейне
Обоснование выбора формы и методов проведения уроков
Использование различных средств активизации эмоциональных и мыслительных процессов, развитие познавательного интереса учащихся – одна из основных задач учителя. Опыт работы показывает: наиболее эффективно эти вопросы решаются при проведении нетрадиционных занятий с использованием элементов игры в ходе делового обсуждения учениками той или иной научной проблемы. Они могут проходить в виде пресс-конференции, где можно использовать огромный теоретический материал. Эти уроки не вызывают утомления у школьников, способствуют расширению их кругозора и развитию самостоятельности. Данный урок разрабатывался для малокомплектной школы: 8-й класс – 4 ученика; 5-й класс – 5; 6-й – 5 учеников; 7-й класс – 6 учеников.
Формирование навыков и представления о здоровом образе жизни – одна из главных задач курса, поэтому иногда следует проводить открытые уроки с приглашением ребят из других классов, совмещая схожие темы, или как обобщающее занятие.
Подготовка к уроку начинается за месяц до его проведения. Определяется круг вопросов, выносимых на обсуждение. Подбирается материал с учетом интересов и увлечений школьников. Распределяются роли, пишется сценарий.
Ход урока
Учитель: По данным русских и зарубежных исследований, здоровье населения более чем на 50 процентов зависит от образа жизни. На 15-20 процентов – от состояния окружающей среды и на столько же от наследственности человека и системы здравоохранения. В настоящее время общепризнано, что среди причин, сокращающих жизнь человека, одной из главных является курение табака.
Сегодня на нашей пресс-конференции пойдет речь о курении. Ребята из восьмого класса основательно изучили эту проблему и будут выступать в роли врача, физиолога, социолога, историка. Ученики 5-6-7-х классов – гости. Но и они тоже готовились. Подготовили газеты, корреспондентами которых они являются. Они будут задавать специальные вопросы, слушать, вести записи. А потом напишут репортажи, статьи в свои газеты. После обсуждения всех вопросов мы услышим мнение редакционной коллегии о конференции и увидим их рисунки и дружеские шаржи.
Вопрос к социологу: много ли людей курят и в каком возрасте чаще всего начинают курить?
Социолог: Мировая статистика свидетельствует о том, что среди взрослого населения курят половина мужчин и четверть женщин. В последние годы это число стало сокращаться. Мода на курение проходит. Не очень часто встретишь курильщика на улицах Нью-Йорка, Лондона, Парижа. Уже не принято на публике появляться с сигаретой. Люди начинают понимать, насколько опасна для человека эта привычка, ведь каждый третий уход из жизни в молодом возрасте прямо связан с курением. Первый “пик” приобщения к курению приходится у мальчиков на подростковый возраст (10-14 лет), а второй – на юношеский (15-20 лет). Число девочек, начавших курить в школьные годы, невелико, основной “пик” приобщения к курению приходится у женщин на возраст 20-30 лет.
Вопрос задает ученик: Каковы причины приобщения учащихся к курению?
Социолог: Мы провели опрос ребят, и вот какие причины ими были названы: влияние товарищей, пример родителей и других взрослых, любопытство, желание казаться взрослым, потребность, признак современности, облегчает общение в компании.
Но есть еще одна причина: школьники мало знают о вредном воздействии курения на организм человека.
Какие органы человека больше всего страдают при курении?
Физиолог: В Институте физиологии с 1983 года изучался вопрос о влиянии курения на здоровье школьников. Обследовались подростки со стажем курения до 5 лет. Выявлены нарушения и некоторое отставание в развитии системы дыхания у курящих ребят. Функции дыхания при курении нарушают угарный газ и углекислый газ, концентрация которых в табачном дыме во много раз превышает предельно допустимые нормы. Курение оказывает влияние и на центральную нервную систему. На первом этапе никотин активизирует нервную систему, подавляет неприятные эмоции, усиливает положительные. Однако отдаленные последствия влияния на нее носят отрицательный характер. Снижается умственная работоспособность, возникают неврозы и психопатия. По мнению нейрофизиологов, особенно опасный возраст, в котором курение быстро закрепляется, 11-12 лет. Исследование показало, что курение сигарет отрицательно влияет на все физиологические системы организма. Нарушение функций этих систем тем значительнее, чем меньше возраст и длительнее стаж курения. Это связано с незавершенностью процесса роста и развития организма человека к 17 годам. Итак, запомните! Самые ощутимые удары курение наносит кровеносной системе, легким, дыхательным путям, слизистой оболочке, желудку. Страшнейшие удары принимает сердце.
Учитель: Посмотрите на пачку сигарет. Что написано на крышке? (“Курение опасно для вашего здоровья”). Многие из вас не знают, чем опасны вещества смола и никотин. За разъяснением обратимся к врачу.
Врач: Табачный дым содержит не менее 1000 элементов, и многие из них вредны. Наиболее опасны для здоровья никотин, угарный газ, табачный деготь.
Никотин – один из сильнейших растительных ядов. Он составляет основную часть табачного дыма. Попав в организм человека, никотин вызывает спазм кровеносных сосудов, нарушение органов пищеварения. Сердце, чтобы ликвидировать кислородное голодание, начинает работать в аварийном режиме. Это приводит к тому, что кровеносные сосуды преждевременно изнашиваются, стареет мышца сердца. Никотин тормозит действие системы антисвертывания крови. Это приводит к внезапному образованию тромба и закупорке сосуда – инфаркту миокарда. Хорошо известно, что на внутренней стороне трубки при курении накапливается коричневый налет. Это табачный деготь. Человек, который выкуривает ежедневно пачку сигарет, за год пропускает через легкие около 800 граммов табачного дегтя. Ученые установили, что в состав табачного дегтя входят различные вещества и смолы, способные вызывать злокачественные опухоли. При введении табачной смолы в трахею лабораторной крысы получают типичную раковую опухоль легкого. Большинство ученых пришли к выводу, что курение является главной причиной возникновения рака легких. По сравнению с некурящими длительно курящие в 10 раз чаще заболевают язвенной болезнью желудка, в 13 раз – стенокардией, в 12 раз чаще бывает инфаркт миокарда. Курящие менее устойчивы к холоду, к неблагоприятным производственным факторам.
Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет, в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.
Некоторые девушки начинают курить, считая, что это модно и что сигарета делает их привлекательнее. Напротив, нарушая питание органов и тканей, курение приводит к развитию существенных изменений в организме девушки, у нее грубеет голос, кожа теряет свежесть и эластичность, появляются ранние морщины.
Уровень смертности детей при родах у курящих матерей в среднем выше на 30 процентов, чем у некурящих. Курение во время беременности повышает риск мертворождения, а также число врожденных дефектов у ребенка.
Учитель: Я думаю, что физиолог и врач привели достаточно много фактов, подтверждающих вред курения. Каждому из вас следует задуматься и твердо решить: а стоит ли приносить столько жертв ради удовольствия затянуться дымком сигареты? И еще мне хочется добавить, что от прихотей курильщиков часто страдает здоровье окружающих. Давно доказано, что те, кто находится рядом с ними, потребляют тот же никотиновый яд в немалом количестве, поэтому курение в общественных местах запрещено.
У нас в гостях человек, который достаточно долго курил, но нашел в себе силы бросить. Многие пытаются бросить курить, но без помощи врача или лекарств избавиться от этой привычки не могут. А он смог.
Дети задают вопросы учителю физкультуры.
В конце выступают члены редакционной коллегии.
Людмила ГРИГОРЬЕВА,
учитель истории и граждановедения
Старицкий район,
Тверская область
Комментарии