search
main
0

Уроки граждановедения Я должен, значит, я могу

Вспомните, как старый Чиполлоне отправляет своего сына странствовать по белу свету. Он понимает: только общаясь с другими людьми, можно познать этот сложный мир. Человек живет в обществе, объединяясь в большие и маленькие группы: семью, дружеский и трудовой коллектив, народ… Самое большое объединение людей называется человеческим обществом.
Подумайте и скажите, в какие группы объединяетесь вы?
Попробуйте посчитать, членами скольких групп вы являетесь одновременно?
Человек не может жить без общества. И прекрасная сказка Р.Киплинга “Маугли” остается сказкой. Реальный мальчик, выросший в джунглях, так и не стал человеком! А прообраз Робинзона Крузо, приключения которого описаны в замечательной книге английского писателя Даниэля Дефо, – матрос, высаженный за непокорность на необитаемом острове, за годы, прожитые в одиночестве, почти забыл родной язык и впал в полудикое состояние.
Главный закон человеческого существования – это объединение с другими людьми.
Совместная жизнь людей называется общественной жизнью.
Потребность в общении называется общественным чувством.
Как вы думаете, обладаете ли вы общественным чувством?
Чтобы быть гражданином, надо обладать развитым общественным чувством, постоянно ощущать себя активным соучастником жизни как близких, так и не очень близких, а иногда и очень далеких людей.
Давайте полистаем страницы истории, когда же появились первые граждане и чем они отличались от остальных людей?
Понятие “гражданин” возникло в тесной связи с понятиями “город”, “горожанин”. Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности – служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права, например не могли быть распяты на кресте. В средневековой Европе понятие “гражданин” тоже первоначально относилось лишь к горожанам, именно они отвоевали некоторые гражданские права, в частности право иметь свой суд и самоуправление.
В современной жизни слово “гражданин” имеет два основных значения:
1. Гражданин – это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности. Мы – граждане России. И являемся ими с самого рождения.
2. Гражданин – это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть. В этом высоком значении понятие “гражданин” вошло в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.

Великий русский поэт Н.Некрасов воспел это чувство:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой…
Иди в огонь за честь Отчизны
За убежденья, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром…

Гражданин – это не звание и не особое преимущество. Граждане – это прежде всего простые, обычные люди, но, как вы теперь понимаете, быть гражданином совсем непросто.
В Древней Греции в городе Афины жил великий философ Сократ. Он учил людей быть истинными гражданами, рассуждать, понимать, что и почему они делают. Не всем это нравилось. Сократа обвинили в том, что он портит нравы юношества и поклоняется другим богам. На суде Сократ отвел все обвинения, но суд приговорил его к смертной казни. Его казнили не сразу: был праздничный месяц, и все казни откладывались. Охранники не стерегли Сократа, друзья предлагали бежать. Сократ категорически отказался, сказав, что, убежав, он предаст самого себя. Казнили в Афинах ядом. Сократу подали чашу – он выпил ее до дна.
Почему Сократ не убежал?
Что означают его слова “предать самого себя”?
У древних римлян была поговорка: “Я должен, значит, я могу”. Как она характеризует этот народ?
Давайте прочитаем сказку М.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”. Жил-был пескарь. И отец и мать у него были умные, помаленьку да полегоньку… в реке прожили и ни в уху, ни к щуке не попали. И сыну то же заказали.
А у молодого пескаря ума палата. Начал он умом раскидывать и видит: куда ни обернется – везде ему мат (проигрыш в шахматах). Кругом в воде все большие рыбы плавают, а он всех меньше, всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Но он… отлично запомнил поучения пескаря-отца, да и на ус себе намотал. “Надо глядеть в оба, – сказал он себе, – а не то как раз пропадешь!” – и стал жить да поживать… Нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее можно, а никому другому не влезть! Долбил он носом эту нору целый год и столько страху принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке… Лежит он день-деньской в норе, ночей недосыпает, куска недоедает и все-то думает: кажется, что я жив? что-то завтра будет?
И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к нему кто.
…Только дрожит и одну думу думает: “Слава Богу! Кажется, жив!”
Сколько прошло годов после ста лет – неизвестно, только стал премудрый пескарь помирать. Лежит в норе и думает: “Слава Богу, я своей смертью помираю, так, как умерли мать и отец”.
Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил, кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит?
И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никому. Он жил и дрожал – только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч не заглянет, ни теплом не пахнет…
Раскидывал он таким образом своим умом и дремал… А покуда ему это снилось, рыло его целиком из норы и высунулось. И вдруг он исчез. Что тут случилось – щука ли его заглотила, рак ли клешней перешиб или сам он своей смертью умер и всплыл на поверхность – свидетелей этому делу не было. Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря да к тому же еще и премудрого.
Объясните, как эта сказка связана с темой сегодняшнего урока?
Почему долгая безопасная жизнь не принесла премудрому пескарю счастья?
Кого он в конце концов обманул?
Кого высмеивает в сказке М.Е.Салтыков-Щедрин?

Вопросы и задания:
1. Объясните слова “гражданин, человеческое общество, общественная жизнь, общественное чувство”.
2. Расскажите историю появления слова “гражданин”.
3. Что сближает, а что отличает понятия “гражданин” и “человек”?
4. Попробуйте описать поведение хорошего гражданина и плохого гражданина.
5. В чем, на ваш взгляд, все граждане равны, а в чем не равны?
6. Подготовьте рассказ о гражданине нашей страны, который вызывает у вас особое уважение.
7. Продолжите работу над своим проектом. Поразмышляйте на тему “Могу ли я назвать себя истинным гражданином”. Или наш урок навел вас на иные размышления? Пожалуйста, ведь это ваш проект.

Игорь СЛЕДЗЕВСКИЙ,
доктор исторических наук;
Анна РОМАНОВА,
заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте