search
main
0

Уроки граждановедения Все мы рабы законов

Тема “Свобода передвижения и эмиграции”
Цель: раскрыть ценность и значение для человека его естественного права на свободу передвижения.
Задачи: раскрыть содержание права человека на свободу передвижения; показать, как изменилось отношение к этому праву в нашей стране; показать, какими законами обеспечено право на свободу перемещения.
Материалы к уроку: учебное пособие Я.Соколова, & 10; Конституция РФ (ст.27); Закон РФ “О государственной границе РФ” (фрагменты).
Понятия: “свобода передвижения”, “эмиграция”, “паспортный режим”, “альтернатива”.

Эпиграф:
“Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится” (И.Тургенев)

Началом урока может стать обсуждение разговора в железнодорожной кассе (естественно, придуманного учителем).
Гражданин: Будьте добры, два билета до Москвы.
Кассир: Ваши документы!
Гражданин: Пожалуйста, наши паспорта.
Кассир: Извините, я не могу продать вам билеты, так как у вас нет прописки, а кроме того, нет справки о состоянии здоровья.
Гражданин: Извините, до свидания.
Кто и какие ошибки допустил в этом разговоре? Чего не знал кассир? Каких правовых знаний не хватило пассажиру?

Задания для учащихся
Проверьте высказанные вами предположения, прочитав статью 27 Конституции РФ (стр.71 учебного пособия).
Попытайтесь сформулировать определение понятия “право на свободу передвижения” (возможность выбирать место пребывания и жительства как в своей стране, так и за рубежом).
Выполните задание 1 (стр. 73 учебного пособия).
Вопрос о праве на свободу передвижения в СССР изучается в объеме учебного пособия (стр. 70-71). Учитель обращает внимание учащихся на рисунки (стр.70), понятия “привилегия”, “прописка”, “идеология”.

Задания и вопросы для учащихся
Прочитайте учебный текст о свободе передвижения в СССР (стр. 70-71). Ответьте на вопросы:
Как связаны запреты на выезд за рубеж с привилегиями и идеологией?
Какое значение имела прописка? Что вы узнали от родителей об этом явлении?
Основные правовые гарантии свободы передвижения содержатся в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Соответствующие нормы уже известны учащимся. Целесообразно поэтому обратиться к Закону РФ “О государственной границе Российской Федерации” (стр. 71-72 учебного пособия). Полезно выполнить вставку-задание на стр. 72.
Проблема эмиграции, тесно связанная с вопросом о свободе передвижения, обстоятельно охарактеризована в учебном пособии (стр. 72-73). Говорится о мотивах эмиграции (экономических, политических, творческих), о душевном смятении, охватывающем тех, кто по своей или чужой воле оказался за пределами Родины.
Материал учебного пособия уместно дополнить яркими примерами и фактами, анализом стихотворений, посвященных этой теме.

Тоска по Родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма…
М.Цветаева

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом пылу пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас…
А.Ахматова

Целесообразно обсудить итоги социологического опроса “Где бы вы хотели жить: в России или на Западе? Почему?” (Домашнее задание к уроку).
В завершение урока ставится вопрос об отношении к проблеме эмиграции в обществе. С этой целью полезно предложить учащимся прочитать и высказать свое мнение об очерке Риммы Казаковой “Покидающим Родину” (раздел “Прочтите и подумайте”, стр. 74-75) и выполнить задание 2 (стр. 74 учебного пособия).
Можно использовать фрагменты дневниковых записей императрицы Александры Федоровны:
“Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Это не слепое обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как ее будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить ее высшее предназначение. <…>
Любовь к Родине по силе своей близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и всему человечеству. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. <…>
Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации. <…>
Хотя и видимы ее поля и города, ее высшее величие и главные святыни, как и все духовное – это сфера невидимого”.

Домашнее задание
Подготовьте в группах проекты “Личность и власть”: разработайте анкету для лиц, обладающих властью, возьмите у них интервью и подготовьте итоговую газету.
Тема “Гражданин, власть, демократия”

Цель: показать зависимость положения человека от типа политического режима.
Задачи: развить представления о сущности власти; показать различия между авторитарной и демократической властью.
Материалы к уроку: учебное пособие, & 11; Конституция РФ (фрагменты); Всеобщая декларация прав человека (фрагменты); материалы периодической печати.
Понятия: “иерархия”, “власть”, “авторитет”, “репрессии”, “авторитаризм”, “диктатура”, “автократия”, “демократия”, “свобода”.

Эпиграф:
“Я не знаю другого столь же надежного хранителя власти в обществе, чем сам народ” (Т.Джефферсон)

Урок начинается с выполнения одного из заданий:
1) Что общего в положении следующих лиц:
родителей в семье;
учителя в школе;
командира в армии;
тренера в команде;
правителя в государстве?
Попытайтесь сформулировать определение понятия “власть”. На чем основывается власть?
2) Что общего в действиях следующих лиц?
Милиционер оштрафовал нарушителя.
Учитель вызвал родителей в школу.
Машина сломалась, и шоферу пришлось заменить деталь.
Командир приказал рядовому сдать оружие.
Солнце село, и наступила ночь.
Старший брат перепоручил младшему сходить за хлебом.
Друг попросил подежурить за него.
Прошла зима, настало лето.
Попытайтесь сформулировать определение понятия “власть”. На чем основывается власть?
В процессе обсуждения учащиеся приходят к определению понятия “власть”.
Власть – это способность и возможность влиять на поведение людей. Власть основывается на силе, опыте и авторитете.
Понятие “властная иерархия” изучается в процессе групповой или фронтальной работы.

Работа в группах
Прочитайте учебный текст (стр. 76) и словарь к уроку (стр.85). Определите значение понятия “властная иерархия”.
Выполните вставку-задание на стр. 76. Схема должна быть сделана на альбомном листе.
Подготовьтесь к объяснению результатов работы перед классом.
Чтобы примеры иерархии не совпали, учитель проводит жеребьевку, а представители групп получают билеты с конкретным заданием: иерархия в армии, иерархия в школе и др.

Фронтальная работа
Учитель предлагает обсудить схемы властной иерархии, нарисованные на доске. Схемы, составленные из отдельных карточек, могут быть намеренно искажены. Тогда задачей ребят станет проверка схем и их исправление.

КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ
Король
Герцоги; графы
Бароны, рыцари
Крестьяне
Ремесленники

ВЛАСТЬ В ШКОЛЕ
Директор
Администрация
Заместители директора
Учителя
Ученики

ВЛАСТЬ В КЛАССЕ
Классный руководитель
Командир (староста) класса
Совет (актив) класса
Руководители групп (звеньев)
Ученики

ВЛАСТЬ В АРМИИ
Главнокомандующий
Министр обороны
Начальник Генерального штаба
Генералы
Офицеры
Сержанты
Солдаты
Вопрос об источниках личной и должностной власти изучается в группах.

Группа 1
Прочитайте учебный текст на стр. 77-78. Выпишите в тетрадь основы личной и должностной власти.
Выполните вставку-задание на стр. 78 учебного пособия. Ответьте на вопросы:
Как вел себя начальник конструкторского бюро по отношению к подчиненным?
Как подчиненные относились к нему?
Какая власть – личная или должностная – в большей степени имела место?
Когда и как изменилось качество его власти?
Изменились ли возможности начальника воздействовать на подчиненных?

Группа 2
Выполните вставку-задание на стр. 77 учебного пособия. Прочитайте советы психолога (раздел “Прочтите и подумайте”, стр. 83-84).
Выполните задания из раздела “Познай людей и самого себя” (стр. 84 учебного пособия). Заполните таблицу “Власть”.

Группа 3
Познакомьтесь с подготовленными дома групповыми проектами “Личность и власть”. Подготовьте выставку проектов.
Проанализируйте полученные результаты:
У кого взять интервью?
О каких качествах, необходимых руководителю, говорили опрошенные?
Как складываются отношения руководителей и подчиненных?
Какими жизненными принципами руководствуются опрошенные? Почему?
Итоги работы в группах необходимо обобщить. С этой целью ребятам предлагается выписать в тетрадь и проранжировать качества, необходимые руководителю.
Вопрос о сущности государственной власти изучается в объеме учебного пособия (стр. 78-81).

Задания для учащихся
Запишите в тетрадях и на доске качества идеального государственного деятеля.

ИДЕАЛЬНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ
Заботится о процветании страны
Миролюбивый
Умный
Думает о благе народа
Честный
Справедливый
Гибкий политик
Образованный человек
Привлекателен
Дальновиден
Примерный семьянин
Хороший организатор
Хороший оратор

Подводя итоги, важно обратить внимание ребят на взаимосвязь личных качеств государственного деятеля с его политическими способностями и возможностями. Выбор методов осуществления поставленных целей во многом зависит от личных качеств того, кому эти цели приходится реализовывать.

Задания для учащихся (по выбору учителя)
Выполните задание 1 (стр. 82 учебного пособия).
Выполните задание 2 (на той же странице).
Прочитайте в учебнике о деятельности Петра I (стр. 78), Гитлера и Сталина (стр. 80). О каких личных качествах этих правителей говорят авторы? Какое влияние оказали эти качества на их политику?
Что вы знаете о деятельности Филиппа IV Красивого, Ярослава Мудрого, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Александра II Освободителя, Ивана Грозного? О чем рассказывают данные им прозвища?
Прочитайте стихотворения Роберта Бернса (стр. 79 учебного пособия). О каких властителях говорил поэт? Каковы их личные качества?
Понятия “авторитарная политическая власть” и “демократическая политическая власть” подробно охарактеризованы в учебном пособии (стр. 80-82). Целесообразно предложить учащимся прочитать учебный текст и заполнить таблицу “Авторитаризм и демократия”.

Организуется беседа по вопросам:
Где в настоящее время существуют авторитаризм и демократия?
Что, на ваш взгляд, является лучшей формой власти: авторитаризм или демократия?
В чем состоят достоинства и недостатки этих форм власти?
Как вы понимаете смысл слов Т.Джефферсона, ставших эпиграфом к уроку? Согласны ли вы с ними?
В каких условиях – демократии или авторитаризма – вы хотели бы жить? Почему?

Домашнее задание
Подготовьте сообщение о жертвах беззакония, политических репрессий.

Тема “О правом государстве”

Цель: показать преимущества жизни гражданина в государстве, основанном на приоритете права закона.
Задачи: развить представления учащихся о правовом государстве; показать роль закона в обеспечении равноправия граждан.
Материлы к уроку: учебное пособие, & 12.
Понятия: “амнистия”, “телефонное право”, “правовой закон”, “правовое гоударство”, “принцип разделения властей”, “принцип равноправия”, “демократические выборы”.

Эпиграф:
“Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались” (Дж.Локк)

Первый вариант организации деятельности учащихся в начале урока представлен в учебном пособии (стр. 86, рассказ о судьбе футболиста Э.Стрельцова).

Вопросы для беседы
Как сложилась судьба талантливого футболиста?
Почему от общества держали в тайне все обстоятельства “дела”?
Могли ли граждане защитить Стрельцова? Почему?
Второй вариант имеет игровой характер.
Учитель объявляет себя правителем, а учеников – своими подданными. Учитель делит учащихся на две группы, вручает каждой перечень прав, которыми они обладают. Эти права различны. Первой группе, например, даруется право на свободу мысли и слова, а второй – нет. Учитель в полном соответствии с правами членов обеих групп одним разрешает свободно высказываться, других штрафует и направляет под арест.
Организуется беседа:
Кажется ли вам сложившееся положение справедливым? Почему?
В чем причина несправедивости? Как ее устранить?
Хотели бы вы жить в государстве, устроенном подобным образом?
Попытайтесь назвать признаки идеального, с вашей точки зрения, государства. (См. схему).
Перечень можно продолжить, изменить, сократить. Главное, чтобы после беседы дети смогли определить понятие “правовое государство”. Важно подчеркнуть первичность усилий граждан в процессе становления и развития правового государства, которое, в свою очередь, опираясь на активность и правосознание граждан, подчинено законам, одинаковым для всех и обеспечивающим защиту прав и безопасности каждого гражданина.
Учитель напоминает, что в статье 1 Конституции РФ сказано: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”.
В тетрадь записываются признаки правового государства:
верховенство закона;
защита прав и свобод;
разделение властей;
независимый суд.

Задания для учащихся
Сравните признаки “идеального” и правового государств.
Выполните вставку-задание на стр. 89 учебного пособия. Можно ли говорить о том, что в России построено правовое государство? Почему?
Прочитайте фрагмент “Философ о власти” в разделе “Прочтите и подумайте” (стр. 92 учебного пособия). Какое отношение слова Ш.Монтескье имеют к вопросу о правовом государстве?
Учащиеся обычно приходят к выводу о том, что процесс построения правового государства в России только начался. Многие люди осознают преимущества правового государства:
никто не может быть арестован без разрешения суда или прокурора;
прокурор и судья зависят только от закона;
все граждане равноправны;
существуют демократические выборы органов управления.
В группах выполняются вставки-задания (стр. 80 учебного пособия), а также задание 1 (стр.91).
В работе над последним заданием уместен игровой прием: если учащиеся относят данное действие к правовому государству, то они хлопают в ладоши, если нет – стучат по парте. Когда мнения расходятся, учитель предлагает оппонентам привести свои аргументы. В ответах учащихся обязательно звучит слово “закон”.
Учитель обращает внимание ребят на то, что в правовом государстве закон одинаков для всех, отвечает требованиям справедливости, гарантирует права и безопасность граждан.
Вводится понятие “правовой закон”, осмысление которого происходит в процессе беседы;
Был ли правовым закон, изуродовавший жизнь Э.Стрельцову?
Был ли правовым закон, на основании которого сотни тысяч граждан стали жертвами сталинских репрессий?
Как связаны понятия “равноправие” и “правовое государство”? Почему закон, нарушающий принцип равноправия, не может быть признан правовым?

Задания для учащихся
Читая каждую вторую букву, расшифруйте следующие высказывания.

Софокл:
муовгаджтантбьодшрыушгщокгзоангещхвогчтеьтлтлолдьбк
шохчгещлжозвгкд, гниевудвзахжъаэюгщтинйтсгедбкя

П.Струве:
токбпщсеисьтлвжоимжохжэеьтщкдовргртегкдтсидрлоевы
афтльбтжошлжьх кдобтвотпдонвгехдуешнтиуезожтхдкежл
зьхнфозгшоычуедлгоквгежкщаб, гк жоьтдогрозесквансша
телтмсояхдшрзухгчъинх
Платон
сяовщиэжгуьбщлзихзуклудюшгвилбзедлвышгволсзуждыан
рвсштжвкаь, гшд йещзеалкгоенснгеаиумлежеьтчсоихлеы

Выскажите свое отношение к написанным на доске утверждениям. Ваши ответы должны начинаться со слов: я согласен; я не согласен; меня удивило; мне ближе всего мысль; я хочу поспорить; я сомневаюсь в истинности…
Задание может быть сформулировано иначе: прочитав приведенные утверждения, определите три, отношение к которым может быть выражено словами: меня удивило; я не согласен; мне ближе всего.
“Закон – это выражение любви к народу” (Шан Цзюньшу).
“Прекраснее всего, когда сила не у законов, а в руках царственного мужа, обладающего разумом” (Платон).
“Все мы – рабы законов, именно благодаря этому мы можем быть свободны” (Цицерон).
“Закон – тиран над людьми – принуждает ко многому, противному природе” (Платон).
“Государство крепко, когда в нем соблюдается закон” (Еврипид).
“Без закона невозможно жить в государстве” (Диоген Лаэртский).
Прокомментируйте рисунок на стр. 87 учебного пособия.
В завершение урока учащиеся обращаются к известному им понятию “гражданин”.
Вопросы для беседы
Как вы понимаете слова Дж.Локка, ставшие эпиграфом к этой теме: “Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались”?
Почему соблюдение законов является необходимым условием благополучия государства?
Как связаны выполнение закона и активность граждан?
Учитель подчеркивает, что спортсмен на тренировках отрабатывает прыжок, музыкант играет гаммы, танцор разучивает движения, чтобы во время выступления все произошло как бы само собой, по привычке. Гражданин также должен выработать привычку действовать в рамках закона. Правовое сознание граждан – основа правового государства. Закон один для всех.

Домашнее задание
Проведите социологический опрос “Мое отношение к выборам”. Вопросы: участвовали ли вы в выборах? Считаете ли необходимым голосовать за кого-либо? Почему? Влияет ли голос одного избирателя на результат выборов? Почему избирательное право наступает в 18 лет?

Марина Шкробова,
кандидат педагогических наук

Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте