Предлагаем вам главу из новой учебной книги Андрея Иоффе «Методические материалы по гражданскому образованию». Это сборник документов и материалов справочного характера. Есть словарь терминов. Методический аппарат включает вопросы к документам, темы для рефератов и сочинений.
Право и закон
Основные понятия
Арбитраж (третейский суд):
Орган для разрешения споров между предпринимателями, учреждениями.
Соглашение, особенно в безгосударственном обществе, об урегулировании конфликтов и споров между двумя сторонами при посредничестве третьего лица, выступающего в роли арбитра.
Негосударственный орган, рассматривающий экономические (гражданские) споры по соглашению спорящих сторон.
Билль:
Документ с печатью, законопроект, вносимый на рассмотрение законодательных органов в англосаксонской правовой системе.
Вето (от лат. veto – запрещаю):
Устный или письменный запрет, наложенный уполномоченным на то органом или лицом.
В современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов.
Декларация (от фр. declaration – заявление):
В конституционном праве название отдельных политико-юридических актов, имеющее целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для судеб соответствующего государства. Специфической чертой декларации как нормативно-правового акта является слишком общий, неконкретный характер содержащихся в них положений, требующий дополнительного законодательного урегулирования.
Закон:
Юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.
Необходимое, существенное, стабильно повторяющееся отношение между явлениями. Научный закон – система понятий, отражающих наиболее значительные связи в природе и обществе. В другом значении – указание на то, как должен человек вести себя в обществе (нравственный, правовой закон).
Законность:
Неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
Режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народов в целом; требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.
Импичмент:
Процедура отстранения от должности в случае серьезного нарушения конституции или совершения тяжкого преступления.
Особый порядок реализации и ответственности высших должностных лиц государства в ряде зарубежных стран.
Особая форма привлечения к ответственности должностных лиц государства в США.
Конституция (от лат. constitutio – установление, устройство):
Основной Закон (законы) страны, закрепляющий определенное государственное устройство, структуру и компетенцию органов власти, обладающий реальным практическим действием, имеющий высшую юридическую силу и изменяемый путем особой процедуры.
В материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.
Политико-правовая форма волеизъявления народа.
Совокупность фундаментальных правил, законов, обычаев и традиций, которые определяют основные способы организации и действий власти.
Коррупция:
Отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды.
Преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения.
В политике криминализация сферы власти и управления, проявляющаяся в срастании органов государственной власти, аппарата влиятельных политических партий, групп давления, судебных органов и т.д. с преступными группировками, преследующими цели использования возможностей управленческих структур для контроля над определенными ресурсами или кадрами, получения прямого дохода или прикрытия противозаконной деятельности уголовных элементов.
Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный, должный, правильный):
Форма политического правления, посредством которой руководители успешно сохраняют претензию на то, что они управляют по праву в соответствии с законом, традицией или подобной основой.
Процедура общественного признания какого-либо действия или лица, события, факта.
Юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.
Качество взаимоотношений власти и подвластных, характеризующее добровольное признание ценности власти и подчинение ей.
Признание законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений со стороны общества.
Оправдание власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей.
Омбудсмен (от швед. ombudsman – представитель чьих-либо интересов)
Специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах – также частными лицами и объединениями. В отличие от прокуратуры он осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости. Могут быть разные названия – омбудсмен в скандинавских странах, народный защитник – в Испании и Колумбии, посредник – во Франции, адвокат народа – в Румынии, уполномоченный по правам человека – в России.
Ответственность:
(юридическая). Исполнение правонарушителем обязанностей на основе государственного принуждения, правовое отношение, возникающее между государством и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение.
Особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм; способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи.
Осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью с позиций выполнения принятых норм и правил.
Права человека:
Принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получить определенные блага (это собственно права).
Понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
Понятие, которое отражает положение человека в обществе и государстве, характеризует возможности людей в экономической, социальной, политической, культурной, правовой сферах, является главным показателем развития демократического общества.
Право:
Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества; императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества; совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее.
Специфическая нормативная система, регулирующая отношения в обществе.
Регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства.
Система общеобязательных для граждан, государственных и общественных организаций и объединений правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и направленных на обеспечение организованности и стабильности общества.
Система общеобязательных, неперсонифицированных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти, направленных на урегулирование общественных отношений.
Возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса, его интересами.
По своей идее есть равновесие частной свободы и общего блага.
Преступление:
По уголовному праву РФ (ст.14 УК РФ) виновно совершенное опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Нарушение уголовного права.
Указ:
В РФ и ряде других государств собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства (президентом). Указами, как правило, производится назначение и освобождение от должности высших должностных лиц, вводится режим чрезвычайного или военного положения, производится награждение орденами и медалями, присвоение высших воинских и почетных званий, оформляются решения общенормативного характера. По общему правилу указы не должны противоречить конституциям и законам данного государства. В западных государствах акты, аналогичные указам, чаще всего именуются декретами (в США – исполнительными директивами).
Хабеас Корпус:
Институт английского процессуального права, предоставляющий в некоторых случаях заинтересованным лицам право требовать доставки в суд задержанного или заключенного для проверки оснований лишения свободы. Название возникло от начальных слов приказа судьи о доставке лишенного свободы лица в суд: «Habeas corpus ad subjiciendum» («Ты обязан доставить личность в суд»). Институт возник в XV веке и окончательно был оформлен в 1679 году. В настоящее время получил широкое распространение в качестве наиболее надежной конституционной гарантии права на свободу и личную неприкосновенность.
Документы
Роль права в жизни общества и права человека
Э.Соловьев «Личность и право»
Элементарная и важнейшая предпосылка массового личностного развития заключается в том, что общество гарантирует своим членам возможность автономного поведения. Законодательное признание за каждым человеком его нравственной и интеллектуальной независимости, способности самостоятельно решать, что для него безусловно значимо, ценно и выгодно, есть первоначало права.
Правовые нормы по сути своей антиавторитарны: они запрещают обращаться с людьми как с «винтиками» социально-политического механизма, как с безвольными объектами командования и администрирования. Запрет этот пресекает диктаторское посягательство на личность, и притом любое – не только корыстное (продиктованное эгоистическими интересами известной общественной группы), но и благонравное, осуществляемое по мотивам заботы об «общем благе»…
Пресекая наиболее опасные формы зла, право одновременно (и это далеко не всегда понимается) стоит на страже добровольно выбираемого добра. Оно выстраивает нормативный заслон не только против общепризнанных преступлений (убийства, воровства, шантажа, вымогательства и т.д.), но и против попыток принудительного совершенствования людей…
Право – это система установленных и санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающая совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы и при минимуме карательного насилия. Право – не право без законодательных ограничений, которые общество налагает на возможные репрессивные действия самого государственного механизма. Ограничения эти фиксируются в конституции, имеющей смысл наиболее непосредственного выражения воли народа как суверена.
Вопросы:
1. В чем должно выражаться законодательное признание независимости человека?
2. От каких посягательств на личность защищает право?
3. Каковы основные функции права?
4. Согласны ли вы с авторским определением права?
5. Какие законодательные ограничения может налагать право на государственный механизм?
Из письма В.Короленко Х.Раковскому (20 марта 1919 г.).
Мы в свое время возмущались «неблагонадежностью» не потому, что она была направлена против нас, а потому, что она – средство глупое, бесцельное и глубоко безнравственное, так как судит и карает не за поступки, а за «образ мыслей». С этой точки зрения, как ее ни называйте, она остается безнравственной… Когда людей сажают в тюрьмы только за то, что они «хлеборобы» («хлеборобами» на Украине в годы гражданской войны называли группу националистических политических организаций консервативного характера. – А.И.), или только за то, что они монархисты, то я считаю это посягательством на ту область, которая должна оставаться неприкосновенной, с чем можно бороться лишь убеждением и деятельностью, но не карой. Карать можно лишь за поступки, но не за мысли. Раз допустить другое – вы окажетесь в положении прежнего царского правительства: переполнятся тюрьмы до такой степени, что потом и сами не разберетесь. Будут выходить «свирепые курьезы», и станет расти общее негодование. И это будет трагедия: даже недурные люди будут делать дурное дело…
Бороться нужно с условиями строя, а не с людьми, пока они не совершают известных поступков. Иначе это будет не борьба за идеи и за новый уклад жизни, а звериная свалка. Если бы у нас была независимая печать, а не только «Правительственные вестники» и «Московские ведомости», то вы бы узнали, сколько по разным чрезвычайкам, особенно уездным, томится людей только за «звание» или за убеждения, сколько льется слез матерями, женами, детьми, сколько это вызывает недоумения, сочувствия к жертвам и даже негодования…
Виселицы не помогли Романовым, несмотря на 300-летние корни. В политической борьбе казни вообще недопустимы, а их было уже слишком много. Жестокость заливала всю страну, и все «воюющие» на внутренних фронтах в ней повинны. Вы, большевики, не менее других. Если можно указать на массовые казни, совершаемые добровольцами и петлюровцами, то вам не вычеркнуть из своей истории таких же массовых казней заложников…
Я когда-то боролся с казнями, ставшими «бытовым явлением» при царской власти. И теперь я продолжаю следить за этим явлением. И должен сказать: такого разгула казней, подчас ничем, да, ничем не оправдываемых, я никогда себе не представлял.
1. Допустимы ли казни в политической борьбе? Почему?
2. Как автор относится к большевикам?
3. Какие примеры из истории первых лет советской власти могут подтвердить или опровергнуть мысли автора?
4. Какие права человека защищает автор письма?
Тит Лукреций Кар.
«О природе вещей» (I в. до н.э.)
По убиении царей ниспровергнуты
в прахе лежали
Гордые скипетры их, и былое величие
тронов,
И украшенье державной главы,
обагренное кровью,
Под ноги черни упав, за великую
почесть платилось:
Жадно ведь топчется то, что некогда
ужас внушало.
Смуты настали затем и полнейший
во всем беспорядок:
Каждый во власти тогда и к господству
над всеми стремился.
Некие люди затем избранью властей
научили
И учредили права, дабы люди держались
законов.
Род же людской до того истомился
насилием вечным
И до того изнемог от раздоров,
что сам добровольно
Игу законов себя подчинил
и стеснительным нормам.
Каждый ведь сам за себя порывался
во гневе жесточе
Мстить, чем теперь это нам позволяет
закон справедливый,
И потому опротивела жизнь при насилии
вечном.
Страх наказаний с тех пор омрачает
все прелести жизни:
В сети свои произвол и насилие каждого
ловят,
Обыкновенно к тому, от кого изошли,
возвращаясь;
Жить для того нелегко спокойной и мирною
жизнью,
Чьи нарушают дела договоры всеобщего
мира.
1. Почему появились законы? Подтверждает ли история мнение автора по этому вопросу? Приведите примеры.
2. Когда появились первые законы в истории человечества? Что вы о них знаете?
3. Как регулировались споры между людьми до появления законов?
4. Можно ли на основании данного документа сделать вывод о роли права и законов в жизни людей?
Вольтер.
«О феноменах природы»
Законы, касающиеся справедливого распределения благ, часто бывают подготовлены столь же скверно, как и ресурсы обремененного долгами правительства. Поскольку все люди обладают одними и теми же страстями, одной и той же приверженностью к свободе, поскольку почти каждый человек являет собой сочетание гордости, алчности, корысти, великой склонности к сладкой жизни и беспокойства, требующего активной деятельности, то не должны ли они все иметь одни и те же законы, подобно тому как в госпитале потчуют одинаковой хиной всех больных, страдающих перемежающейся лихорадкой?
На это обычно отвечают, что в достаточно цивилизованном госпитале каждая болезнь имеет свое специфическое лечение; однако это не относится к нашим правительствам: все народы больны нравственно, но нет даже двух режимов, кои походили бы друг на друга.
Законы любого рода, предназначенные быть лекарством души, почти всюду составлены шарлатанами, лечащими нас полумерами; некоторые же из этих шарлатанов прописывают нам яды.
Если одна и та же болезнь охватила весь мир, если какой-нибудь баск испытывает столь же великую алчность, как некий китаец, ясно, что требуется один и тот же режим и для китайца, и для баска. Разница в климате в этом случае не имеет никакого значения. То, что справедливо в Бильбао, должно быть справедливым также в Пекине на том простом основании, что как на Атлантическом побережье, так и на берегах реки Инд прямоугольный треугольник является половиной квадрата, имеющего стороны, равновеликие его катетам. Истина всюду одна, законы же между собой разнятся; поэтому-то большинство законов не стоят ломаного гроша.
1. Должны ли во всех государствах быть одинаковые законы? Согласны ли вы с позицией автора? Почему?
2. Какие факторы влияют на создание законов?
3. В чем схожи и чем различаются законы большинства современных государств?
4. Как законы соотносятся с нравственностью? Можно ли с помощью законов улучшить нравственность? Какова позиция автора документа?
Р.Оуэн.
«О новом нравственном мире»
…Действующая теперь система представляет по существу систему, поддерживаемую и управляемую при помощи правил о карах и поощрениях, созданных людьми в противоположность законам природы. Она искусственна и всегда приводит к преступлениям и бедствиям, которые все возрастают и поэтому требуют все новых законов для исправления зла, неизбежно причиняемого обществу старыми законами. Таким образом, люди бесконечно увеличивают число своих законов для противодействия законам природы, но всегда без успеха. Прекрасные и благодетельные законы природы приведут к постоянно возрастающему распространению знаний, доброты и счастья среди людского рода, если они будут последовательно применяться в условиях, полностью согласованных с ними.
Вследствие принудительного навязывания народам всех стран человеческих законов, находящихся в неизменном противоречии с законами природы, и постоянного умножения числа этих законов в тщетной попытке исправить бесчисленные предшествующие законы мир стал и остается преступным, причем преступления умножаются по мере увеличения числа этих человеческих законов.
1. Согласны ли вы с противопоставлением законов природы и законов государств? Почему? Приведите примеры.
2. О каких законах природы, на ваш взгляд, идет речь в документе?
3. Почему, по мнению автора, изменяется законодательство? Согласны ли вы с его позицией?
4. Как Оуэн относится к праву и законам?
С.Бурачек.
«Правда Вселенской Церкви»
Благословенная Россия! Пойми свое великое историческое достоинство, ты, взлелеявшая свою народность на истинных началах Православия и Самодержавия! Оставь Западу его призрачные, языческие, суетные идеи!..
Что же касается до толков Монтескье, Бентама и Руссо о правах человека, то они не первые это начали, а лишь замутили начатое Греками, продолженное Римлянами – средние века тоже не гуляли. Но, разглагольствуя о правах человека, эти господа краснобаи забыли безделицу – права Божьи над человеком! О писателях христианских того века – мимо: они не разделяли умобесия века; да и век не только не уважал, не слушал их справедливых убеждений. Вот почему век тот, разглагольствуя о правах, управил человека в море собственной его крови, страданий и нечестия. Православие чисто, ясно, определительно раскрывает права человека и права Божьи нераздельно; этих вещей и разделить нельзя, как тела от души, не впадая в тяжкие заблуждения западных правоведов XVIII и XIX столетий.
1. Как можно охарактеризовать идеологию данного документа?
2. Согласны ли вы с позицией автора? Почему?
3. Подтверждают ли исторические факты мысли автора?
4. Какими вы представляете себе «права Божьи над человеком»?
Н.Коркунов. «Указ и закон»
Закон, согласно своей высшей природе, истекает всегда из общего сознания государственной жизни и стремится поэтому к достижению двоякой цели. С одной стороны, он имеет своей задачей во всех фактических отношениях уловить и выделить однородное, с другой – установить относительно этого однородного волю государства. Поэтому закон имеет дело с принципами, с сущностью вещей, а не с их случайной и переходящей формой. Указ, напротив, отправляется прежде всего от факта и с ним от частностей и изменчивости. Он установляет поэтому не принципы деятельности государств, а ее непосредственные цели; он имеет в виду не истинное, а целесообразное…
Истолкователь закона есть необходимый посредник между законом и подлежащими его действиям конкретными случаями, и, конечно, его личные качества, его убеждения, интересы не могут влиять на то, как именно истолкует он закон, не могут не отразиться в его толковании…
Для того чтобы содержанию законов придать определенность, устойчивость, независимость от последующих изменений воли законодателя, необходимо право толкования законов предоставить не законодателю, а другим органам, самостоятельно выясняющим содержание закона на основании объективных данных. Этим устраняется возможность изменять содержание закона после его издания. Но вместе с тем этим открывается возможность установления такого понимания закона, которое будет совершенно не соответствовать действительной воле законодателя.
1. Каковы цели законов?
2. Чем законы отличаются от указов?
3. Какие органы должны быть толкователями законов?
4. Каких принципов по отношению к законам придерживается автор?
В.Соловьев.
«Значение государства»
Закон есть общепризнанное и безличное (т.е. не зависящее от личных мнений и желания) определение права; или понятие о должном, в данных условиях и в данном отношении, равновесии частной свободы и общего блага, – определение или общее понятие, осуществляемое чрез особые суждения в единичных случаях или делах.
Отсюда три отличительных признака закона: 1) его публичность – постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может потому иметь силы закона; 2) его конкретность – закон выражает норму действительных жизненных отношений в данной общественной среде, а не какие-нибудь отвлеченные истины и идеалы; 3) его реальная применимость, или удобоисполнимость, в каждом единичном случае, ради чего с ним всегда связана так называемая санкция, т.е. угроза принудительными и карательными мерами – на случай неисполнения его требования или нарушения его запрещений.
1. Как автор определяет понятие «закон»? Сравните его с другими известными вам определениями.
2. Каковы основные отличительные признаки закона? Как вы понимаете их толкование в тексте документа?
Законопослушность
Б.Паскаль. «Мысли»
Опасно говорить народу, что законы несправедливы, – он повинуется им лишь до тех пор, пока верит в их справедливость. Стало быть, ему надо непрестанно внушать, что закону следует повиноваться, потому что он закон, а власти предержащей – потому что она власть, независимо от того, справедливы они или нет. Если народ это усвоит, опасность бунта будет предотвращена; это и есть, собственно говоря, определение справедливости.
1. Какие законы справедливы, а какие – нет?
2. Всегда ли народу следует повиноваться законам?
3. С какими мыслями автора вы согласны, а с какими могли бы поспорить?
Ф.А.Хайек. «Дорога к рабству»
Принципы правозаконности накладывают определенные требования на характер самих законов. Они допускают общие правила, известные как формальное право, и исключают законы, прямо нацеленные на конкретные группы людей или позволяющие кому-то использовать для такой дискриминации государственный аппарат. Таким образом, закон регулирует вовсе не все, наоборот, он ограничивает область действия властей, однозначно описывая ситуации, в которых они могут и должны вмешиваться в деятельность индивидов. Поэтому возможны законодательные акты, нарушающие принципы правозаконности.
1. В чем заключается правозаконность?
2. Почему законы не должны быть адресованы конкретным группам людей? Согласны ли вы с утверждением автора?
3. Когда законодательные акты нарушают принципы правозаконности? Приведите примеры.
4. Следует ли подчиняться законодательным актам, нарушающим принципы правозаконности?
Ю.Крижанич. «Политика»
Праведная королевская власть превращается в тиранство не столько из-за лютого мучительства, сколько из-за грабительских законов. Ибо какой-либо король может быть тираном и без грабительских законов, но государственный строй будет не тиранским, а справедливым правлением. А при грабительских законах не может быть того, чтобы и правление не было тиранским, и король не был тираном. То есть если какой-либо король самых богатых людей без [всякой их] вины открыто грабит и самых сильных убивает, но не подрывает благих народных законов, то хотя сам король – злодей, людодерец и тиран, но государственный строй не изменяется и не становится тиранством, и после смерти этого тирана снова наступит благое правление.
Но если какой-либо король установит грабительские, людодерские законы и введет несправедливые подати, торговые пошлины, откупы, кабаки и гнусные поборы, то он и сам будет тираном, и наследников своих сделает такими же, как он, и государственный строй превратится из королевской власти в тиранство, и подданным будет не вздохнуть, и даже сама жизнь им опротивеет…
Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук
Комментарии