search
main
0

Уроки граждановедения Почему в 18 лет нельзя стать президентом

Нормы права

Мне кажется, что именно в четыре года я остро почувствовал значение слова “нельзя”, хотя тогда оно не было даже произнесено. Оно читалось в маминых глазах, когда я, капризничая, резко отодвинул бокал с ненавистным теплым молоком и тот слетел вниз, разбившись вдребезги. Было жалко и бокал, и себя, и маму, и даже молоко. В пять лет человек наверняка догадывался, почему нельзя торопливо заглатывать горячие пирожки и лизать сосульки, а в шесть – по какой причине запрещают прыгать на диване и давить дверью орехи. Многие запреты перестают быть тайной для нас, и мы не удивляемся, когда железо ломается, одежда рвется, а стекла бьются при каждом удобном случае. Так мы познаем законы природы. Сейчас, когда мне почти двенадцать, я многое знаю о том, что нельзя и что можно: в семь лет можно идти в школу, в четырнадцать – получить паспорт, в восемнадцать – стать избирателем. Но президентом нельзя стать, пока не исполнилось тридцать пять. Почему? Взрослые говорят: “По закону государства”. Каков он, этот закон? Он может быть неправильным или несправедливым? От чего зависит закон? Пришла пора узнать и это.

Тема “Признаки права. Значение и роль их в обществе”

На этом уроке ты:
углубляешь представления о государстве, называешь его признаки;
знакомишься с понятиями “право”, “признаки права”;
осмысливаешь значимость и роль права в обществе.

Основные понятия темы:
государство;
признаки государства;
нормы права;
признаки права;
правосознание.

Продолжим разговор об общественной сущности человека. Человеческое общество – это очень сложная конструкция. Оно состоит из самых различных групп, к которым человек может принадлежать одновременно, но находиться в разной степени зависимости. Поэтому твоя задача – учиться осознавать и понимать эту связь.
Обычаи и нравы, правила этикета и нравственные нормы складываются в обществе людей, определяя взаимодействие между ними. Доведись тебе оказаться в полном одиночестве, к кому проявлять вежливость, любовь и доброту? Обычаи, этические нормы исторически складывались одновременно с формированием человеческого общества, исходя из его потребностей, обеспечивая его жизнеспособность. Процесс этот шел стихийно, естественным путем отбрасывалось мешающее развитию, сохранялось целесообразное.
На определенной ступени развития человеческого общества образовалось государство.
Вспомним определение государства из уроков 5-го класса.

Государство – это организация управления сообществом людей одной страны.

Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом подавления и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в праве представлять общество в целом.

Аппарат управления – совокупность учреждений и органов, которые организуют исполнение решений верховной власти.

Правосудие – судебная деятельность.

Государство стало необходимо обществу для упорядочения отношений между людьми, для их защиты, спокойствия, безопасности. Управлять без власти и независимости нельзя. Поэтому отличительным признаком государства является. (См. схему).

Суверенность – главный признак государства. С ним связаны и другие признаки. Оно имеет органы верховной власти и аппарат управления; осуществляет правосудие; издает нормативно-правовые акты, составляющие систему права; обладает силой, осуществляющей принуждение.
Территория государства – это то пространство, на которое распространяется его власть.
Так что же такое право?

Право – это совокупность общеобязательных правил (норм) поведения, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Государство устанавливает такие правила в виде нормативно-правовых актов. Это законы, указы, постановления и др.

Закон – это нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Он обладает высшей юридической силой, то есть опирается на силу государства. Государство следит за его соблюдением и наказывает в случае нарушения. Смысл и важность соблюдения законов человек должен и осознавать, и чувствовать, воспитывая в себе правосознание.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве.

Но человек не любит, когда ему навязывают выполнение каких-либо правил. Ему не очень нравится, когда его в чем-либо ограничивают. Кроме того, сформировавшись, государство обладает способностью отходить от интересов общества в пользу интересов какой-то его части, а его законы постепенно перестают защищать каждого человека. Но ведь право – результат сознательной деятельности людей! Каким оно должно быть? Как его приблизить к нуждам человека?
Попробуем выделить общие признаки права через историю, которую предлагаем прочитать на уроке по ролям.

Куда исчезают из ручек чернила
Действующие лица:
Автор
1-й чтец
2-й чтец
Красный гном
Оранжевый гном
Желтый гном
Зеленый гном
Голубой гном
Синий гном
Фиолетовый гном
Автор: ты не замечал, как часто и довольно неожиданно заканчиваются в ручках чернила? Причем в самый неподходящий момент. Во время диктанта или контрольной работы. Но ученики совершенно не виноваты. Подлинная причина исчезновения любых чернил из ручек будет понятна из следующей истории.
1-й чтец: В одной стране жили семь гномов.
2-й чтец: Как и положено уважающим себя гномам, они владели участком территории под землей и отвечали за все находящиеся там сокровища и богатства.
1-й чтец: Но не думайте, что под землей они не различали цвет. Совсем наоборот!
2-й чтец: Они восхищались не только всеми цветами радуги, но обожали выискивать необычные цветовые оттенки, поскольку сами были разного возраста и разного цвета.
1-й чтец: Красный гном был строителем.
2-й чтец: Оранжевый был самым молодым (ему едва исполнилось 125 лет). Зато поваром он был отменным!
1-й чтец: Желтый шил сапожки.
2-й чтец: Зеленый шил одежду.
1-й чтец: Голубой гном был экономом и отвечал за сохранность сокровищ.
2-й чтец: Синий был домоуправителем и следил за порядком.
1-й чтец: Фиолетовый гном был старшим (он только что отметил 555-летие) и главным. К его мнению прислушивались.
2-й чтец: Их государство так и называлось Государство Разноцветных Гномов.
1-й чтец: У Синего гнома дел было не так много. Наведет с утра чистоту и сидит попыхивает трубочкой.
2-й чтец: Дело в том, что гномы жили мирно и дружно и глубоко уважали друг друга. Никто не воровал, не обманывал, не дрался (почтенный возраст, что и говорить).
1-й чтец: И вот от нечего делать Синий гном начал придумывать правила для всех, которые в виде указов каждый день вывешивал на каждом подземном углу.
2-й чтец: Например: “По понедельникам все встают в восемь часов утра!”
1-й чтец: Или: “По вторникам все пьют томатный сок!!!”
2-й чтец: Или: “С 20.00 до утра петь и насвистывать запрещено!!! Штраф: три самоцвета”.
1-й чтец: Дальше – больше. Указы появлялись по три в день, и гномы собрали Большой Совет.
Фиолетовый гном: Высокоуважаемые сограждане! 47 лет мы жили дружно и согласно, не испытывая тревоги за наши общие дела. Но сегодня сердце мое неспокойно, ибо лица ваши бледнеют, теряя цвет. Во избежание недовольства и недоразумений определим главную нашу проблему и постараемся не потерять лицо.
Красный гном: Где это видано, чтобы гномы вставали утром? Все знают, что работаем мы по ночам!
Оранжевый гном: Что значит “томатный сок по вторникам”? Я 125 лет живу и определяю меню. На завтрашний вторник, к примеру, я готовлю тесто к ванильным сухарикам и свежую клубнику для суфле. При чем тут томатный сок?
Зеленый гном: Ах! Это еще полбеды! Вывешен указ, что у кафтана гнома должно быть шесть серебряных пуговок, а в моде сейчас семь перламутровых!
Желтый гном: Лично я не намерен подчиниться постановлению об обязательном вколачивании 21 гвоздика в каждый гномий сапожок. Оранжевый носит обувь на два размера больше Красного, а Зеленый – на один размер меньше Синего. Я отвечаю за качество, и моя гарантия – 39 лет. А при таких порядках обувь и за 25 износить можно! Непорядок!
Голубой гном: И все Синий виноват! Он не имеет права издавать указы!
Фиолетовый гном: Мы должны остановить его!
Красный гном: А как? Он хороший домоуправитель!
Оранжевый гном: Предлагаю составить общие законы.
Фиолетовый гном: Хорошая мысль. Но трудно угодить каждому. Несмотря на почтенный возраст, я не знаю, что хочет каждый из вас.
Желтый гном: Пусть каждый напишет свой список!
Синий гном: Но он будет длиною в 100 миль! Я его и за год не прочитаю.
Зеленый гном: Давайте выберем трех гномов, чтобы они определили действительно важные для всех вещи. Среди трех останется Фиолетовый гном, которому мы все доверяем, а еще двух будем менять общим голосованием через каждые 25 лет.
Фиолетовый гном: Благодарю за оказанное доверие и готов нести высокую ответственность. Я рад, что мы пришли к согласию. Какими же будут наши законы? Прошу высказаться всех по порядку!
Красный гном: Согласимся, что мы определяем главные законы. Значит, они обязательны для всех.
1-й чтец: Так определился первый признак права страны Разноцветных Гномов – ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ.
Оранжевый гном: Кто любит недосоленное и переперченное? Я люблю точность во всем.
Желтый гном: Законы тоже должны быть точными, как рецепт блюда или крой наших штанишек и кафтанов. Нельзя безнаказанно менять количество пуговок. Или количество гвоздиков в подошве. Законы должны быть определенными. Не побоимся потратить время, но всеобщие правила распишем в деталях, чтобы обеспечить устойчивый и определенный порядок.
2-й чтец: Таким образом, второй признак права Разноцветных Гномов – ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.
Голубой гном: Я отвечаю за несметные сокровища: золото, серебро, самоцветы. Я берегу их и трачу экономно. На еду, одежду, обувь и дома с удобствами каждый получает столько из общей казны, сколько заработал. Это справедливо. Законы должны быть СПРАВЕДЛИВЫМИ.
Зеленый гном: Если закон хороший и справедливый, тогда у него и гарантия, как у моих сапожек, 39 лет. И пусть они применяются неограниченно – столько раз, сколько потребуется.
1-й чтец: Гномы отметили еще один признак права – МНОГОКРАТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
Синий гном: Но я действительно хочу, чтобы мы продолжали жить в мире и уважении друг к другу. Пусть закон будет добрым и ГУМАННЫМ. Я согласен охранять такие законы, но кто нарушит нормы нашего права, того, конечно, следует наказать.
Фиолетовый гном: Мы сохраним за собой такое право. Это и будет твоим вкладом в общее дело. А дело каждого из нас – нести ответственность за соблюдение норм права Государства Разноцветных Гномов.
2-й чтец: Так закончился Большой Совет Разноцветных Гномов.
1-й чтец: А чтобы закрепить свои решения, гномы написали очень важный для них документ на пергаменте.
2-й чтец: Они писали его 12 лет, и свиток получился длинный.
Автор: И если ты вдруг заметишь, что у тебя в ручке что-то быстро заканчиваются чернила, значит, это Разноцветные Гномы ночью опять писали новый закон.

Вопросы и задания
I. Ответь на вопросы.
1. Какие нормы поведения складываются в обществе людей?
2. Как шел процесс формирования обычаев, традиций, этических норм?
3. Что такое государство? Вспомни, в чем заключается различие понятий “государство” и “страна”?
4. Каковы признаки государства?
5. Что такое право?
6. Вспомни (по урокам 5-го класса), чем отличаются нормы морали и нормы права.
Кто и как устанавливает?
Записаны ли где-либо?
Как охраняются от нарушения?
С каких позиций оценивают поведение людей?
II. Попробуй изобразить государство в виде рисунка, схемы, символов.
III. Нарисуй признаки права в виде веера или гармошки. Подпиши звенья и раскрась. Поясни смысл каждого признака права. Выучи их.
IV. Выучи и объясни понятия и термины, которые ты осваиваешь на этом уроке: государство, суверенитет, право, закон, правосознание.

Тема “Как рождаются законы?”

На этом уроке ты:
знакомишься с понятиями “правотворчество”, “источник права”, “отрасль права”;
учишься определять источники права, называешь некоторые отрасли права и органы правотворчества.

Разноцветные Гномы из предыдущего урока в один прекрасный день сели и придумали себе законы. Вместе с тем они предусмотрели и возможность изменять, дополнять и обновлять их – “творить право”. Примечательным является то, что новые правовые нормы складывались по мере надобности всего общества гномов – всех семерых, а особо уполномоченные органы (только три!), завершали этот процесс.
А как рождаются законы в обществе людей? Кто их пишет? Что берется за основу нормы права?

Способ формирования и закрепления права называется источником права.

Основные понятия темы:
правотворчество;
источник права;
отрасль права;
нормативно-правовой акт;
закон.

Обычай – установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.
Из него люди черпают общеобязательные правила поведения. Обрати внимание на слово “способ”, чтобы не спутать понятия “источник права” и “источник знаний о праве”. Источник права указывает не только ОТКУДА, но и КАК рождается правовая норма. Все источники права можно разделить на три вида.
Самым древним источником формирования права был обычай. Как известно, он складывается в результате длительного повторения людьми определенных действий. В древнейшем обществе, до появления государства, жизнь людей регулировалась нормами морали и обычаями. С появлением ранних государств люди, которые писали первые законы, взяли древние обычаи за основу, приспособив их для тех, у кого в руках власть, и для общества в целом. Изучая историю, ты познакомишься с документами обычного права. Первые законы древнего мира и средних веков – это своды древних обычаев. Можешь вспомнить Законы Дракона, принятые в Афинах в VII веке до н.э., или Законы ХII таблиц, действовавшие в Древнем Риме в V веке до н.э. Сейчас таких законов осталось совсем немного.
Но для формирования права одного обычая, конечно, недостаточно. Как же быть, если дело требует разрешения, а ни обычая, ни написанного закона на этот случай нет? Тогда за образец берут похожее дело, по которому в прошлом уже принимались решения судьями.
Решение по конкретному делу, ставшее образцом аналогичных дел, называется юридическим прецедентом (от лат. praecedens).

Юридический прецедент – решение по конкретному делу, ставшее образцом аналогичных дел.

Нормативно-правовой акт – изданный в установленном порядке документ правотворчества, содержащий правовые нормы.

Правотворчество – процесс установления норм права.

Источники права:
обычай;
юридический прецедент;
нормативно-правовой акт.

В средние века юридический прецедент как источник права получил наибольшее распространение. Сейчас такая форма права все еще широко используется в Англии, США и ряде других стран.
В настоящее время основным источником права является нормативно-правовой акт – документ, созданный органами правотворчества, устанавливающий, изменяющий или определяющий правовые нормы. Документ можно взять в руки и узнать, что разрешает и что запрещает закон. Кроме того, в документе, в отличие от обычая или прецедента, норму права можно сформулировать точно и определенно, что вполне согласуется с одним из важных признаков права.
Юридическая сила нормативных актов разная: одни акты “главнее” других. Это определяется тем, какой государственный орган создавал тот или иной акт.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА издает ЗАКОНЫ КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ОБЫЧНЫЕ;
ПРЕЗИДЕНТ издает УКАЗЫ;
ПРАВИТЕЛЬСТВО издает ПОСТАНОВЛЕНИЯ;
МИНИСТРЫ издают ИНСТРУКЦИИ.
Парламент, нижней палатой которого является Государственная Дума, представляет собой законодательную ветвь власти. Правотворчество – его основная забота. Дума работает над составлением и принятием законов, самым важным (основным) из которых считается Конституция.
Обыкновенные законы “подчиняются” Конституции. Все остальные нормативно-правовые акты уступают по силе закону.
Все стороны общественной и государственной жизни регулируются правом. Значит, требуется огромное количество законов и других правовых норм. Они находятся во взаимосвязи друг с другом и образуют общую систему права.

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо одну сферу жизни общества.

Кодекс (от лат. codex – книга) – единый нормативно-правовой акт одной отрасли права.

Эта система очень обширна, поэтому ее делят на части – отрасли права, регулирующие отдельные стороны общественной жизни. Семейную жизнь регулирует семейное право, трудовую – трудовое, имущественные отношения – гражданское право.
Самые важные нормативные акты одной отрасли права помещены в особых книгах – кодексах. Так, в Уголовном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании. В кодексах законы располагаются в определенном порядке. Подробнее об этом ты узнаешь позже, но если заинтересуешься, кодексы можно найти в библиотеке.
Какую цепочку проходит закон от задумки до рождения? В большинстве современных стран этот процесс очень сложный.

Определенные органы и должностные лица выступают с законодательной инициативой. Готовится проект закона в законодательном органе. Закон обсуждается в несколько этапов в законодательном органе.
Закон принимается путем голосования в законодательном органе. Закон подписывается главой государства. Закон должен быть опубликован.
Закон действует

Только со дня опубликования в печати закон вступает в силу.
В каждой стране в различные исторические периоды законы принимались по-разному, так как само общество было разным. Но не случайно мы начали урок с мысли о том, что законы – это ответ на требования общества. А государство этот процесс только завершает. Все зависит от того, насколько общество людей хочет и может влиять на процесс правотворчества, умеет ли оно это делать. А общество – это ты, твои родители, твои родные, твои друзья и… так далее. Ценные качества гражданина – это неравнодушие и активность в общественной жизни. И уже сейчас, в твоем возрасте, ты можешь стать активным участником процесса правотворчества в создании нормативных актов, регулирующих жизнь твоей школы. Школьный закон называется Уставом школы.

Вопросы и задания
I. Ответь на вопросы:
1. Какие источники права ты знаешь? Как рождается право из “источника”?
2. Какие государственные органы занимаются правотворчеством? Какие нормативно-правовые акты они издают?
3. Чем отличаются нормативно-правовые акты друг от друга?
4. Что такое отрасль права? Какие отрасли права ты можешь назвать?
5. Какой путь проходит закон от задумки до рождения?
II. Чтобы лучше усвоить понятия данного урока, давай представим строение права в виде фантастического дерева, где на каждой ветке выросли разные плоды: три корня нашего дерева – это три источника права; ствол – Основной Закон государства (Конституция); ветви с разными плодами – отрасли права (уголовное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, экологическое право и др.);
при этом
толстые ветви – кодексы;
тонкие ветви, листья – подзаконные акты;
плоды – сами нормы права.
Придумай свое дерево или совсем другое изображение строения права (например, разноцветный фонтан и т.д.).
III. Поясни мысль и докажи, что:
Право – это ответ на требования общества.
Быть хорошим гражданином – значит быть неравнодушным и активным в общественной жизни.
IV. Объясни и выучи основные понятия и термины урока:
правотворчество,
источник права,
обычай,
юридический прецедент,
нормативно-правовой акт,
отрасль права,
закон,
кодекс.
V. Упражнение, которое лучше выполнять по группам.
Попробуем поработать над составлением некоторых школьных норм (не страшно, если что-то подобное уже есть в уставе школы). Выбери любую ситуацию (можешь добавить и свою) и составь по ней правило поведения как проект к уставу школы.

Рекомендация 1
Начни с определения, существует ли на этот счет обычай, прецедент, норма устава твоей школы.

Рекомендация 2
Любая норма права имеет определенную логическую структуру.
1-я часть: Правило начинается с указания условий, при которых оно действует.
2-я часть: Далее указываются сами права и обязанности.
3-я часть: Указывается наказание при нарушении этого правила.
При составлении правила придерживайся этой структуры.

Ситуации
а) Многие школьники любят приносить в класс игрушки и другие любимые вещи.
б) Школьники опасаются оставлять зимние головные уборы в школьной раздевалке.
в) Учитель должен знать об обстоятельствах любого происшествия, но ябедничать нехорошо.
г) Есть ребята, которые любят дразниться, давать прозвища и клички.
д) Ручки и другие мелкие предметы имеют свойство часто падать на уроке.

Это интересно!
Американские законы
В городе Уилбург, штат Вашингтон, закон запрещает ехать на некрасивой лошади.
В городе Старк, штат Канзас, крякать по-утиному – проступок, наказуемый в судебном порядке.
В Бостоне могут привлечь к ответственности того, кто спит, не снимая дневной одежды, и того, кто надел перчатки, отправляясь на похороны.
В Мичигане ребенок старше 14 лет, которому родители запрещают носить длинные волосы, может подать на них в суд.
В Калифорнии, чтобы поставить мышеловку, надо получить охотничье удостоверение.
В Оклахоме могут оштрафовать или даже посадить в тюрьму, если строишь гримасы собаке, а в Иллинойсе могут засудить, если собаке предложить закурить.
В Теннесси нельзя ловить рыбу с помощью лассо, а во Флориде – лягушек сачками.
В Пенсильвании запрещается заметать мусор под ковер.
В Арканзасе муж может бить жену только раз в месяц.
В Западной Вирджинии нельзя пускать в школу ребенка, от которого пахнет луком.

Марина СУББОТИНА,
учитель граждановедения

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте