search
main
0

Уроки экзамена. Если дети могут, это по силам и взрослым

​Каждый московский учитель может сдать ЕГЭ или пройти предметное тестирование. Эта процедура добровольная, участие в ней зависит только от личного желания учителя.

– Когда осенью 2015 года наша школа узнала, что в регионах есть практика сдачи ЕГЭ учителями, – рассказывает учитель школы №1518 Анна Митина, – то, естественно, это стало темой для обсуждения, наш профсоюзный комитет предложил попробовать сдать такой экзамен и нам. Идея стать пионером этой акции в Москве вызвала бурю эмоций, обсуждений, причем возникало много вопросов о цели проведения такой аттестации, что проверяется – предметные знания учителя, его профессиональная компетенция, возникали вопросы о будущей проверке. И дело не в том, что кто-то сомневался в своем профессионализме или тех, кто проверял работы, ни минуты не сомневаюсь, что в Москве ЕГЭ проверяют профессионалы высокого класса. Конечно, решение должен был принять каждый сам. У нас экзамен сдавали 16 педагогов, все они работают в старшей школе, в профильных классах, каждый из нас посчитал необходимым пройти эту аттестацию.Экзамен расставил все по своим местам, после сдачи могу с уверенностью сказать, что экзамен был нужен прежде всего мне, и действительно только в этих условиях можно поставить себя на место ученика, испытать те эмоции, которые испытывают ребята на экзамене, оценить обстановку, правильно рассчитать время. Какие же уроки извлекла я для себя и теперь учитываю в своей профессиональной деятельности? Только в условиях реального экзамена понимаешь волнение учащихся на экзамене, как бы ни был к нему готов, трудно собраться, уложиться в определенные временные рамки, понимаешь важность тайм-менеджмента, ученик должен выполнить работу качественно и в срок. Мне времени хватило с лихвой, но я понимаю, что ученику необходимо как минимум вдвое больше, а следовательно, времени у него будет впритык. Наши экзамены по гуманитарным дисциплинам очень объемные, поэтому надо научить ребенка распределять время, отделять главное от второстепенного, определять сложность задач, порядок их выполнения. Грамотное обращение с временным ресурсом – залог успеха ученика на экзамене. Экзамен – итог всей работы учителя, не только последнего года обучения.За 11 лет ученик должен освоить учебные навыки, умения, которые нельзя сформировать за последние несколько месяцев подготовки к экзамену. Аналитическое прочтение текста, анализ самих заданий, внимание к требованиям оформления – обо всем этом на экзамене думать некогда, на нем нужно собрать все знания, а в гуманитарных дисциплинах это очень большой объем материала. Часть С (теперь вторая часть экзамена) включает шесть заданий с развернутыми ответами, нельзя сказать, что ЕГЭ – это просто тестирование, он охватывает различные исторические эпохи (на экзамене по истории), в том числе написание исторического сочинения, это новый тип экзамена, введенный в этом году. По обществознанию ученики пишут девять развернутых ответов, в том числе сочинение по одной из областей обществознания (экономика, право, социология, философия). В ходе экзамена ученик должен размышлять над содержанием, а форма должна быть уже освоена к этому этапу. Самое сложное на экзамене – это эссе, его придется писать ученику не только на экзамене, умение писать эссе пригодится при поступлении в вуз и при приеме на работу (в составлении резюме). Эта форма востребована и сложна как для ученика, так и для учителя. Для меня на экзамене было сложно понять, что именно захочет получить от меня эксперт, поскольку необходимую тему я могу раскрыть с разных сторон, а ученику действительно сложно, он впервые сталкивается с проблемой отбора теоретического материала, а его жизненный опыт очень небольшой. Для того чтобы ученик понимал, как преодолеть эту тревогу на экзамене, как отобрать материал, необходимо скорректировать требования и в учебном процессе. Иногда мне кажется, что я хочу слишком многого от ученика, на подготовку урока тратится слишком много сил, душевных в том числе, всегда хочется добиться максимума, но только на экзамене понимаешь, что у каждого ученика есть своя точка роста и свой максимум. Увидеть это – профессионализм учителя, его нынешний стандарт. Моя задача, теперь я это понимаю, не натаскать ученика для выполнения заданий экзамена, а вложить в него знания, сформировать умения, навыки, которые помогут пройти любое испытание. Компетенция, которую должен сформировать учитель в своей практике, имеет широкий спектр применения – это и учеба в вузе, и участие в олимпиадах, да и в жизни в целом. Очень важен психологический настрой ученика, он должен понимать, что экзамен – это нормальный жизненный этап, тот шаг, который предстоит сделать каждому, это возможность показать и проверить себя, свои знания и умения. Ученик должен понять, что оценка не приговор, а лишь ориентир для дальнейшей работы. Экзаменов будет много, они поджидают нас на каждом жизненном этапе, значит, мы должны уметь достойно держать удар. Я убеждена, что каждый увлеченный своей работой педагог заинтересован в преодолении новых профессиональных вершин, а сдача экзамена – это еще одно преодоление, и для учителя в том числе. Наши гимназисты, узнав, что мы прошли такое испытание, экзамен, ждали результатов с любопытством и тревогой. Но каждому из нас хотелось услышать от ребят, что они ничуть не сомневались в профессионализме и уровне знаний любого педагога, который этот экзамен прошел.- Городская столичная гимназия – крупная успешная организация, в рейтинге московских школ занимает 50-е место, входит в 500 лучших школ России, – прокомментировала директор гимназии Ирина Патрикеева. – В нашей гимназии обучаются более 4100 человек, и с ними работают 180 учителей и 110 воспитателей дошкольного образования. В декабре 2015 года педагоги гимназии узнали об инициативе московских коллег, гимназии №1518, сдать ЕГЭ в Центре независимой диагностики. Коллектив гимназии довольно большой, и заинтересовались акцией не только учителя средней и старшей школы, которые непосредственно выводят учеников на итоговую аттестацию, но и учителя начальных классов, и дошкольные воспитатели. По их просьбе мы и обратились в Московский центр качества образования с предложением пройти учителям не только ЕГЭ, но и другие диагностики в независимом формате: ОГЭ (экзамен в 9-м классе), диагностики русского языка и математики 7-го класса и диагностику для выпускников начальной школы. Руководитель Московского центра качества образования Павел Владимирович Кузьмин и сотрудники центра откликнулись на наше предложение, так у разных педагогов гимназии появилась возможность поучаствовать в разных диагностиках в независимом формате. Конечно, еще было интересно побывать в новом Центре диагностики, только открытом. В феврале 2016-го довольно большая группа педагогов гимназии отправилась на экзамены. Всего приняли участие 95 педагогов, воспитатели детских садов выбрали в основном метапредметные тестирования для выпускников начальной школы. Впечатления у учителей от этой акции остались яркие. Своим участием педагоги гимназии выразили приверженность нормам академической честности и готовность побывать в роли не только расставляющих отметки, но и в роли учащихся, экзаменуемых, показать свои знания на независимую экспертную оценку, профессиональный интерес к проведению диагностики.Одна из участвующих в диагностике – педагог начальных классов – очень емко охарактеризовала причину своего участия в сдаче ЕГЭ по русскому языку:- ЕГЭ демонстрирует результат за все годы обучения в школе, я увидела, чему, необходимому для ЕГЭ, может научиться ребенок в начальной школе: и умению грамотно работать с бланком, и умению читать и понимать задание, сосредотачиваться на работе, планировать свое время.После прохождения тестирования некоторые дошкольные воспитатели обратились к нам с просьбой организовать им дополнительное образование. Среди педагогов есть те, кого особенно ценят родители наших учеников, но диагностика выявила у них некоторую нехватку общих знаний по школьным дисциплинам. Важным результатом проведенных тестирований для педагогов мы считаем развитие у них рефлексивности и самокритичности. Если мы мечтаем, чтобы авторитет учителя, воспитателя среди учащихся, их родителей, в обществе в целом стал выше, то, возможно, подобные акции укрепят доверие к профессионализму педагогов. В России у ЕГЭ и других независимых оценочных процедур сегодня накапливается все больше опыта, появляются новые возможности выпускников. Например, ЕГЭ можно сдать не в конце 11-го, а в конце 10-го класса, можно пробовать свои силы в тренировочных экзаменах в Центре независимой диагностики. Неуклонно снижается расхождение между внутренней, школьной, оценкой и независимой. Честность в образовании становится трендом. Все эти мероприятия, как и акция учителей по сдаче ЕГЭ, помогают снизить градус тревожности, стресса по отношению к итоговой аттестации. Мы уверены, что не за горами пора, когда сдача независимых экзаменов станет для ученика привычным делом и рядовым событием.- Я представитель школы-лицея №1560, – сказала родитель Елене Чуйковой. – Учителя нашей школы приняли участие в марафоне сдачи ЕГЭ, и я, как представитель общественности, очень хорошо отношусь к сдаче ЕГЭ учителями. Если система образования требует от учеников сдачи ЕГЭ, то непосредственный опыт учителя, который прошел экзамен, все испытания, им очень поможет. Действительно, можно только поддержать эту инициативу. Профессиональный уровень наших учителей растет вместе с уровнем образования наших детей, чему каждый родитель, несомненно, рад.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте