Решение продлить Год литературы и в Год кино нашло свое отражение в деятельности столичных школ. Размышления о классической литературе и ее роли в воспитании продолжаются.
Вот уже девять лет мы проводим в нашей гимназии научно-практическую конференцию «Уроки Д.С.Лихачева», открываем страницу за страницей его творчества, слышим его голос на давней – в 1991 году – встрече в Останкино, неторопливую, вдумчивую, красивую русскую речь, понимаем что в жизни человека особое место занимают как гуманитарные науки, так и искусство, ощущаем ту заботу и беспокойство о будущем нашей страны, которыми проникнуто это выступление Дмитрия Сергеевича, как и другие его выступления, которые, к счастью, благодаря научному прогрессу дошли до нас не только в книжной форме. Есть фильмы, аудиозаписи его голоса. Мы можем его увидеть и понимаем, насколько это был интересный, особенный и в то же время простой человек, который говорит с нами с экрана, а мы с интересом слушаем его речь. Я думаю, что до всех этот голос донес те вопросы, которые беспокоят и нас, учителей, и уже стали главными: какими будут наши ученики, какими вырастут, в чем мы можем им помочь, а чему можем поучиться у них?На конференции по традиции мы встречаемся с учеными, слушаем доклады школьников о проведенных исследованиях в области гуманитарных наук: филология, литература, история. Это замечательные выступления гимназистов, достигших определенных успехов в музыке, танце, художественном чтении.Что такое художественная литература для нас сегодня? Для наших учеников древнерусская литература (они изучали «Слово о полку Игореве» в переводах) – литературный памятник. Но когда мы услышали фрагмент текста на древнерусском языке в замечательном исполнении профессора кафедры сценической речи Московского государственного университета культуры И.Турсуновой, стало ясно, что это не «памятник», а живое слово. Обращение к древнерусской литературе, отметил Дмитрий Сергеевич, – это не только патриотизм (а он напомнил нам о патриотизме). Лихачева не оставлял интерес и к западной литературе, так же как и к нашей классической литературе – русской литературе XIX века. Его работы очень интересны и актуальны сегодня. В работе с художественными текстами он использовал совершенно новые методы исследования. Кроме этого он оставил замечательное наследие – публицистические статьи, посвященные и адресованные детям, юношеству, замечательные книги, которые очень интересно написаны и стали образцом публицистической речи. Статьи Д.С.Лихачева очень понятны, поучительны, актуальны. «Любите читать!», «Как выступать?», «Как писать?» – статьи-письма Лихачева с этими названиями – это важный учебник для каждого из нас.Почему мы сейчас так высоко ценим классическую литературу и что считаем ее основой? Спор филологов начался еще в XIX веке и продолжается до сегодняшнего дня. Что такое художественная литература – учебник жизни или высокое искусство, которое приносит нам эстетическое наслаждение? Каждый может сам для себя ответить на этот вопрос так, как он это понимает. Я думаю, что одно от другого здесь отделить нельзя.Сегодня говорят, что у нас нет национальной идеи, а я думаю, что она есть, она должна быть у нас, потому что мы изучаем, читаем замечательную русскую классическую литературу. В русской классике есть и любовь, и смерть, и доброта, и отрицательные явления, вспомним Салтыкова-Щедрина, Гоголя.Но главное в нашей классической литературе – то, что герои этих замечательных книг размышляют о смысле человеческой жизни. Кто я в этой жизни? Что я оставлю после себя? Что я сейчас делаю? Не только для себя, но и для других. Об этом размышляют А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени», Л.Н.Толстой, И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский – всемирно известные писатели XIX века, но у нас есть и писатели второго ряда, которые, если бы принадлежали литературе другого государства, писали на другом языке, были бы, несомненно, писателями первого ряда. Речь идет о масштабе, о величине русской литературы. Это то, чем мы можем и должны гордиться.Никогда в русской истории не было периода легкого, замечательного, выдающегося по своему позитивному настроению. История вообще сложная вещь. И вот сейчас мы опять переживаем непростое время. Но в это непростое время, как помните, Тургенев говорил: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» На этом великом и могучем русском языке написана русская литература, мы не можем отделить сегодня русскую литературу от русского языка.Мне совсем недавно довелось побывать на форуме учителей русского языка и литературы в Махачкале. В Дагестане собрались учителя русского языка и литературы из 65 регионов России и рассказывали о том, как они работают, в каких условиях, как совершенствуют свое педагогическое мастерство, как учить школьников, для которых русский язык неродной. Мы обсуждали проблемы преподавания русского языка и русской литературы и пришли к заключению: русский язык и русская литература – вот основа нашей национальной идеи. Именно русский язык, будучи языком межнационального общения, служит объединению не только всех народов России, но и государств ближнего зарубежья.Стелла ЦЫМБАЛЮК, директор гимназии №1503Мнение по поводуЕкатерина БЫЛИНА, ученица 11-го класса Петергофской гимназии императора Александра II:- Одиннадцатый класс – это время, когда практически нет возможности хоть на секунду остановиться, оглядеться вокруг, задуматься над тем, что происходит в жизни и в мире. Поездка в Москву на IX конференцию «Уроки Д.С.Лихачева» стала не только передышкой, оставившей незабываемые впечатления, но и мероприятием, на котором мы узнали невероятно много нового.Первый день в Москве – день знакомства с городом для ребят, впервые приехавших в столицу, и долгожданная встреча для тех, кто уже не раз бывал в этом прекрасном городе. Государственная библиотека для молодежи – место, где ты поистине попадаешь в сказку. Мы побывали в мире комиксов, своими глазами могли наблюдать за планетами в космосе, разгадывали настенные росписи-рисунки, встретились со старыми знакомыми на книжных полках: Толстой, Достоевский, Дюма, Гюго – они так и манили сесть и погрузиться в мир выдуманный, но по-настоящему прекрасный.Позже прогулка по Красной площади, которая уже стала традиционной на Лихачевской конференции в Москве, но не может наскучить. А вечером целое путешествие со своими опасностями и преградами: добраться до театра оказалось совсем непросто, хотя мы выехали за два часа. Мы опоздали на спектакль на 70 минут, ничего не смогли понять в действии на сцене. Но разве это имеет значение после веселого и захватывающего пути к театру – через Красную площадь, которая выглядела празднично и волшебно. Ярмарка, гирлянды, шарики, музыка – все создавало атмосферу уюта и магии.На второй день – работа научно-практической конференции. Исследования, доклады, размышления ребят, приехавших выступить на конференции, были настолько глубокими и продуманными, что не могли никого оставить равнодушным. Песни, танцы, стихи, проза, искусство, традиции и обычаи – темы были самые разные. Но во всех выступлениях читалось одно объединяющее нас чувство – любовь к родной стране, гордость за ее историю и желание сохранить память о героях и великих лидерах нашей Родины.Третий день стал для участников конференции возможностью познакомиться поближе, обрести новых друзей на всю оставшуюся жизнь. Дебаты, в которых участвовали все ребята, заставляли задумываться о самых важных вопросах – справедливости, правде, доброте и взаимопомощи. А танцевальный флешмоб дал возможность посмеяться вволю и запомнить эту поездку навсегда.На конференции учителя не раз говорили, что они спокойны за будущее человечества, потому что им на смену придет наше поколение. Я надеюсь, что у нас, подростков, будет как можно больше возможностей собираться вместе, как это было на Лихачевской конференции, обсуждать проблемы, затрагивающие каждого неравнодушного жителя России, и доказывать, что мы любим свою страну и готовы защищать ее и словом, и делом.
Комментарии