search
main
0

Уроки доброты. Почему «буксует» инклюзия?

Готовы ли школы принять в скором будущем детей с ограниченными возможностями здоровья? Вопрос этот стоит остро. На сегодняшний день в нашей школе обучаются 10 детей с особыми потребностями, а всего школьников у нас 740. Естественно, потребовались специальные учебные методики, индивидуальные технические средства обучения.

Во-первых, мы не свели создание доступной среды только к оснащению зданий подъемниками и пандусами. Бесспорно, это важно, но не менее значимо оказалось оснащение кабинетов звукоусиливающей аппаратурой, тифлотехникой, другим оборудованием (самое необходимое оборудование закуплено).Во-вторых, все педагоги школы прошли курсовую подготовку в объеме 108 часов по теме «Обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях в условиях инклюзивного образования» и стажировку в Шумерлинской коррекционной школе-интернате. Мы также приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования», которая состоялась год назад.В-третьих, поскольку в школах сегодня ощущается большая нехватка узких специалистов, то крайне важно предусмотреть внесение соответствующих изменений в содержание подготовки педагогических кадров в вузах и колледжах (к примеру, предусмотреть выпуск учителей начальных классов – дефектологов, учителей русского языка – логопедов и т. д.).Есть еще одна проблема, с которой хорошо знакомы все педагоги. Родители нередко умалчивают о состоянии здоровья своих детей, зачастую даже в медицинской карте ничего не записано. Педагоги начинают заниматься с ребенком и обнаруживают симптомы, которые их настораживают. Но они не врачи и диагноз ставить не могут. Нужно заключение специалистов. Однако родители всячески противятся направлению сына или дочери на медико-педагогическую комиссию. Необходим документ, по которому можно будет проводить психолого-медико-педагогическое обследование ребенка по рекомендации педагогического совета.Наша школа вышла с предложением ввести в республике цикл уроков, направленных на понимание и поддержку людей с ОВЗ. Считаем важным воспитание у подрастающего поколения позитивного отношения к «не таким, как все» через уроки понимания инвалидности. Мы создали на базе школы экспериментальную площадку по апробации данных уроков. Идет работа по составлению авторского сборника «Уроки понимания инвалидности». Хотелось, чтобы инициатива введения такого цикла уроков для детей и родителей была поддержана на федеральном уровне.В условиях малых городов, поселков и сел у детей с ОВЗ, как правило, нет возможности пройти раннюю социализацию в детском саду. Хотя всем семьям, имеющим ребенка-инвалида, и предоставляется бесплатное обучение и воспитание детей в государственных дошкольных учреждениях (ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ»), однако финансирование данной льготы осуществляется за счет средств местного бюджета. Зачастую на эти цели у властей средств не находится. Необходимо внести в Порядок организации образовательной деятельности дошкольных учреждений изменения и дополнения, предусматривающие предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте, включая консультирование их семей, и создание условий для интегрированного образования.Также необходимо создавать в общеобразовательных организациях, где для этого есть условия, службы ранней помощи детям с ОВЗ. Основными направлениями их деятельности должны стать проведение психолого-медико-педагогического обследования детей в раннем возрасте, оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи таким детям, консультативная помощь родителям и организация психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Еще одна важная проблема – оплата труда педагогов. Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений. При определении нормативов следует принимать во внимание необходимость дополнительных затрат при создании условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ. В школах, как наша, финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения соответствующего типа и вида. Данный подход отражен в модельной методике введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования (письмо Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. №АФ-213/03). Следует ввести обязательный коэффициент дополнительного финансирования государственной образовательной услуги на детей-инвалидов во всех образовательных учреждениях, а во всех положениях об оплате труда предусмотреть надбавку к окладу – персональный повышающий коэффициент.Считаю также, что необходимо установить пакет обязательных документов по инклюзивному образованию для всех субъектов Федерации. Важно не допустить того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья стали заложниками регионального законодательства или дефицита местного бюджета.​Елена ГОЛОВАНОВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора школы №3, Шумерля, Чувашская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте