Как сегодня преподносить школьникам неоднозначные по исторической оценке переломные годы прошлого столетия? 23 июня в Екатеринбурге состоялась встреча педагогов Урала и ученых из Москвы «Новейшая история России в учебной программе современной школы: 1990-е годы – мифы и реальность». Встреча проходила на базе Института развития образования при поддержке Общественного совета «Уроки девяностых», «Учительской газеты» и Министерства образования Свердловской области.
Марина Романова, Екатеринбург
Каким образом строить изучение истории 90-х в средней и высшей школе? Какие образовательные технологии можно использовать? По каким принципам выделять главные события и персоналии, связанные с этим периодом? Как можно оценить эффекты политических и экономических реформ тех лет? Каков воспитательный потенциал истории 1990-х годов?
Вопросы непростые, не случайно в ходе мероприятия развернулась оживленная дискуссия, особенно по содержанию лекции Дмитрия Травина, кандидата экономических наук, политолога. Много нового почерпнули участники мастер-класса доктора педагогических наук Евгения Вяземского по методике преподавания истории данного периода. Состоялась увлекательная беседа известного российского литературоведа, писателя и мемуариста Мариэтты Чудаковой с библиотекарями Свердловской области. Участники встречи не только ознакомились с различными точками зрения на события 90-х, но и получили в личную библиотеку и фонды библиотек литературу по данной тематике.
В отзывах о мероприятиях в школе учителей истории и обществознания, преподавателей вузов, заведующих библиотеками, руководителей муниципальных и школьных методических объединений доминируют категории «интересно», «полезно». «Проведение подобных «круглых столов» крайне необходимо для учителей истории и обществознания. Они становятся импульсом для дальнейшего саморазвития педагога». «Вопросы, которые обсуждались, важны для выработки нового подхода к изучению истории. Необходимо сохранить плюрализм и уважение к разным точкам зрения. История многолика – это и история власти, и история государства, и история народа, а также история духа», – сказал проректор Института развития образования А. Вехов.
Своими впечатлениями с организаторами поделились и ведущие «круглого стола». Мариэтта Чудакова: «Замкнуто-недоверчивые лица российских учителей, давно разуверившихся в том, что кто-то понимает их проблемы, в процессе обсуждения светлели, и они все активнее включались в разговор». Дмитрий Травин: «Мы не только обсуждали методику преподавания этого периода в средней школе, но подошли к разговору о сущности происходивших в те годы перемен». Евгений Вяземский: «Встреча показала, что педагоги едины в том, что новый стандарт требует новых подходов в преподавании, в том числе к истории. Мы, ученые, авторы учебников, предлагаем учителям свое видение, но и педагоги, и ученики имеют право на свой взгляд на историю. Именно так формируется гражданская позиция».
P.S. Результаты всероссийского исследования «Проблемы преподования новейшей истории России» на стр. 4-5.
Комментарии