Программа воспитательной работы предназначена для воспитателей детских домов семейного типа и содержит материалы для воспитательных часов, различные методы, приемы и формы нравственного воспитания ребенка. Традиционные формы работы – беседы, практические занятия, сочинения на заданную тему, семейные чтения, прием «домашний Эрмитаж», разбор ситуаций на данную тему, дискуссии, устные журналы, анкеты. Мы также используем нетрадиционный метод – арттерапию.
Детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования свидетельствуют, что основные моральные качества личности формируются именно в детские годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость. Семье уделяется особая роль в нравственном воспитании и развитии ребенка. Это первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность.
Дети, оказавшиеся в детском доме, были лишены нормального семейного воспитания. Алкоголизм родителей, жестокое обращение, невнимание со стороны старших членов семьи – понятно, что такой опыт семейной жизни не только затрудняет выполнение воспитательных задач, традиционно стоящих перед педагогом, но и порождает ситуацию, при которой акцент его усилий должен быть смещен в плоскость перевоспитания ребенка.
Содержание нравственного воспитания включает в себя воспитание любви к Родине, доброжелательного, чуткого и отзывчивого отношения к окружающим. Нравственное воспитание и развитие в нашей семье проходит во время воспитательных часов – дети знакомятся с нормами поведения в общественной жизни в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Педагог-воспитатель ставит перед собой цель – развитие личности каждого ребенка, формирование готовности к дальнейшему максимальному развитию. Достичь ее можно, формируя у детей основы нравственного поведения.
Обязательные шаги в этом направлении:
– Формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, на улице, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.
– Учить уважительному отношению к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами.
– Воспитывать коллективистские навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками – общительность, вежливость, предупредительность, сдержанность, деликатность, скромность, чуткость, умение считаться с интересами большинства.
Программа состоит из четырех блоков.
1 блок – «Познавательная деятельность».
2 блок – «Художественная деятельность».
3 блок – «Ценностно-ориентировочная деятельность».
4 блок – «Полоролевое воспитание».
Содержание программы
Цель: формирование положительного отношения к познанию, книге.
Задачи: 1. Сформировать понимание ценности знания. 2. Обучить отношению к знанию, как к ценности.
№ п\\п Виды деятельности Названия мероприятий Срок 1. Беседа «Мир за твоим окном» октябрь 2. Беседа «Обращения меняются» ноябрь 3. Тестирование «Знаешь ли ты правила хорошего тона?» ноябрь 4. Тестирование «Хорошая ли ты дочь?» декабрь 5. Рассуждение «Новые родственники» март 6. Рассказ воспитателя «Когда из семьи уходит милосердие» март 7. Тестирование «Хорошо ли ты воспитан?» апрель 8. Вечер «Семейный дилижанс» апрель
Цель: расширение кругозора детей в определенной области знаний.
Задачи: 1. Развивать творческие способности детей. 2. Воспитывать интерес друг к другу.
№ п\\п
Виды деятельности
Названия мероприятий
Конкурс рисунков
«Это я и моя семья»
сентябрь
«Познакомьтесь, это моя мама»
Вечер в кругу семьи
«Мода, Мода, Мода!!!»
январь
«Рождественские посиделки»
«Наша дружная семейка»
«Аты-баты, шли солдаты»
февраль
Сочинение
«Каков он, настоящий мужчина»
«Мои бабушка и дедушка»
9.
«Где я хочу провести лето со своей семьей?»
май
Цель: формирование у ребенка разумных потребностей.
Задачи: 1. Воспитывать культуру взаимоотношений. 2. Воспитывать организованное поведение.
Названия мероприятий
срок
«Я – семья»
«Какие у тебя отношения с родителями?»
Диспут
«Одиночество – беда или вина?!»
«Умеешь ли ты слушать?»
«Мать и мама»
«Потребности естественные и искусственные»
«Доходы и расходы»
Разбор ситуации
«Когда в силу вступает закон»
«Бабушка и дедушка»
10.
За семейным столом
«Что значит жить интересами семьи?»
11.
«Можно ли лгать?»
12.
Дискуссия
«Почет почету рознь»
13.
«Отсутствие дисциплины»
14.
«Вежливость»
Цель: развитие доверия к окружающим, способности принимать другого человека.
Задачи: 1. Формировать психологическую мужественность и женственность и полоролевые установки. 2. Формировать понимание сущности нравственных норм.
«Кто есть кто»
«Когда это начинается»
Разговор
«Несколько советов по укреплению семейного дружелюбия»
«Первая любовь»
«Без плаща, шпаги и реверансов»
«Мы выбираем, нас выбирают»
Ожидаемые результаты
1. Привиты и развиты взаимоуважение, уважительное отношение к старшим, более теплые родственные отношения в семье.
2. Дети обучены взаимовыручке, сплоченности, гуманности по отношению к братьям нашим меньшим, к природе.
3. Установлены доверительные отношения со взрослыми.
4. Ребята научились правильно вести себя в общественных местах, культурно общаться.
Программа апробировалась в Яровском детском доме. Группа-«семья», в которой проводились занятия, – разновозрастная, в нее входят дети от 8 до 16 лет. В этом сложность, потому что все занятия нужно расписывать, видоизменять, учитывая возраст детей, входящих в группу.
Количество участников – 10 человек, из них 6 мальчиков и 4 девочки.
Занятия необходимо проводить в отдельном помещении, где не будут беспокоить посторонние.
Педагог должен иметь план занятий. Каждое занятие должно состоять из трех частей:
1. Вводная часть.
2. Основная (рабочая) часть.
3. Завершающая часть.
На первом занятии вводная часть занимает больше времени, так как педагогу необходимо объяснить, в чем будет заключаться работа.
Основная часть является ведущей. В ней чередуется теоретический и практический материал.
Этап завершения служит для осмысления основной части, выявления полученных знаний.
Формы и методы я указала в начале. Объясню, что такое арттерапия. Это метод, построенный на использовании искусства как символической деятельности.
За период с начала реализации программы у детей выработались следующие элементарные навыки:
– культура общения со взрослыми и сверстниками. Дети стали общительнее, вежливее, у них появились сдержанность, деликатность, чуткость;
– культура речи: умеют вежливо разговаривать, обращаться к взрослым (на «Вы» и по имени-отчеству);
– культура деятельности: умеют обращаться с игрушками, книгами, имуществом, вещами; умеют договариваться между собой;
– организуют свое свободное время в соответствии с установленным распорядком жизни в школе, детском доме;
– сформировано чувство долга и ответственности за свои поступки, разумные потребности.
Список используемой литературы.
1. Афанасьева Т.М. «Семья». Москва, 1988.
2. Вульфов Б.З. «Семь парадоксов воспитания». Москва, 1994.
3. Гадасина А.Д. «Плоды запретов». Москва, 1992.
4. Козлов Н. «Как относиться к себе и людям». Москва, 1999.
5. Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». Москва, 1981.
6. Льюис Д. «Тренинг эффективного общения». Москва, 2002.
7. Макеева А.Г. «Беды не допустить». Москва, 2003.
8. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании». Москва, 1982.
9. Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов». Москва, 2000.
10. Сатир В. «Как строить себя и свою семью». Москва, 1992.
11. Хрипкова А.Г. «Разговор на трудную тему». Москва, 1980.
12. Языкова B.C. «Мир семьи. Ожидания и реальность». Москва, 1987.
Антонина Коваль, воспитатель Яровского детского дома Алтайского края, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»
Фото из архива детского дома
Комментарии