search
main
0

Уроки австрийского

​Учительница биологии гимназии №1577 Ирина Деулина на подведении итогов сделала удивительный вывод: «Участвуя в конкурсе «Педагог года Москвы-2014», я преодолела профессиональную неуверенность, после зарубежной стажировки я приобрела уверенность в собственном профессионализме».

Стажировка получилась насыщенной и плотной по программе, стремительной – по количеству посещений, встреч и общения с австрийскими коллегами, содержательной – по тематике лекций и профессионализму лекторов, познавательной – по культурно-исторической атмосфере самой Вены, оказавшейся очень гостеприимной и доброжелательной к русским, поучительной – для понимания того, как важно вырваться из собственных учреждений и увидеть другую систему образования, полезной – для открытия нашей системы образования, мотивирующей – к освоению новых высот в профессии.Делегация была очень красивая, молодая, динамичная. Каждый входивший на лекцию преподаватель замечал это и обязательно делал комплименты. Сложилась прекрасная профессиональная общность конкурсантов. Даже руководители делегации Татьяна Васильева и Антон Молев удивительным образом слились с делегацией, усиливая ее в дискуссиях высоким профессионализмом, свободным английским, что каждый раз вызывало удивление у австрийской стороны – какие смелые и молодые руководители в московском образовании!Событий было много. Времени мало. Профессиональные разговоры в высоком педагогическом тонусе. Абсолютно все педагоги были с гаджетами, ежедневно общались со своими учениками, проверяли работы, давали указания. Все везли подарки своим ученикам и коллегам в свои школы, но Андрей Белышев превзошел всех: несмотря на весовые ограничения авиабагажа, купил три длинные пятикилограммовые коробки венского печенья и гордо нес их наперевес через плечо, как лыжи.До поездки учителя собирались в Московском институте развития образования, слушали вводные лекции профессора Марии Лазутовой о государственной политике в сфере образования, необходимости и пользе сопоставительного опыта; Константина Скворчевского о возникновении австро-венгерской модели европейского образования; Ольги Олейниковой о международных тенденциях развития образования. Ноу-хау этой стажировки был технологический дневник, который вели все участники, он включал все содержательные события программы: лекции, семинары, дискуссии, имена лекторов, названия школ, гимназий, а также такую лавину вопросов, заданий, исследовательских рамок, что подчас учителя не успевали это заполнять. В конце дня каждый заполнял таблицу для сравнительного анализа – в чем отличительные особенности австрийской системы, в чем специфика нашей системы образования. Вся эта работа, безусловно, усложняла пребывание учителей на стажировке, как люди ответственные, они вели дневники и все время размышляли, писали. Потерять дневник означало потерять навигацию профессионального погружения. Именно поэтому огромным событием для всех стала «спецоперация» московской учительницы Ларисы Сычевой по возвращению забытого на улице дневника стажировки. Ее героический порыв оценил даже педантичный австриец – водитель автобуса, который на всех парусах развернул автобус, чтобы вернуться к отелю и найти дневник. Вероятно, потом водитель размышлял о загадке русской души и пытался найти немецкий эквивалент понятию «дневник стажировки». У австрийцев есть чему поучиться, хоть они сами говорят о том, что в соответствии с результатами PISA их ученики показывают не самые лучшие результаты, но австрийские учителя не сильно переживают по этому поводу, потому что у них есть своя шкала показателей и критериев. Система ценностей австрийского общества зиждется на ключевых понятиях: право, свобода выбора, ответственность и самостоятельность каждого и умение жить сообща. На протяжении всей стажировки во всех учебных заведениях мы наблюдали, как австрийские учителя технологично формируют эти компетенции у детей на всех возрастных этапах. На это нацелен и выстроен образовательный процесс, ценности общества реализуются в цели и содержании образования. Учитель в Австрии приравнен к государственному служащему, поэтому престиж и значимость профессии однозначно признаны всеми. На первой лекции советника по вопросам образования в Министерстве образования, профессора высшей педагогической школы Карла Мецера мы услышали любопытную историческую дату: первое в Австрии Министерство образования было создано в 1848 году. После лекции мы с учителями рассуждали о вековых разрывах, которые нас разделяют, ведь в России только в 1861 году было отменено крепостное право. Любопытный пример о критериях качества жизни в повседневной философии обеспеченных австрийцев эмигрантского происхождения: показатель качества жизни – такой уровень дохода, который обеспечивает всем членам семьи возможность останавливаться в отелях определенного класса и уровня, в которых традиционно останавливались твои отец, дед и прадед. Скажу честно, въезжая в пространство Евросоюза, мы с учителями договорились дистанцироваться от политики. Однако сами австрийские коллеги каждый день нам рассказывали о том, что Австрия в полной мере поддерживает Россию, помнит итоги Второй мировой войны и освобождение Вены от нацизма советскими воинами, что интерес к России и к русскому языку вследствие санкций значительно возрос. Мы невольно оказались представителями народной дипломатии, которая устанавливает контакты, и эти контакты имели весьма симпатичное человеческое лицо. Это же подтвердил посол России в Австрии Сергей Нечаев на официальном приеме в посольстве Российской Федерации. Русский язык как второй иностранный лидирует, опередив хорватский, чешский, французский, испанский языки. Вот так неожиданно политика захватила нас в свои объятия. Мы все время помнили о том, что учителя, как ни крути, люди государственные, не выпускала нас из своих объятий Родина, ведь все учебные мероприятия прошли на базе Российского центра науки и культуры в Вене, директор которого Татьяна Мишуковская на первом приеме радушно сказала: «Это ваш дом». Каждое утро стажировки начиналось в этом уютном особняке на Brahmsplatz, откуда затем мы отправлялись в разные уголки Вены, Граца на встречи с учителями, директорами, детьми, развивающей и формирующей ценности свободы образовательной средой. Живая работа по интеграции детей-мигрантов в полной мере раскрылась в педагогических технологиях межкультурного образования в новой общеобразовательной школе им. д-ра Карла Рэннэра в Граце. Эта школа поистине академия педагогического мастерства и передовых образовательных практик по созданию образовательной среды, ориентированной на учеников с особыми потребностями. Общение с австрийскими коллегами, представителями Федерального центра по межкультурному образованию Педагогической высшей школы Штирии, было очень полезно. Оно убедительно показало, как работают механизмы качественного образования для каждого юного гражданина Австрии. Мы побывали в разных школах и детских садах, увидели грандиозные человекоцентрированные архитектурные проекты, где все продумано для качества жизни и образования. Это не только образовательная среда, учебный процесс, это еще и философия образования, которая отвечает на целевой запрос современного австрийского общества. Понятно, что москвичей грандиозными новостройками, в том числе в образовании, не удивишь, но многие наши учителя, работающие в старых школах-самолетиках или новых типовых школах, как оказалось, мало знают о том, что делают по этому направлению в Москве, есть много современного и нового, чего учителя не знают, не видят. Все оценили практическую реалию создания образовательных комплексов – это точно коррелируется с мировыми процессами, отражает линейку непрерывности образования. Мы даже пошутили о том, что следующую профессиональную стажировку проведем… в Москве, дабы знать и понимать вектор развития в своем государстве.Когда Екатерина Новикова в средней общеобразовательной школе Вены узнала, что там есть учительница испанского языка, она с ней познакомилась. Практически с ходу они стали обсуждать проблемы преподавания, уже через три минуты было ощущение, что они работают вместе не один год. У учителей во всем мире есть нечто общее – у них горят глаза, когда они говорят о своем предмете. Мы побывали на многих уроках, сравнили оценочную систему, стиль общения, методики, специфику изучения тем по классам, увидели, что везде работают профессионалы и яркие личности.В частной гимназии Вены мы побывали на уроках русского языка, которые ведет отец Себастиан. В католической церкви есть такое монашеское послушание – быть учителем. Есть в этом какое-то чудо любви и радости – видеть на уроке русского языка католического священника в окружении православных икон, русских книг и словарей, карты России. Мы были с отцом Себастианом на уроке в классе, на экскурсии в монастыре, в уникальной монастырской библиотеке, в храме слушали орган в его исполнении, со школьным религиоведом Сергеем Цыбульским побывали на вечерней службе в католическом приходе, где служит отец Себастиан. Цыбульский говорил, что это было культурологическое погружение, я ему возразила, что погружение было педагогическим, светскость и религиозность не вступают в противоречие, потому что имеют педагогическое основание. Учитель религии и русского языка отец Себастиан удивительным образом прививает детям основы католической христианской культуры, с радостью открывая им мир русской культуры и русского языка. Это ли не образец мира, любви, добра, ценностей культуры и образования?В завершение стажировки наша учительская команда, восхищенная уроками австрийского образования, вдруг неожиданно предложила австрийским коллегам приехать на стажировку к нам в Москву, педагоги сразу спланировали, что покажут коллегам и друзьям из Австрии. А Елена Моргачева задумчиво предложила: «А может, в Москве построят школу-кампус, где мы вместе единой командой будем работать, чтобы не расставаться?» Воплощать в жизнь освоенные ценности свободного образования? Есть в этой идее что-то правильное. Лариса ЛЬВОВА, ученый секретарь Московского института развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте