Задачи урока через планируемые результатыПредметные: изучить рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления»; продолжить развитие навыков аналитического чтения; выстроить диалог с писателем на основе художественного текста; постигнуть авторский замысел, художественную идею рассказа; определить значение ключевых слов с помощью контекста и словаря.
I II Слово учителя. Беседа с учащимися. VII Список использованной литературы.
Метапредметные:
Познавательные – углубить представления учащихся о личности Б.Екимова и его творчестве; выявить нравственную тональность звучания рассказа «Ночь исцеления»; развивать навыки ассоциативного мышления.
Коммуникативные – продолжить развитие устной монологической и диалогической речи учащихся.
Регулятивные – продолжить развитие навыков совместной работы.
Личностные – формирование ценностных нравственных ориентиров учащихся; формирование доброго, уважительного отношения к людям; воспитание личности, ответственной за свои поступки, умеющей принимать важные «недетские» решения.
Ресурсное обеспечение урока:
Презентация «Любовь не ошибается»: портрет писателя Бориса Екимова, галерея художника А. Шилова «Дорогие мои старики».
Тексты рассказа «Ночь исцеления».
Аудиозапись песни «Дорогие мои старики».
Стихотворение Андрея Дементьева «Памяти мамы».
Ход урока
I. Экспозиция урока.
Учитель: Год Доброты в городе… Действие происходит в неизвестное время. Может быть, в 2050 году. Слово «добрый» презирается. Говорят «добренький», когда хотят оскорбить.
На скамейке в парке плачет ребёнок. Рядом лежит бездомный пёс. Перебита лапка, в глазах страдание. Ребёнок нежно гладит собаку. Проходящий мимо взрослый замахивается на неё рукой. «Как вам не стыдно!» – плачет ребёнок.
Картина не выдумана. Но ведь можно помочь собаке. А мы не только собаке не помогаем, но проходим и мимо людей, нуждающихся в помощи. Это ли не повод обсудить одну из важнейших проблем нашего времени – проблему добра и равнодушия?!
Добрый поступок, доброе слово, добрая улыбка… А что такое доброта? Это когда «каждый человек, каждая отдельно взятая совесть… должны быть растворены, как окна доброго жилища, к чужой…беде», к другому человеку – к ребёнку, к пожилому, к человеку иной веры, к природе, к животным… Добро самоценно. Добро преображает нашу жизнь. Добро преображает души дарящих его и принимающих его. Добро и утешитель, и любовь, и радость. Согласитесь, что это вечные истины, на которых должна строиться наша жизнь.
Впереди у нас – разговор о Доброте и о Любви. И поможет нам в этом «лучший русский рассказчик» – современный писатель Борис Петрович Екимов.
II. «Лирическое отступление».
Вводно-мотивационный этап урока.
Диалог учителя и ученика.
– Один мудрый психолог придумал необычную карту – карту человеческих отношений. На ней нанесены два больших острова – остров Детства и остров Старости. На острове Детства живут озорные, весёлые, шаловливые дети. Остров Старости населяют мудрые, рассудительные пожилые люди. У каждого из них за плечами груз прожитых лет, сбывшихся и несбывшихся надежд, светлых и печальных воспоминаний, непосильных, но завершённых дел…. «У жизни два слабых, нуждающихся в поддержке отрезка: её начало и её конец». Это детство и старость.
– Скажите, а что может соединить эти острова?
– Мост.
– Пожалуй, мост. Но не из лёгких и тяжёлых конструкций. А некий метафорический мост человеческих отношений. Как вы думаете, легко ли выстраивать отношения между детьми и пожилыми людьми?
– Далеко нет. Но связующим звеном могут быть как взрослые, так и сами дети.
– Приходилось ли вам слышать такую народную мудрость «Старый что малый»? Как вы её понимаете?
– Пожилые люди бывают подчас наивны, доверчивы, как дети, а иногда упрямы, капризны и неуступчивы (тоже как дети!). Дети же в своих рассуждениях часто похожи на мудрых стариков.
– Легко ли вы строите отношения со своими бабушками и дедушками?
– К сожалению, не всегда. Современным детям и подросткам порой бывает трудно общаться с людьми старшего поколения, понимать их. Это непонимание часто проявляется и в отношениях с родными дедушками и бабушками. Им многое не нравится в нас: во что одеты, какую музыку слушаем, какими словами выражаемся, кто наши друзья….
– Очень часто взрослые навязывают нам свои правила поведения, свои представления о жизни. Искренность воспринимают как странность возраста, в то время как дети принимают её как настоящую ценность.
Первый микровывод: Взаимоотношения детей, подростков с людьми старшего поколения – это одна из проблем человеческого общения в современном мире. Что станет с детьми, когда их захлестнёт волна взрослой жизни? Будут ли они помнить о чистом детстве, как об идеале? Близки ли будут с теми, кто уже вымерил свой жизненный путь страданием, падением, безрассудством и возрождением?
Учитель: Посмотрите на картины современного художника А. Шилова серии «Дорогие мои старики» (см. презентацию). Какие чувства вызывают у вас герои этих картин?
Ученики: Доброе, сердечное отношение. Это одновременно уважение и жалость. А жалость у русских ассоциируется со словом любовь. Это уважение к старости, чувство благодарности за заботу, любовь, непосильный труд в годы войны.
Учитель: А давайте посмотрим, как проблема взаимоотношений детей и людей старшего поколения решена в рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления».
Перед нами портреты писателя.
Мудрый, проницательный взгляд. Мужественные черты лица. Кажется, этому человеку открыты многие истины. Но это лишь штрихи к портрету. А дополнительное представление о писателе – в письме благодарного читателя.
Однажды житель села Богунино Тверской области Анатолий Васильевич Исаев написал Борису Екимову: «Я раньше просто «глотал» книги, а на ваших рассказах споткнулся, понял: нельзя спешить. Надо читать и думать, читать и думать».
Как слова читателя характеризуют творческий мир писателя, о котором мы будем говорить сегодня на уроке?
– Это писатель-психолог, чьё творчество близко и детям, и взрослым, так как автор рассматривает нравственные проблемы. Вот почему читатель «споткнулся» на его рассказах.
– Герои его произведений – наши современники и предшественники, люди с непростыми судьбами.
– Круг тем – отношения между людьми в наше стремительное, быстро меняющееся время.
– Рассказы писателя нравственны и светлы. Не раз на страницах его произведений герои задают себе такие вопросы: «Как жить в согласии с совестью?» «Какими принципами нужно руководствоваться в жизни?».
Второй микровывод: Да, действительно это так. Сюжеты его рассказов – «огромная живая земля, живая вода, бездонное небо и душа человечья, за всё благодарная, порою до забытья, до слёз».
Сегодня на уроке мы будем читать рассказ «Ночь исцеления». Что вы можете сказать о заглавии? Какое слово заставляет нас задуматься?
Ученики: Это слово «исцеление» – слово высокое, книжное. Означает оно выздоровление, чаще всего душевное. Речь в рассказе, скорее всего, будет идти о выздоровлении человека. И поможет этому выздоровлению поступок мальчика.
III. Слово учителя. Беседа с учащимися.
Учитель: В 2008 году Борису Петровичу Екимову была присуждена литературная премия Александра Солженицына. В ответной речи автора на церемонии награждения прозвучали важные слова: «Огромным служением русской художественной литературы всегда было воспитание человека, если угодно, учительство… Ненавязчивое внушение простых, но великих истин, правил людского бытия: честность, трудолюбие, доброта, совестливость… Эти великие истины лежат в основах всех религий, верований, конституций, кодексов. «Люби ближнего…», «В поте лица добывай хлеб…», «Не убий…» «Чти отца своего…». Русская литература сродни религии. Всякую хорошую литературу ведёт тоска по хорошему человеку.
Каждый человек отвечает за то, какой он. Ещё Лев Толстой сказал: «Всё – в тебе». Разве это не так?
Творчество писателя по-новому открывает нам эти истины.
Запишем тему урока: «Любовь не ошибается» (Святой Праведный Иоанн Кронштадтский). Урок-размышление по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления».
Какие слова являются ключевыми в заглавии темы?
Ученики: Оба слова – «любовь не ошибается». Они звучат как единая смысловая доминанта. В этих словах чистая, высокая, жизнеутверждающая нота.
Учитель: Запишем эпиграф и вдумаемся в его смысл.
«Если ребёнок плачет оттого, что он стукнулся и ему больно, это означает, что он просто живой. Но когда дитя плачет оттого, что больно другому, это значит, что он – Человек». (Альберт Лиханов).
Выразительно прочитаем эпиграф. Одинаково ли значение дважды повторяющегося слова «больно»?
Ученики: Разное. В первом случае значение «так, что чувствуется физическая боль». Во втором случае «ощущение душевного страдания».
Учитель: Итак, перед нами рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».
Демонстрируется презентация «Дорогие мои старики». Звучит песня.
Учитель: Цель нашего занятия – вдумчиво, трепетно прочитать рассказ. Мы должны помнить, что писатель создаёт художественную картину, основываясь на законах литературы как искусства слова. Проживём и мы вместе с героями эти волнительные минуты.
IV этап урока опубликован в №18 «Учительской газеты» от 3 мая 2016 года.
VIII. Список использованной литературы.
Дементьев А. Я живу открыто. – М.: Эксмо, 2007.
Екимов Б.П. Привет издалека: рассказы, повести. – М.: Русский Мир. Жизнь и мысль, 2011.
Лиханов А. Письма в защиту детства. – М.: ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2007.
Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. – М.: Эксмо, 2007.
Статья «Писатель Борис Екимов: «Есть хлеб, вода и нет войны!»» из еженедельника \”Аргументы и Факты\” № 44 29/10/2008.
Татьяна Селиванова, учитель русского языка и литературы средней школы №4 города Десногорска Смоленской области
Комментарии