Первые ученики Ольги ПРИВАЛОВОЙ – ее родители. Их она усаживала напротив себя и вела уроки. Однако мало кто верил, что Ольга Викторовна всерьез и надолго решит посвятить свою жизнь педагогической профессии.
Ей просто повезло с педагогами. Спустя время Ольга Привалова отправится в родную школу не ученицей, а учителем, но для этого сначала поступит в Новозыбковский профессионально-педагогический колледж Брянской области. Там же встретит будущего мужа.
В 2010 году студентка третьего курса вместе с однокурсниками поедет практиковаться в один из лагерей Брянской области и… влюбится с первого взгляда в общительного и позитивного молодого человека, обладателя (как потом выяснится) коричневого пояса по карате.
С радостью молодые люди узнают, что живут в одном маленьком городке, который с теплотой называют Солнечная Унеча. Спустя четыре года они поймут, что хотят быть вместе. Всегда.
Так, Приваловы вместе восемь лет, у них подрастает сын Арсений. Мальчик в этом году пойдет в первый класс. Надо ли говорить, что родители будущего первоклассника уже сегодня с волнением думают о начале школьной жизни сына? В каком-то смысле, конечно же, им легче, ведь Арсений пойдет в родную для его мамы, учителя Ольги Викторовны, школу, где она преподает сразу в двух классах – первом и третьем. И в этом уникальная особенность сельской так называемой малокомплектной школы, когда учитель выстраивает урок таким образом, чтобы новые темы были понятны детям разного возраста. Всего в сельской школе села Красновичи Унечского района Брянской области чуть более сорока человек. В классе, где преподает Привалова, обучаются семь человек. При этом она еще и классный руководитель.
Увлечь ребят в такой ситуации сложно, потому часть времени на уроке они занимаются самостоятельно, а рядом находятся дети другого возраста. Мешают ли ученики друг другу? Да. И потому для разрешения ситуации учитель организует тьюторское сопровождение младших школьников старшими. Сформированы постоянные учебные пары «ученик – учитель». Благодаря этому старшеклассники получают новый опыт, более вдумчиво воспринимая труд учителя. А еще в сельской школе реализуется государственная программа «Цифровая образовательная среда», в рамках которой используется техническое оборудование для проведения современных и качественных уроков. В чем же тогда, скажите, разница между городской и сельской школами?
Педагог Ольга Привалова первые полгода своей учительской деятельности… плакала. И тому была серьезная причина. Рядом с сельской школой социальный приют, а это значит, что его маленькие подопечные ходят в местное учебное заведение. Их жизнь – урок для учителя. Чему же может научить ребенок, от которого по каким-то сложным жизненным причинам отвернулись родители, оставили без главного – без любви, доверив государству заботу, обучение?
Я слушаю рассказ Ольги Викторовны и понимаю, что дети из приюта тронули ее сердце и преподали урок веры и надежды. Был момент, когда весь класс готовил открытки в подарок мамам. Как маленький человек, переживший опыт предательства, относится к своей маме? Он ее любит и иначе как «мамочка моя» не называет. А где она, мама? Чем живет, о ком болит ее сердце? Вопросы без ответа. Удивительно, но это так: дети из социального приюта любят своих мам бесконечно, безусловно. Как их обучать, как разговаривать, как спрашивать с них, к примеру, за невыполненное задание?
Так чему научили эти ребятишки молодую учительницу? Ольга Викторовна не сразу отвечает на вопрос. Говорить не спешит, наверное, снова и снова переосмысливает бесценный жизненный опыт, подаренный детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. А потом Привалова начинает эмоционально (голос ее немного дрожит) рассказывать, что именно благодаря такому общению задумываешься, что унывать нельзя, что важно верить… в чудо, в любовь! Дети, которым так не хватает тепла, жадно ловят взгляд учителя, стараются по поводу и без повода прикоснуться к взрослому человеку, который выбрал однажды для себя ответственную профессию, влияющую на душу каждого, кто сидит за школьной партой.
В первое время Ольга Привалова затруднялась говорить с ребятишками о семейных ценностях, боялась задеть больное место. Надо было найти общий язык, подстроиться. И только со временем пришло понимание, как сильно такие дети любят своих родителей, как умеют прощать, а главное – в их сердцах все время живет огонек надежды! Не бывает безвыходных ситуаций, важно жить с надеждой – еще один урок для учителя Приваловой.
А какой сегодня сельский учитель? От людей, как известно, на деревне не спрячешься… Да и не получится. Педагог Привалова уверена: не важно, в какой школе ты преподаешь, важно, как ты это делаешь, дорожишь ли профессией и учениками или думаешь, как бы заняться чем-то другим. Учительство требует полной отдачи, и невозможно быть в школе наполовину. К сельскому учителю, конечно же, больше требований в том смысле, что он всегда на виду, многим односельчанам по-доброму интересно, как педагог живет, как одет, в каком настроении. Это не праздное любопытство, а, скорее всего, дань уважения профессии.
Был момент в жизни Приваловой, когда она оставила школу, думая, что навсегда: после шести лет работы учителем стала ведущим инспектором в управлении образования. Открывались новые перспективы и возможности, можно было двигаться по карьерной лестнице, но мысли о таких ставших родными сельских мальчишках и девчонках не покидали. Ее сердце и помыслы остались в школе. Возвращение в немалой степени состоялось еще и потому, что Приваловой повезло со своими первыми учителями. Есть кого и за что благодарить.
Светлана Шевченко – первая учительница, идеал, ей хотели подражать все ученицы, включая маленькую Ольгу. Умная, красивая, молодая, заботливая, она бережно помогала малышам держать ручки, учила читать и даже успела вложить в их головы правильные взгляды на мир. Во многом благодаря этому человеку и зародилась в сердце нашей героини мечта об учительстве.
Любовь Леоненко, директор родной сельской школы, в которой будущая учительница училась девять лет, тоже сыграла в ее профессиональной жизни большую роль. Именно она взяла на работу 19‑летнюю выпускницу колледжа. Доверившись опыту директора, нового молодого педагога приняли в качестве классного руководителя родители первого и одновременно третьего классов, с которыми Ольга Викторовна до сих пор в отличных отношениях.
«Учитель учится всю жизнь» – эти слова любит цитировать Привалова, ссылаясь на авторитет основоположника отечественной педагогики Константина Ушинского. И ей действительно нравится все время учиться.
Ольга Викторовна продолжает благодарить наставников и рассказывает, что ей посчастливилось встретить на своем профессиональном пути заслуженного учителя РФ Валентину Сверделко. Валентина Владимировна – грамотный педагог, выдающийся управленец, всегда готовая поделиться багажом знаний и опыта, приобретенным за долгие годы в педагогике.
Можно ли одной пройти путь конкурса «Учитель года»? Еще один непраздный вопрос. По мнению Ольги Викторовны, в одиночку невозможно, потому что даже педагог со стажем под грузом ответственности начинает сомневаться в каждом шаге. Рядом необходим наставник, и здорово, если он станет другом, который поддержит, подскажет и даст совет. Таким человеком для конкурсантки стала Галина Бобунова, заведующая районным методическим кабинетом. Галина Евгеньевна вместе с Ольгой Викторовной проходила все экзамены конкурса, разделяла радость, успех и переживания, наставляла. Под ее чутким руководством и родилась Привалова как победитель регионального этапа, участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2022.
Что к этому можно добавить? Без всякого пафоса: душа к душе – первые учителя Ольги Приваловой, любящие своих учеников, имеющие большой опыт работы в школе, смогли передать Ольге Викторовне то, что, кажется, трудно облечь в слова. И все же рискнем. Учитель не только обучает, воспитывает, учится сам и учит других… но и приумножает любовь. Исключительно сердцем передавая своим ученикам опыт любви к каждому человеку, даже если он плохо учится или не успевает сделать все уроки, даже если у него нет семьи, близких людей, которые всегда примут, поддержат, утешат, вдохновят и поделятся своей любовью.
Получив ценный посыл миссии, учительница Ольга Привалова вот уже двенадцать лет у доски вглядывается в глаза своих юных односельчан в доброй надежде, что они многому у нее научатся и вырастут достойными людьми. Все вместе они живут среди сказочных великанов – старых сосен в селе Красновичи. Село окружено заповедной территорией Урочище Галое. Привалова говорит о своем маленьком селе, искренне восхищаясь им.
Жизненным ключом села, по словам Ольги Викторовны, и является школа. Ее ученикам дарят свою любовь и заботу все учителя. Привалова гордится и тем, что работает в уникальном селе, на родине первого министра народного просвещения графа Петра Завадовского. Чувство сопричастности великому человеку, так же как и любовь к профессии, побуждает действовать активно, интересно, всегда помня, что их школа сегодня – это центр и лицо села, его душа.
Задаю еще один, завершающий общение вопрос учителю: «Как вы все успеваете?» И сразу же получаю ответ: «Я люблю то, что делаю. Школа. Дом. Семья. Мне все дорого. Нельзя устать от того, что ты действительно любишь!»
Вера ЕВСТИГНЕЕВА, Брянская область
Комментарии